burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Франция

Год: 1915

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

СПАД A1/A2/A4 / SPAD A1/A2/A4

   Цельнодеревянный одностоечный биплан со смешанной обшивкой. В местах скрещения расчалок установлены дополнительные деревянные стяжки, соединяющие их с крыльями, из-за которых самолет выглядел как двухстоечный, но эти стяжки не несли силовой нагрузки, а предназначались лишь для предотвращения вибрации расчалок. Подобная схема бипланной коробки применялась на всех истребителях "Спад" периода Первой мировой войны.
   Передняя часть фюзеляжа и гондола стрелка обшиты фанерой, остальное - полотном. Экипаж - два человека. Главная отличительная особенность машины - размещение стрелка-наблюдателя в отдельной кабине-гондоле перед винтом, благодаря чему достигался максимальный обзор в передней полусфере и широкий диапазон для ведения огня. Вооружение - подвижный пулемет "Льюис" на вертикальной полутурели. Для обеспечения доступа к двигателю гондола откидывалась вперед на шарнирах.
   Автор проекта - главный конструктор фирмы Societe Pour l'Aviation et ses Derives (сокращенно - SPAD) Луи Бешеро. Первый полет прототипа самолета, названного "Спад" A1 и оснащенного 80-сильным ротативным двигателем "Рон" 9C состоялся 21 мая 1915 года. Аэроплан показал невысокие летные данные, тем не менее, схему машины поначалу сочли перспективной. Была построена небольшая серия в 11 штук, большинство из которых поступило на вооружение французских ВВС, а несколько экземпляров отправили в Россию.
   Вскоре появилась усовершенствованная версия, названная "Спад" A2 с двигателем "Рон" 9J мощностью в 110 л.с. Самолет также отличался увеличенным размахом крыльев и видоизмененным капотом с изогнутыми по форме цилиндра алюминиевыми панелями на бортах. Летные данные машины повысились. Самолет построен в количестве 40 экземпляров, 30 из которых применялись французами на западном фронте во второй половине 1915 года.
   Еще 56 штук были сделаны по российскому заказу. Внешне они выглядели как тип A2, однако на них установили моторы мощностью в 80 л.с. Эта "гибридная" модификация получила обозначение A4. Самолеты поступили в Россию в 1916 году, когда их моральная устарелость и низкие характеристики уже ни у кого не вызывали сомнений. Тем не менее, из-за нехватки вооруженных аэропланов, они применялись на русско-германском фронте в качестве истребителей и разведчиков до середины 1917 года. Этому способствовала малочисленность германо-австрийской истребительной авиации на восточном фронте (основные силы немцы держали на западе) позволявшая русским летчикам без особого риска использовать откровенно слабые машины.
   Во Франции же от применения "Спада" A2 во фронтовых частях отказались уже весной 1916-го. Он оказался слишком медлительным, неповоротливым и тяжелым в управлении для ведения маневренного воздушного боя, а отсутствие защиты сзади и ограниченный сектор обстрела передней огневой точки делал почти невозможным ведение боя "по бомбардировочному" - за счет маневра огнем. Кроме того, размещение стрелка в передней гондоле оказалось чрезвычайно опасным и при капотировании машины он, как правило, погибал. Все это вызывало негативное отношение самолету со стороны экипажей и обусловило его быстрое снятие в вооружения.

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969