Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Лебедев Лебедь-XI

Страна: Россия

Год: 1915

Лебедев - Лебедь-VII / Лебедь-VIII - 1915 - Россия<– –>Лебедев - ЛМ-1 / Лебедь Морской - 1916 - Россия


Лебедь-XI


"Лебедь-XI"

  В 1910 г. Владимир Александрович Лебедев окончил летную школу во Франции, став, таким образом, одним из первых русских пилотов. В 1912 г. он организовал мастерскую по ремонту и изготовлению воздушных винтов. В 1914 году русский Лебедев арендовал участок возле Комендантского аэродрома и, построив там небольшие производственные помещения, начал выпуск по французской лицензии самолетов "Депердюссен Д". С началом войны в июле 1914 года на производство были поставлены "Вуазены", а затем летающие лодки FBA.
  Группа аэропланов, определяемая как тип "Лебедь-XI", объединяет трофейные аппараты, захваченные в ходе Первой мировой войны и восстановленные на заводе В.А. Лебедева
  Чтобы оценить явление, достаточно обратиться в качестве примера к "Летописи войны" - практически ежедневным сообщениям с фронта, публикуемыми в русских газетах и журналах:
  "Летопись войны. 11-й и 12-й месяцы.
  Русский фронт.
  21 - 24 июня 1915 г.
  Над Митавой ежедневно появляются неприятельские аэропланы. Бомбы с них не бросают. Наши обстреливают аэропланы. На днях в Митаву доставлены части германского аэроплана, подобранного в уезде.
  1 июля 1915 г.
  Между Вильной и Гродной около станции Олькеники мы захватили неприятельский "Альбатрос", летчик и наблюдатель взяты в плен. Вот подробности. - Пронесшийся над Олькениками "Альбатрос" намеревался бросить бомбы. Потерпев аварию вследствие порчи мотора летчики спустились недалеко от станции Олькеники и собирались поджечь аппарат и скрыться, Находившиеся поблизости крестьяне подняли тревогу. Станционные жандармы и стражники пустились вдогонку. Настигнутые летчики пробовали оказать сопротивление, но затем сдались. Аппарат цел, на нем найдены десять тяжелых бомб.
  15 июля 1915 г.
  К востоку от Золотой Липы наши летчики, поручик Покровский и корнет Плонский, увидев издали австрийский аэроплан, около 8 часов утра поднялись в воздух, догнали неприятеля и, поднявшись над ним, стали обстреливать из маузеров, постепенно прижимая к земле. Попытки неприятельской машины оказались тщетны, после непродолжительной перестрелки австрийские летчики спустились на землю. Наш аэроплан опустился рядом, и летчики с маузерами в руках кинулись на австрийцев. На неприятельском аэроплане оказались один поручик и один унтер-офицер, которые тотчас сдались. Австрийский аэроплан, захваченный нами, представляет совершенно новый и исправный аппарат в 120 сил типа "Авиатик".
  12 июля 1915 г.
  В 20 верстах от Владимира Волынского, около посада Иваницы, вследствие недостатка бензина спустился германский аэроплан. Два летчика-лейтенанта взяты в плен. Аэроплан, совершенно неповрежденный, отправлен в Киев.
  20 июля 1915 г.
  В восьмом часу утра со стороны люблинского шоссе появились два германских "таубе" (зачастую под определением "таубе" в прессе понимались все германские аппараты - М.М.), щедро бросавших бомбы. Метким огнем наших батарей оба аппарата скоро были подбиты и спустились у наших окопов. Летчики взяты в плен, один аэроплан отправлен в Киев.
  13-й и 14-й месяцы. Русский фронт.
  13 - 15 августа 1915 г.
  Германский аэроплан, появившийся над Двинском и сбросивший там три бомбы, был подстрелен у Ново-Александровска (к юго-западу) , причем с аппарата, в котором оказалось раздробленным левое крыло и поврежденным мотор, были взяты в плен два летчика-офицера. Шесть бомб оставались у летчиков неизрасходованными. Другой германский аэроплан был подбит 15 августа в районе крепости Гродно.
  27 - 28 августа 1915 г.
  На двинском направлении, у станции Понемунек наша артиллерия подбила немецкий аэроплан, сбросивший бомбы в санитарный поезд.
  1 - 3 сентября 1915 г.
  Нашей артиллерией подбит самолет, который упал вблизи Микилевшизка.
  12 - 14 сентября 1915 г.
  На реке Стыри в районе местечка Рафаловка опустился германский аэроплан, несший большое количество бомб. Летчик стремился продолжить полет, причем ему удалось пустить в ход мотор, но подоспевшими в этот момент частями нашей конницы аппарат был захвачен.
  У Двинска в эти дни был подбит и захвачен в плен еще один неприятельский аэроплан.
  15 - 17 сентября 1915 г.
  В митавском районе наши летчики бомбардировали мосты противника на реке Аа Курляндская и немецкие обозы вблизи Митавы, причем наблюдались весьма удачные разрывы сброшенных бомб. В этом же районе от порчи мотора спустился немецкий летчик, захваченный нами вместе с самолетом".
  Как следует из вышеприведенного фрагмента описания боевых действий, неприятельские самолеты доставались не только в случае боевых повреждений, но и по причине недостаточно надежных силовых установок. В условиях дефицита отечественной техники, использование русскими авиаотрядами немецких и австрийских самолетов получило заметное распространение. Определяя количество таких машин в годы войны, можно говорить о 150 - 170 экземплярах. В отдельных случаях их восстановлением занимались технически оснащенные авиапарки, кроме того, практиковалась отсылка поврежденных аппаратов на тыловые авиазаводы.
  Начиная с 1915 г. восстановлением "трофеев" занимался и завод В.А. Лебедева. Причин тому имелось несколько. Во-первых, военное ведомство одинаково оценивало стоимость восстановленных и вновь построенных аэропланов. Кроме того, знакомство с чужими технологиями и конструктивными решениями позволяло восполнить пробелы в собственных познаниях.
  Работа по восстановлению самолетов типа "Альбатрос" получила заметное продолжение в деятельности завода В.А. Лебедева.
  Спроектированный в начале 1914г. под руководством немецкого конструктора Эрнста Хейнкеля двухместный невооруженный биплан "Альбатрос Б" с успехом использовался в начальный период войны. Следом за трехстоечным Б.I появляется двухстоечный вариант Б.II, в ходе дальнейшего совершенствования превратившийся в разведчик и бомбардировщик "Альбатрос Ц".
  Завод Лебедева в период 1915 - 1916 гг. восстановил более десятка "Альбатросов" Б.I и Б.II, оснащенных рядными двигателями "Мерседес" мощностью 100 и 150 л.с. и "Бенц" мощностью 120 и 140 л.с., а так же "сальмсонами" (150 л. с.). С последними самолет походил на Лебедь-XII, но имел кок на винте и круговой коллектор с вертикальной выхлопной трубой. Эти аппараты именовались как "Биплан типа А1-Лебедь-XI", где первая буква указывала на принадлежность к "Альбатросам", арабская цифра - на очередной вариант. Более упрощенно эти машины обозначались как "Лебедь-XI". Практически все они отличались двигателями, количеством стоек, размахом, площадью крыльев. В частности, в сопроводительной документации 11-го типа указывались такие разновидности: размах крыльев № 1, 2, 5, 6 - 13 м, размах крыльев № 3- 14,5 м...площадь крыльев № 1 -39м2, № 2 -40,8 м2, № 3 -43 м2, № 5 -43,6 м2, № 6 - 42,2 м2.
  "Лебедь-XI" сдавались заводом в 1915 - 1916гг. по мере поступления на предприятие различных частей и узлов, прежде всего двигателей. Наиболее совершенным при этом считался двухстоечный вариант "Альбатроса", который Лебедев выбрал для дальнейшего воспроизводства. Очевидно, при наличии достаточного количества двигателей жидкостного охлаждения, этот тип мог получить более широкое распространение в практически неизменном виде. Всего было построено около 15 машин этого типа.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Лебедь-XI" (биплан типа А1, "Лебедь-XI") - двухместный разведчик-биплан в нескольких вариантах крыльев и двигателей. Шесть вариантов коробок крыльев двух- и трехстоечных имели размах от 13 до 14,5 м и площадь от 39 до 43,6 м2. Двигатели были отремонтированные немецкие "Мерседес" в 100 и 150 л. с., "Бенц" в 120, 140 и 150 л. с. и "Майбах" в 160 л. с. Разнообразие крыльев (отчасти рекламное) указывает на то, что самолет "Лебедь-XI" не был установившимся типом и что под это название подводились различные варианты трофейных "Альбатросов", в том числе и более раннего трехстоечного типа.

