Уфимцев А.Г. Сфероплан-1
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Оригинальный по схеме самолет, построенный летом 1909 г. "Сфероплан" имел крыло круглой в плане формы, такое же круглое горизонтальное оперение на плоской расчалочной ферме и трехколесное шасси (с носовым колесом). Аппарат был снабжен двухцилиндровым двигателем (20 л. с.) его же конструкции с четырехлопастным воздушным винтом тоже собственной конструкции. Две лопасти воздушного винта были прикреплены к цилиндрам двигателя, а две - к носку картера. Такое крепление лопастей было сделано впервые в мире, так же как и круглая форма крыла и оперения. Трехколесное шасси с носовым колесом было выполнено А. Г. Уфимцевым впервые в России и одновременно с Г. Кертисом (США).
Крыло состояло из круга-рамы диаметром 3,4 м и площадью 9 м2 с шестью планками-нервюрами ("подрешетинами"), имевшими выгиб кверху в форме параболической пологой дуги с полотняной обтяжкой поверху. Рама была расчалена к трем парным бамбуковым стойкам, несшим велосипедные колеса. Вертикальная хвостовая ферма, также бамбуковая, была частично затянута полотном и образовывала "флюгер" (воздушный киль). Руль направления был за винтом. Все было расчалено большим количеством тонких проволок, что обеспечивало неизменность формы и легкость при достаточной прочности.
"Сфероплан" испытывался, делал пробежки, но от земли не отрывался и был перестроен в следующий, более крупный аппарат.
Самолет||"Сфероплан" № 1 Уфимцева
Год выпуска||1910
Двигатель, марка||Уфимцева
мощность, л. с.||20
Размах крыла, м||3,4
Площадь крыла, м2||9
Масса полной нагрузки, кг||~90
Полетная масса, кг||~200
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||22
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||10