burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Франция

Год: 1913

Фронтовой самолет

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

ВУАЗЕН L/LA/LB/LAS / VOISIN L/LA/LB/LAS

   Ферменный двухместный биплан с толкающим винтом. Конструкция смешанная. Стержни хвостовой фермы, лонжероны крыла и стойки бипланной коробки - стальные трубы. Гондола обшита фанерой, крылья и оперение - полотном. Первая модификация, обозначенная литерой "L" и оснащенная ротативным мотором, построена знаменитыми французскими авиаконструкторами братьями Вуазен в начале 1914 года. В апреле того же года впервые поднялся в воздух "Вуазен LA" со звездообразным двигателем водяного охлаждения "Сальмсон" и увеличенным размахом верхнего крыла.
   К началу первой мировой войны "Вуазен LA" был принят на вооружение французской военной авиации. Парижский завод, принадлежавший одному из братьев Габриэлю Вуазену, развернул серийный выпуск машины. Всего во Франции в 1914-1915 годах построено более 800 аппаратов. Кроме того небольшой серией выпущен "Вуазен LB", вооруженный 37-мм полуавтоматической пушкой "Гочкисс".
   В ноябре 1914-го из "Вуазенов" сформировали первое во Франции бомбардировочное подразделение (Groupe de Bombardement). Самолет не обладал сколь-нибудь выдающимися летными данными, однако он уверенно держался в воздухе, был прочен, надежен и прост в управлении. Тогда это считалось вполне достаточным, и "Вуазены" получили широкое распространение как во фронтовых эскадрильях, так и в летных школах.
   В середине 1915 года запущен в серию "Вуазен LAS" (S - sureleve - улучшенный) с усиленным шасси, более мощным мотором и рядом других нововведений. До конца года выпущено 350 машин. Между тем, все более очевидной становилась непригодность "Вуазена" к активным боевым действиям в условиях западного фронта. Растущие потери тихоходных слабовооруженных машин вынудили французов осенью 1915-го временно приостановить дневные бомбовые рейды. "Вуазены" сначала переклассифицировали в ночные бомбардировщики, а в 1916 начали отводить с фронта в учебные и тыловые подразделения.
   Гораздо дольше эти машины применялись на восточном фронте. Летом 1914 года московский завод "Дукс" освоил выпуск "Вуазенов LA", а позднее и "LAS" по французской документации. Производство машины шло до конца 1917 года. Всего по разным оценкам сдано от 300 до 350 аппаратов. Кроме того 153 экземпляра построил завод В.А. Лебедева в Санкт-Петербурге и еще более 10 - мастерские Ф.Ф.Терещенко под Киевом. Таким образом относительно простые, технологичные и нетребовательные "Вуазены" стали в России самыми массовыми аэропланами первой мировой войны.
   На 1 сентября 1917 года во фронтовых авиаотрядах насчитывалось еще более 70 аппаратов этого типа. Не менее активно самолет участвовал и в гражданской войне. Итальянская фирма SIT построила по лицензии 112 "Вуазенов LA", оснастив их рядными моторами водяного охлаждения "Фиат", "Изотта-Фраскини" или "Рено". Эти машины, поступившие на вооружение итальянских ВВС, получили полуофициальное наименование "Вуазен SIT". В британском Королевском воздушном корпусе служили 94 "Вуазена LA", из которых 44 были куплены во Франции, а остальные - построены английской фирмой Сэвиджз. Эти самолеты летали в Месопотамии, Палестине и в бассейне Эгейского моря.
  
  
ДВИГАТЕЛЬ
  
   "Гном", 70 л.с. или "Рон", 80 л.с. ("Вуазен L"). "Сальмсон", 120-130 л.с. ("LA"). "Сальмсон", 150, 155 или 160 л.с. ("LAS").
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
  
   1-2 шкворневых пулемета и, в зависимости от модификации, от 47 до 230 кг бомб.

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
  • A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
  • L.Opdyke French Aeroplanes Before the Great War (Schiffer)
  • O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)
  • J.Davilla Italian Aviation in the First World War. Vol.3: Aircraft M-W (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 75)
  • Сайт Pilots-and-planes
  • Журнал Flight
  • D.Mechin - Oriental Adventures of the French Air force 1914-1918 /Aeronaut/

    A Voisin LAS bomber from the RNAS. British planes in Gallipoli were wearing French cockades.

  • K.Delve - World War One in the Air /Crowood/

    The series of Voisin pusher-engined, two seaters initially entered service with the French prior to the war and through improvements continued to flow into service through to early 1918. The Voisin LA, or Type III, depicted here, entered service in early 1915 and used a 130hp Salmson-built Canton-Unne 9M. The Type III's top level speed was a modest 76mph at 6.560 feet. The machine carried a 460lb bombload over a range of 250 miles at a cruising speed of 59mph. By way of defence one Hotchkiss or one Lewis gun was mounted forward. Built in quantity, the Type III was used by France, Belgium, Russia and Britain's RNAS, an example of which is seen here, operating from the northeastern Aegean island of Imbros during the early summer of 1915.