burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Австро-Венгрия

Год: 1917

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

"АВИАТИК" (Берг) D.I / AVIATIK (Berg) D.I

   Первый серийный истребитель австро-венгерской конструкции был спроектирован конструкторским коллективом венской фирмы "Авиатик ГмбХ" (ранее "отпочковавшейся" от одноименной германской авиафирмы) под руководством инженера Юлиуса фон Берга. Первый полет прототипа состоялся 10 января 1917 г. Первый серийный экземпляр поднялся в воздух 3 мая того же года.
   Самолет представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан. Фюзеляж обшит фанерой, крылья и оперение - полотном. Двигатель - "Австро-Даймлер" Dm-185 мощностью 185 л.с. Вооружение первоначально состояло из одного пулемета "Шварцлозе", установленного над верхним крылом под углом 15° к продольной оси самолета для стрельбы вперед-вверх вне диска ометания винта. В дальнейшем на серийные машины стали устанавливать по два курсовых пулемета с синхронизаторами, слева и справа от двигателя.
   Первый серийный экземпляр вышел на испытания 3 мая, а с 15 мая аэропланы, получившие военное обозначение "Авиатик" D.I, начали поступать на фронт.
   Самолет отличался хорошими летными данными в сочетании с простотой и технологичностью конструкции, позволявшей организовать производство на небольших и слабо оснащенных древообрабатывающих предприятиях. Помимо фирмы "Авиатик", его начали выпускать заводы WKF, MAG, "Зоннунд Фиала" и "Лёнер" и "Ллойд".
   Истребители, построенные на "Авиатике", сначала имели индекс Ba.38 (построено 72 экземпляра), а затем, после установки более мощного 200-сильного мотора - Ba.138 (87 штук).
   Однако новых 200-сильных "австро-даймлеров" для всех авиазаводов не хватало, а приоритет в их поставке был отдан фирме "Оэффаг". Из-за этого вскоре пришлось начать оснащать "авиатики" гораздо менее мощными моторами по 160 л .с. Внешне эти самолеты, получившие индекс Ba.238, отличались более округлой формой носовой части фюзеляжа без лобового радиатора. Радиаторы у них размещались по бортам.
   Выпуск серии Ba.238 начался в январе 1918 г. Всего было построено 120 экземпляров. По сравнению с Ba.138, характеристики "238-го" заметно ухудшились, а фронтовые летчики отрицательно восприняли его появление. В результате уже к июлю "авиатики" со 160-сильными моторами были убраны из строевых частей и отправлены в летные школы.
   Последняя серийная модификация машины - Ba.338 с двигателем мощностью 225 л.с. Радиатор у нее размещался над передней кромкой верхнего крыла. Конструкция планера была усилена, в частности, уменьшен шаг нервюр на крыльях. Серийное производство этой версии развернулось в июле 1918 г., а на фронт она попала в сентябре.
   До конца войны фирма "Авиатик" успела построить и сдать военной приемке 58 экземпляров Ba.338 и еще 33 самолета с теми же моторами сделаны на заводах "Лёнер", "Ллойд" и WKF.
   Общий итог поставок истребителя "Авиатик" D.I австро-венгерским ВВС составил 677 штук, из них 336 сдала фирма "Авиатик", 131 - MAG (индексы Ba.84 и Ba.92), 110 - "Лёнер" (Ba.115 и Ba.315), 31 - "Ллойд" (Ba.48, Ba.248 и Ba.348), 34 - "Зонн унд Фиала" (Ba.101 и Ba.201) и 35 - WKF (Ba.184, Ba.284 и Ba.384).
   "Авиатик" D.I можно считать не только первым, но и лучшим истребителем Австро-Венгрии, принимавшим участие в мировой войне. Особенно это относится к самолетам 338-й серии.
   После войны разоруженые "авиатики" использовались в Чехословакии, Венгрии, Румынии и Австрии в качестве спортивных машин, а также - для киносъемок и различных демонстрационных полетов.
  
  
МОДИФИКАЦИИ
  
   Серия 38: двигатель "Австро-Даймлер", 185 л.с, вооружение - 1 несинхр. "Шварцлозе", установленный на капоте под углом 45 град, вверх.
  
   Серия 138: двигатель 200 л.с, вооружение - 2 х 8-мм синхронных пулемета "Шварцлозе"
  
   Серия 238: двигатель 160 л.с.
  
