burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Франция

Год: 1917

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

СПАД S XIII ( "Спад-13 ") / SPAD S XIII (Spa 13C-1)

   Очередная модификация истребителя "Спад" S VII с новым мотором, более мощным вооружением и рядом усилений в конструкции планера. В частности появились дополнительные подкосы центроплана верхнего крыла.
   S XIII разработан под руководством Луи Бешеро в начале 1917 года. Первый полет опытного экземпляра состоялся 4 апреля, в том же месяце началось серийное производство. Поначалу машина оснащалась 200-сильным редукторным мотором "Испано-Сюиза" 8Ba, затем - 220-сильной "Испано-Сюизой" 8Be. Вооружение составляли два синхронных пулемета "Виккерс".
   Уже в конце мая S XIII начал поступать во французские истребительные эскадрильи. Несмотря на свой "несчастливый" номер, самолет оказался настолько удачным, что французы почти полтора года, вплоть до конца войны не ставили вопрос о его замене, хотя в те времена большинство истребителей морально устаревало буквально за несколько месяцев.
   Более того, S XIII стал самым массовым истребителем Первой мировой войны. К выпуску машины, помимо фирмы SPAD, подключили еще семь авиазаводов и все вместе они сдали около 9300 серийных экземпляров (фирма SPAD - 1941, ACM - 361, "Бернар" - 1750, "Блерио" - 2300, "Борель" - 300, "Кельнер" - 1280, "Левассор" - 340, "Ньюпор" - 700 и SAFCA - 300). Выпуск был прекращен вскоре после окончания войны.
   К моменту своего появления на западном фронте S XIII считался лучшим истребителем союзников по совокупности летных и боевых характеристик. Правда, его превосходство над S VII в летных данных и огневой мощи, по мнению ряда пилотов, сопровождалось усложнением техники пилотирования.
   К осени 1918 года S XIII стал фактически единственным типом одноместного истребителя во французских ВВС. На нем летало в общем счете более 80 истребительных эскадрилий. Самолет оставался на вооружении еще несколько лет после войны. Последние экземпляры французских S XIII списали в 1923 году.
   Кроме того, с июля 1918-го S XIII являлся основным истребителем американских экспедиционных сил в Европе. Всего американцы получили от французов 893 S XIII, из которых 435 штук пережили войну и впоследствии были вывезены в США. Эти самолеты составляли основу американской истребительной авиации вплоть до начала 20-х годов, когда их начали заменять машинами собственного производства.
   Еще 273 самолета французы в 1917 году передали Италии. На них успешно воевали на итало-австрийском фронте 77-я, 91-я и ряд других итальянских истребительных эскадрилий, хотя итальянцы предпочитали "Спаду" более легкий и маневренный "Анрио" HD-1. В том же 1917 году 60 машин получили англичане. На них до апреля следующего года воевал на западном фронте 23-й дивизион RFC. "Спадами" также была вооружена одна бельгийская и одна греческая эскадрилья.
   Утверждение ряда авторов, в том числе - известного авиационного историка В.Б.Шаврова, что несколько экземпляров S XIII до октябрьской революции успело попасть в Россию, пока не получило документального подтверждения.
   Уже после войны 100 штук S XIII в рамках французской военной помощи получила Чехословакия, 40 штук - Япония и еще 40 - Польша. Единичные экземпляры приобрели Перу, Таиланд и Иран, а Германии и Турции несколько таких машин досталось в качестве трофеев.
   Греческие и турецкие "спады" принимали участие в греко-турецкой, а польские - в польско-советской войне 1920 года.
  

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Military Aircraft Since 1909 (Putnam)
  • R.Mikesh, A.Shorzoe Japanese Aircraft, 1910-1941 (Putnam)
  • J.Davilla Italian Aviation in the First World War. Vol.3: Aircraft M-W (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 75)
  • J.Davilla - Italian Aviation in the First World War. Vol.1: Operations /Centennial Perspective/ (73)

    This posed, formal portrait was taken on 10 May 1918. Baracca was now a Maggiore and the commanding officer of the 91 st Squadron. Note how his chest is full of medals. This SPAD, S.2445, was retired on 21 May, and he was flying a SPAD VII when killed on 19 June 1918. According to Italian sources, Baracca was killed by ground fire while leading a ground attack mission. (Via Paolo Varriale)

  • H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/

    Francesco Baracca, born on 9 May 1888, had held a commission in the crack Royal Piedmont Cavalry since the age of nineteen, to which he added his military aviator's 'wings' in 1912. Too late to put his flying experience to use in the Italian-Turkish War of 1911-1912, Baracca spent the years between 1912 and 1915 as a touring flying instructor, going from one military airfield to another. Interspersed with these duties, Baracca was asked to fly and evaluate many of the new military aircraft being offered to the Italian Government. Baracca was with a Paris-based Italian military mission at the time Italy declared war on the Austro-Hungarian Empire, on 19 May 1915, shortly afterwards returning to Italy to join a Nieuport 10 squadron serving on the Udine Front. Baracca's first confirmed 'kill' cook a long seven months to materialise and came in the wake of his transfer to the single seat Nieuport 11-equipped 70th squadriglia at the end of 1915. This first victory, on 7 April 1916, involved a two seat Austrian Aviatik. Following in the footsteps of such great fighter aces as James McCudden and Manfred von Richthofen, Baracca appears to have specialised in downing two seaters. In June 1917, Baracca, whose current score was 13, took command of the SPAD S VII -equipped 91st squadriglia. By November, when the 91st exchanged its SPAD S VIIs for the more potent SPAD S XIII, Baracca had taken his tally of kills' to 30. Some indication of how the German-led Austro-Hungarian thrust to the Piave was to effect the local air war can be gauged from the fact that over the next seven months, Major Baracca only managed to add a further 4 victories to his score, prior to meeting his own end, on 18 June 1918, when, having set off with two companions, he failed to return from a ground strafing mission. Italy's leading air ace, Baracca is seen here standing beside his SPAD XIII that carried his personal emblem of a rampant stallion.

  • J.Davilla - Italian Aviation in the First World War. Vol.3: Aircraft M-W /Centennial Perspective/ (75)

    Rear quarter view of the Spad 13 of Italian ace Fulco Ruffo di Calabria. Note the early rounded wingtips on this Spad 13. Ruffo was credited with 20 victories and survived the war. (Roberto Gentilli)

  • J.Davilla - Italian Aviation in the First World War. Vol.3: Aircraft M-W /Centennial Perspective/ (75)

    Two Italian Spad 13s; note their early-production rounded wingtips. (Roberto Gentilli)

  • J.Davilla - Italian Aviation in the First World War. Vol.2: Aircraft A-H /Centennial Perspective/ (74)

    FIAT R.2 with 270hp Fiat engine on its airfield at right, Spad 13 in middle, Hanriot HD.1 in left background.

    Другие самолёты на фотографии: FIAT R2 - Италия - 1918Hanriot HD.1 - Франция - 1916

  • Z.Czirok - Austro-Hungarian Fighter Units of WWI. Volume 1 /Aeronaut/ (1)

    Ten. Bacula of 91a Squadriglia, the witness of Scaroni's air victory on 21st June 1918. (Roberto Gentilli)

  • Сайт - Pilots-and-planes /WWW/

    This Spad 13 served with the 2nd Air Regiment of the Czechoslovakian Air Force during 1925. The national insignia under the wing is a representation of the Czech flag