Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Пороховщиков А.А. П-IV / П-VI

Страна: Россия

Год: 1917

Пороховщиков А.А. - Би-Кок / Пороховщиков-2 - 1914 - Россия<– –>Пороховщиков А.А. - П-V - 1917 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Учебный самолет П-IV (П-IV бис)

   В период 1914-17 гг. Пороховщиков неоднократно предлагал Военному ведомству проект учебного самолета, в основном соответствующий схеме, применяемой в самолетах Фарман. Под обозначением П-IV такой самолет построили в феврале 1917 г. Особенностью П-IV являлась простота его сборки, разборки и регулировки, возможность отключения второго управления, а также установки различных ротативных двигателей мощностью 50, 60, 70 и 80 л.с. Гондола экипажа, с размещением ученика и инструктора друг за другом, вынесена вперед, двигатель с толкающим винтом.
   После прохождения испытаний в мае 1917 г. П-IV, благодаря удачному сочетанию высокой устойчивости и простоты управления, признавался хорошим учебным самолетом и рекомендовался к серийной постройке. Неустановленное количество таких аппаратов было изготовлено и использовалось для обучения летчиков.
   В 1919 г. Пороховщиков построил учебный самолет П-IV бис, отличающийся установкой двигателя «Рон» 80 л.с. с тянущим винтом и посадкой ученика и инструктора рядом друг с другом. Известно, что согласно докладной записке Главного управления объединенных авиазаводов от 27 сентября 1919 года на заводе «Моска» велось изготовление 55 экземпляров П-IV бис, (РГАЭ. Ф.2097, оп.7, д.29). Однако другой документ (Протокол Объединенного согласительного совещания по вопросам авиастроения от 29 октября 1919 г.) указывает о возможном изготовлении к 1 мая 1920 года лишь 20 самолетов П-IV бис (РГАЭ. Ф.2097, оп.З, д.120). Скорее всего, по причине недостатка материалов и это количество было затем уменьшено.
   В дальнейшем, используя ту же схему, конструктор построил аппараты П-IV 2 бис, П-VI, П-VI бис, которые выпускались в небольших количествах и использовались для обучения летчиков до середины 1920-х годов.

Основные данные и характеристики самолета П-IV бис
   Размах верхнего крыла (м) 10,2
   Размах нижнего крыла (м) 8,8
   Длина в линии полета (м) 7,3
   Площадь крыльев (м2) 33,1
   Вес пустого (кг) 398
   Полетный вес (кг) 660
   Скорость максимальная (км/ч) 112
   Время набора высоты 1000 м (мин) 9,5
   Практический потолок (м) 3000
   Продолжительность полета (час) 4,6


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Самолет П-IV был выпущен 27 февраля 1917 г., имел гондолу с толкающим винтом. Сиденье ученика было впереди, сиденье инструктора - сзади. Двигатель - "Гном" в 50 л. с. или "Рон" в 80 л. с., но ставились и другие двигатели подобной мощности. Масса пустого самолета - до 340 кг, скорость - до 105 км/ч.

   Испытания были закончены 3 мая 1917 г. Самолет строился серийно.

   Самолет П-IV бис - схема та же, что у самолета П-IV, но гондола - с тянущей силовой установкой двигателя "Рон" в 80 л. с. и сиденья расположены рядом. Самолет был выпущен в феврале 1920 г. в небольшой серии. В разработке конструкции самолета большое участие принимал инженер А. Р. Рубенчик.

   Самолет П-IV 2 бис. В отличие от предыдущих сиденья в гондоле были расположены одно за другим (ученик впереди), винт тянущий.

Во всех трех типах самолета (П-IV, П-IV бис и П-IV-2 бис) шасси имело парные наклонные стойки и было очень прочным. Колеса также были парными.


Самолет||П-IV/П-IV бис/П-IV 2 бис
Год выпуска||1917/1920/1920
Назначение самолета||Учебный/Учебный/Учебный
Число мест||2/2/2
Количество двигателей||1/1/1
Двигатель, марка||//
   Мощность||80/80/80
Длина самолета, м||8/7,3/7,3
Размах крыла, м||10,2(8,8)/10,2(8,8)/10,2(8,8)
Площадь крыла, м2||33,1/33,1/32,8
Масса пустого, кг||340/398/400
Масса топлива+ масла, кг||50/72+4/72+24
Масса полной нагрузки, кг||200/262/262
Полетная масса, кг||540/660/662
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||16,8/20/20
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||6,7/8,3/8,3
Весовая отдача, %||37/39,6/39,6
Скорость максимальная у земли, км/ч||110/112/113
Скорость посадочная, км/ч||?/60/60
Время набора высоты||
   1000 м, мин||8,5/9,5/9,5
   2000м, мин||?/27/27
   3000 м, мин||45/60/60
Потолок практический, м||3500/3000/3000
Продолжительность полета, ч||4,5/4,6/4,6
Разбег, м||70/?/?
Пробег, м||30/?/?