   Серия 338: двигатель 225 л.с., усиленная конструкция крыла.
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   Ba.38 Ba.338
   Размах, м 8,08 8,08
   Длина, м 6,95 6,86
   Высота, м 2,48
   Площадь крыла, кв.м 21,8 20,3
   Сухой вес, кг 606 638
   Взлетный вес, кг 834 912
   Скорость максимальная, км/ч 195 200
   Время подъема на высоту
   2000 м, мин 5,1 4,3
   Потолок, м 6150 6500
   Продолжительность полета, ч 2,5
   Экипаж, чел 1 1

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One
  • E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
  • Журнал Flight
  • Z.Czirok - Austro-Hungarian Fighter Units of WWI. Volume 1 /Aeronaut/ (1)

    Aviatik D.I 238.39 fighter trainer of Flik 72/J. The unit and personal markings are clearly visible. (Colin Overs via Boris Ciglic)
    Aviatik-Berg D.I 238.39 bei der Flik 72.J in San Fior (6.AK), Staffelmarkierung schwarzes Rumpfband, die weißen Ziffern wiesen auf die Rangordnung hin
    Aviatik-Berg D.I 238.39 на Flik 72.J в Сан-Фиоре (6.AK), черная лента на фюзеляже - опознавательный знак подразделения, белые цифры обозначают порядковый номер

  • Z.Czirok - Austro-Hungarian Fighter Units of WWI. Volume 1 /Aeronaut/ (1)

    Line of aircraft on San Fior airfield, four fighters of Flik 72/J and one with unit markings of Flik 74/J on the right. The first on the left is Aviatik D.I 238.39 "4", and the second is a series 115 plane. (Reinhard Masajdek via Petr Aharon Tesar)

  • P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/

    Aviatik D.I 238.41 armed with raised machine guns and fitted with side radiators. It was dispatched to the Front on 20 July 1918.

  • E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918

    Aviatik-Berg D.I 238.41 in Aspern, Frühjahr 1918, Waffeneinhau mit zwei Schwarzlose-MG M 16, Seitenkühler, Sechsecktarnmuster
    Aviatik-Berg D.I 238.41 в Асперне, весна 1918 г., с двумя Schwarzlose MG M 16, боковой радиатор, шестиугольный камуфляж

  • P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/

    Production side radiators as mounted on Aviatik D.I 238.41. Stencilling the aircraft number on cowl and struts was mandatory.

  • P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/

    Photographed at the Jagdfliegerschule Pergine, D.I 238.48 has the nose radiator and buried guns. The deep cockpit protected the pilot, but his forward vision was restricted.

  • E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918

    Aviatik-Berg D.I 238.82 in Aspern, Frühjahr 1918, MG bereits eingebaut, verändertes Schriftbild am Rumpf
    Aviatik-Berg D.I 238.82 в Асперне, весна 1918 г., MG уже установлен, изменен шрифт на фюзеляже.

  • H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/

    Авиатик (Берг) серии 238, пилот Линке Кроуфорд, 1918г / Design of the Austrian Aviatik, or Berg D I commenced very early in 1917, slightly ahead of Austria's other indigenous fighter, the Phonix D I. During the early stage of its flying career, the Berg D I suffered catastrophic structural wing failure, but once generally 'beefed-up', the machine proved to be both fast, agile and have a good climb, cited as reaching 13,000 feet in 11 minutes 15 seconds. Initially powered by a 185hp Austro-Daimler, these Bergs had top level speed of 113mph at sea level. The speed of later 200hp or 225hp powered aircraft rose to 115mph. Similarly, initial production Bergs carried a single 8mm Schwarzlose, while a second was added to later fighters. Delivered primarily to serve on the Italian Front from the late spring of 1917 onwards, the Berg D I was built in some quantities, involving 4 sub-contractors probably producing more than 300 machines. The fighter shown here was the mount of Austrian air ace, Oblt Frank Linke-Crawford, leader of Flik 60.

  • P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/

    The unarmed Aviatik D.I(Ll) 348.01 at Aspern in September 1918.

  • E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918

    Aviatik-Berg D.I 348.01 in Aspern, Einfliegerei. September 1918; erster Berg mit dem 225 PS-Daimler, gebaut bei Lloyd; das Einiliegen erfolgte ohne Waffeneinbau
    Aviatik-Berg D.I 348.01 в г. Асперн, облет. Сентябрь 1918 г.; первый Berg с 225-сильным Daimler, построенным Ллойдом; облет производился без установки оружия

  • P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/

    Prior to May 1919, when the red star became the national insignia, the Aviatik D.I(Ll) 348.48 was photographed in the colorful chevron markings of the post-war Hungarian Air Service.
    Aviatik-Berg D.I 348.48 in Budapest 1919; verwendet in der Räterepublik, übermalte Balkenkreuze, statt dessen die ungarischen Nationalfarben in Pfeilform am Oberflügel, die Trennlinien des k.u.k. Tarnschemas sind neu übermalt worden
    Aviatik-Berg D.I 348.48 в Будапеште 1919 г .; в Советской республике кресты были заменены на стрелки венгерских национальных цветов на верхнем крыле. Камуфляж перекрашен.

  • В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны

    Еще один "Авиатик" D.I, на этот раз с завода "Ллойд". "Ступенчатый" камуфляж на его фюзеляже являлся сильно упрощенной разновидностью австрийского гексагонального "лозенга", в котором шестиугольники "холодных" и "теплых" тонов были объединены в одноцветные широкие полосы с зубчатыми границами. Цвета полос - бежевый и темно-зеленый или светло- и темно-серый.