   Постройка самолетов "Лебедь-XI" относится к 1915-1916 гг. Всего было выпущено около 10 экземпляров, кроме того, несколько экземпляров было выпущено с двигателем "Сальмсон" в 150 л. с. От самолета "Лебедь-XII" они отличались тем, что на винте был большой заостренный кок, а двигатель был снабжен круговым выхлопным коллектором для отвода выхлопных газов поверх центроплана.


Самолет||<Лебедь-XI А1>/<Лебедь-XI>
Год выпуска||1916 /1916
Количество двигателей||1/1
Двигатель, марка||<Бенц>/<Сальмсон>
   Мощность||150/150
Длина самолета, м||8,0/8,0
Размах крыла, м||13,0/14,5
Площадь крыла, м2||40,8/43,0
Масса пустого, кг||735/820
Масса топлива+ масла, кг||~160 /130+23
Масса полной нагрузки, кг||350/350
Полетная масса, кг||1085/1170
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||26,7/26,3
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7,3/7,8
Весовая отдача, %||32,0/30,0


А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России


В заключение посмотрим на снимки некоторых русских самолетов. "Лебедь XI", иначе трехстоечный "Альбатрос" типа А. 1 постройки завода В. А. Лебедева на Комендантском аэродроме в Петрограде (где он и сфотографирован), был бы неотличим от германских аппаратов класса Б, если бы не его боковые коробчатые радиаторы (86). О том, что перед нами лебедевский "Альбатрос А. 6" с заводским номером 400, гласит надпись на его киле, а еще пулеметная установка инженера Шкульника (90)
  
  


Летные и технические характеристики||"Лебедь-XI" А1 с двигателем "Бенц" 150 л.с.
Размах верхнего крыла (м)||13,0
Длина в линии полета (м)||8,0
Площадь крыльев (м2)||40,8
Вес пустого (кг)||735
Полетный вес (кг)||1085

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Лебедь-XI" с двигателем "Бенц" (1915г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
"Лебедь-XI" с двигателем "Сальмсон" (1916г.)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
<Лебедь-XI>, A6-300 (<Альбатрос>, 6-й тип, заводской №300) летом 1916г. У самолета (слева направо): Марков Евгений Иннокентьевич, Л.П.Гончаров, Шкульник Леопольд Михайлович, сборочный мастер Берг
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
<Лебедь-XI> с двигателем <Мерседес> 100 л.с, 1916 г.
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 86)
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 90)
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета "Лебедь-XI"