   Самолеты П-VI и П-VI бис. Конструкция та же, но усиленная, шасси - на одиночных стойках со сквозной осью и расчалками. Двигатель - "Рон" в 80 л. с. и 110 л. с. или "Анзани" в 120 л. с. (реже). В гондоле места летчиков расположены рядом. Характерным конструктивным отличием самолета П-VI, выпущенного в 1921 г., был "сквозной" центроплан - без нервюр и обшивки для обзора вверх. Летные качества самолета П-VI от этого резко ухудшились, потолок едва достигал 200 м. Пришлось восстановить центроплан, и тогда получился самолет типа П-VI бис, хорошо летавший в 1923 г. Было построено 40 самолетов этого типа.

   Все эти учебные самолеты считались удачными лишь до 1923 г., пока не стала ясна их принципиальная устарелость. Многостоечная коробка крыльев и ферменный хвост явно отживали свое время. Все поняли, что при том же двигателе, но при одностоечной коробке крыльев и фюзеляже вместо фермы можно увеличить скорость на 20-30 км/ч и, кроме того, получить ряд других преимуществ.


Самолет||П-VI/П-VI бис
Год выпуска||1921/1921
Назначение самолета||Учебный/Учебный
Число мест||2/2
Двигатель, марка||/
   Мощность, л.с.||110/110
Длина самолета, м||7,3/7,3
Размах крыла, м||10,20(8,80)/10,20(8,80)
Площадь крыла, м2||32/33,1
Масса пустого, кг||420/420
Масса топлива+ масла, кг||96/96
Масса полной нагрузки, кг||262/262
Полетная масса, кг||682/682
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||21,3/20,6
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||6,2/6,2
Весовая отдача,%||38,4/38,4
Скорость максимальная у земли, км/ч||120/120
Скорость посадочная, км/ч||62/62
Время набора высоты||
   1000 м, мин||?/8
   2000м, мин||?/20
   3000 м, мин||?/44
Потолок практический, м||200/3500
Продолжительность полета, ч||33/3,3


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


П-IV 1917 г.
  
   В феврале 1917 года на заводе А. А. Пороховщикова, изготовлявшем машины иностранной разработки, выпустили учебный самолет собственной конструкции, который тут же был запущен в серию и строился в различных модификациях до 1923 года. Это был двухместный трехстоечный ферменный биплан смешанной конструкции. Гондола с толкающим или тянущим винтом имела деревянную конструкцию. Капот двигателя (тянущего) изготавливался из алюминиевого листа. Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, обтягивалось полотном. Элероны только на верхнем крыле. Лонжероны пояса ферм, стойки крыла и ферм - стальные трубы. Стойки имели деревянные обтекатели. Горизонтальное оперение обычного типа. Вертикальное оперение имело небольшой киль над стабилизатором. Шасси «фармановского» типа из двух спарок на коротких осях на Л-образных трубчатых стойках. Зимой применялись лыжи. Двигатели 7-цилиндровые, воздушного охлаждения, ротативные «Гном» или «Рон» (от 50 до 80 л. с.). Управление троссовое, от ручки и педалей, двойное.

Модификации
   П-IV - гондола с толкающим винтом. Сиденье ученика впереди, инструктора - сзади. Серийный. Ставились двигатели «Гном», «Рон», иногда «Клерже».
   П-IV-бис - схема та же. Гондола с тянущим винтом, сиденья ученика и инструктора рядом. Небольшая серия с февраля 1920 года.
   П-IV-2-бис - развитие П-IV-бис, но места расположены одно за другим. Винт тянущий. Небольшая серия.
   П-VI - конструкция та же, но шасси со сквозной осью. Двигатели - «Рон» (80 или 110 л. с.), «Анзани» (120 л. с.). Места в кабине расположены рядом. Центроплан без обшивки. Летные данные очень плохие.
   П-VI-бис - тот же П-VI, но центроплан зашит. Серия из 40 машин.

   Самолеты эксплуатировались до 1923 года.


Показатель П-IV 1917 г. П-IV-бис 1920 г. П-IV-2-бис 1920 г. П-VI 1921 г. П-VI-бис 1921 г.
   Размеры, м:
   длина 8,00 7,3 7,3 7,3 7,3
   размах крыльев 102/8,80 10,2/8,80 10,2/8,80 10,2/8,80 10,2/8,80
   Площадь крыла, м2 33,1 33,1 32,8 32,0 33,1
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 540 660 662 682 682
   пустого 340 398 400 420 420
   Двигатель: «Гном» «Рон» «Рон» «Рон» «Рон»
   мощность, л. с. 50 80 80 110 110
   Скорость, км/ч 110 112 113 120 120
   Дальность полета, км 450 450 450 400 400
   Потолок практический, м 3500 3000 3000 200 3500
   Экипаж, чел. 2 2 2 2 2


