burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Франция

Год: 1913

Two-seat reconnaissance aircraft, frequently used as a single-seater

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

МОРАН-СОЛНЬЕ L/LA / MORANE-SAULNIER L/LA (PARASOLE)

   Двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Разработан в 1913 году французскими авиаконструкторами братьями Леоном и Робертом Моран совместно с Раймондом Солнье. Модификация L - первая в ряду самолетов "Моран-Солнье", созданная специально для военного применения. Поднятое над фюзеляжем крыло обеспечивало идеальный обзор вниз, что немаловажно для разведчика и артиллерийского наблюдателя. За такое расположение крыла самолет и получил своё название (фр. "parasole" - "зонтик"), позднее ставшее нарицательным для всех аппаратов подобной схемы.
   В 1914-15 "Парасоль" выпускался серийно на фирме Моран-Солнье. Построено более 600 экземпляров. В начале 1915 на него установили элероны. Самолет, получивший обозначение "Моран-Солнье LA", был выпущен малой серией.
   В России "Моран-Солнье L" стал одним из наиболее распространенных аэропланов на раннем этапе первой мировой войны. Всего на российских предприятиях "сдано в казну" примерно 450 аппаратов этого типа. Более 400 из них выпустил московский завод "Дукс" и около 30 - петроградский завод Лебедева. Еще 100 машин получено из Франции.
   "Мораны-парасоли" участвовали в боевых действиях с первых дней войны.
   В 1914 году на них воевали 8 французских эскадрилий, 3 дивизиона RFC и одно авиакрыло RNAS. Помимо хороших условий для работы летчиков-наблюдателей, экипажи "Моранов" отмечали легкость пилотирования и достаточно высокие для своего времени летные характеристики. На западном фронте самолет применялся до конца 1915 года в качестве разведчика, легкого бомбардировщика и даже - истребителя (впервые курсовой пулемет с отсекателями пуль на лопастях винта был установлен именно на "Моране-парасоле").
   Благодаря способности взлетать с относительно небольших и неподготовленных площадок, "Моран-Солнье L" нередко задействовали в "специальных операциях" по заброске агентов в тыл противника. В дальнейшем из-за растущего несоответствия летных данных требованиям боевой обстановки и появления новых, более совершенных самолетов аналогичного класса, "Парасоли" перевели в разряд учебных. В этом качестве они служили до полного физического износа.
   Фронтовая служба российских "Парасолей" продолжалась гораздо дольше, чем на Западе. Незначительное количество германо-австрийских истребителей на восточном фронте позволяло без особого риска использовать эти аппараты еще в 1917 году. Немало их числилось и в летных школах.
   Данных о применении "Парасолей" в гражданской войне не сохранилось, но известно, что их можно было увидеть на аэродромах до середины двадцатых годов.
  

Истребители

   Первым в мире истребителем, вооруженным фиксированным курсовым пулеметом, стал "Моран-Солнье L". Этот аппарат появился в августе 1913 года, когда французские авиаконструкторы братья Леон и Робер Моран совместно с Раймондом Солнье решили модифицировать свою предыдущую модель "Моран-Солнье G" путем установки крыла на стойках над фюзеляжем с целью повышения устойчивости машины и улучшения обзора. За такое расположение крыла самолет и получил прозвище "парасоль" (фр. Parasol - зонтик от солнца). Он имел цельнодеревянную конструкцию с полотняной обшивкой, двухместную кабину и 80-сильный ротативный мотор "Гном" или "Рон".
   Первый заказ на 50 экземпляров "парасоля" поступил в 1914 году от Турции, однако с началом Мировой войны правительство Франции реквизировало "турецкие" машины, одновременно выдав заказ на постройку еще 400 штук для ВВС. Всего же во Франции было выпущено примерно 600 "парасолей" и не менее 400 - в России. Большинство их них использовалось в качестве невооруженных разведчиков и корректировщиков артогня.
   Идея вооружить машину пулеметом, жестко закрепленным перед кабиной и стреляющим сквозь диск винта, принадлежала выдающемуся французскому летчику, одному из пионеров авиации Ролану Гарро. С помощью своего механика Жюля Ю, он установил на самолет пехотный пулемет "Гочкис". Для защиты винта от прострелов было применено довольно примитивное, но эффектное средство в виде стальных уголков-отсекателей пуль на лопастях.
   Первый "Моран-Солнье", вооруженный подобным образом и управляемый самим Роланом Гарро появился на франко-германском фронте в марте 1915 года. А 1 апреля Гарро одержал на нем первую воздушную победу, сбив немецкий разведчик. Этот день принято считать днем рождения истребительной авиации. 15 марта Гарро сбил второй немецкий аэроплан, а 18-го - третий. Однако вечером того же дня Гарро, увлекшись преследованием очередного немецкого аэроплана, вопреки запрету командования пересек на секретной машине линию фронта и попал под огонь зениток. Его его самолет был подбит и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Летчик попал в плен, а секрет французского истребителя стал достоянием противника. Немцы сразу же взялись за усовершенствование французского устройства для воздушной стрельбы, что вскоре привело к возникновению пулеметного синхронизатора.
   Помимо самолета Гарро, еще несколько французских "парасолей" было весной 1915 года оснащено пулеметами с отсекателями пуль на лопастях винтов. Однако из-за слишком низких для истребителя летных данных эти машины не получили распространения, быстро уступив место новой модификации "Морана-Солнье" - тип N, о которой пойдет речь в следующей статье.
   В России "парасоли" иногда оснащали курсовыми пулеметами "Льюис пехотный", закрепленными на стойках над крылом и стрелявшими поверх винта.


ДВИГАТЕЛЬ
   "Гном" или "Рон", 80 л.с.


ВООРУЖЕНИЕ
   Изначально не предусмотрено. С весны 1915 в задней кабине ставили шкворень, а на некоторых машинах - курсовой пулемет поверх крыла или над мотором с отсекателями пуль на винте. Использовались пулеметы "Кольт", "Гочкисс", "Льюис", реже - "Мадсен". В 1916 году многие российские "Мораны" вооружили синхропулеметами "Кольт" или "Виккерс".

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
  • A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
  • L.Opdyke French Aeroplanes Before the Great War (Schiffer)
  • O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • Журнал Flight