L.Andersson Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941 (Putnam)


Porokhovshchikov IV and 6

   A A Porokhovshchikov designed a number of aircraft between 1917 and 1923 which, with the exception of the Porokhovshchikov V, were all intended for use as trainers. The general layout of these aircraft was reminiscent of the Caudron G III with a rear fuselage consisting of two wire-braced open-structure booms attached to the wings and not to the nacelle where the engine and the crew were accommodated. The Porokhovshchikov V was a two-seat single-bay biplane of very small span powered by a 80hp Le Rhone engine. All other Porokhovshchikov aircraft were two-seat three-bay biplanes with ailerons on the upper wings. The wings were untapered and of parallel chord with square-cut tips.
   The Porokhovshchikov IV was flown for the first time on 27 February 1917. It was a pusher with the pupil in front and the instructor in the rear seat. Power was provided by an air-cooled 50hp Gnome or 80hp Le Rhone rotary engine but these could be substituted by other types of engines. The wide-track main undercarriage had two pairs of wheels, and skis could also be fitted. More than one Porokhovshchikov IV was allegedly built, but by September 1922 only one (c/n 1) remained and it is quite possible that this was the only one built. At that time it was under repair.
   The Porokhovshchikov IVbis had the same layout as the previous aircraft but the 80hp Le Rhone engine was mounted at the front of the nacelle in tractor position, driving a two-bladed wooden propeller. The two seats were arranged side-by-side. Fifty-five were ordered in 1919 and in the following year a prototype and a few more were built in Moscow by GAZ No. 5 'Samolet' (previously 'Moska'). On 16 February the official acceptance tests with the first of these took place. The modified Porokhovshchikov IV-2bis was demonstrated at Khodvnka on 15 October 1921. This was a Porokhovshchikov IVbis (tractor engine) modified by engineer A R Rubenchik with the seats placed behind each other (pupil in front). In order to demonstrate the capabilities of the aircraft a Porokhovshchikov IVbis was flown from Moscow to Tsaraisk and back by the designer during the night of 28 January 1922. Known Porokhovshchikov IVbis c/ns: 1/78, used by the Aviagruppa osobogo naznacheniva (Special Duties Air Group) in 1923, 118, 142 and 159/154.
   The Porokhovshchikov 6 with side-by-side seating was strengthened and had a new undercarriage with a through axle. It was powered by the 80 or 110hp Le Rhone, or occasionally a 120hp Anzani. Test flights in 1922 showed that the open centre section of the upper wing, devised to improve the pilot's view, affected performance - ceiling was only 200m. On the Porokhovshchikov 6-bis the centre section was covered with fabric in the same way as on the earlier aircraft. Fitted with a 120hp Le Rhone engine this machine was test-flown in March 1923. Performance was acceptable and the prototype (no c/n allotted) was sent as a pattern aircraft to a factory (probably GAZ No. 5 in Moscow) where work had already started on a batch of about thirty aircraft. In 1922 it had been planned to include twelve Porokhovshchikov trainers in the 1923 production plans.
   One Porokhovshchikov 6-bis trainer was demonstrated publicly by the designer during the 'Week of the Air Fleet' at Khodynka in June 1923 and one was recorded as having been written off from one of the RKKVF flying schools at some time before August 1923. In April 1923 twenty-nine series aircraft were transferred from the factory to the 'Aviarabotnik' repair shop to be modified and completed. Planned delivery date was 30 November 1923 but these aircraft were obviously never completed and were probably scrapped instead.


Porokhovshchikov IV bis (6 bis)
   80hp (110hp) Le Rhone
   Span 10.2m; length 7.3m; height 2.7m; wing area 33.1 m2
   Empty weight 398 (420) kg; loaded weight 660 (682) kg
   Maximum speed 112 (120) km/h; landing speed 60 (62) km/h; climb to 1,000m in 9fe (8) min; ceiling 3,600 (3,500) m; endurance 5 (3.3) hr; range 350 (-) km

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Учебный самолет П-IV Гатчинской авиашколы (1917г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Пороховщиков П-IV
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Учебный самолет П-IV-бис авиации РККА (1920г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Учебный самолет П-IV-2-бис авиации РККА (1921г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Учебный самолет П-VI авиации РККА (1923г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Самолет П-IV бис, установленный на лыжи
The Porokhovshchikov P-lVbis trainer built in GAZ No.5 in Moscow in 1920. Note the ski arrangement.
L.Andersson - Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941 /Putnam/
Very few Porokhovshchikov P-IVbis trainers were built and most of the similar Porokhovshchikov 6s were never completed.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Пороховщиков П-IV 2 бис
Designed by Porokhovshchikov, the P.4bis 2-seater trainer of 1915 was of unusual layout, with the engine positioned at the front of the crew nacelle.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет П-VI
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета П-IV
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Схема самолета Пороховщикова П-IV в первоначальном варианте с размещением летчика и ученика друг за другом