Докучаев А.Я. биплан
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Это был первый из шести самолетов, построенных московским летчиком-инструктором Александром Яковлевичем Докучаевым.
Самолет был построен в 1910 г. в основном из стальных тонкостенных труб, паянных медью в узлах. Схема самолета - ферменный биплан с передним рулем высоты, бипланным стабилизатором и одним рулем направления. Двигатель "Анзани" и 50 л. с. был установлен на нижнем крыле за сиденьем летчика носком назад и посредством цепной передачи приводил в движение толкающий винт, ось которого проходила посредине между крыльями.
Бипланная коробка имела большой вынос верхнего крыла, по форме одинакового с нижним. Площадь обоих крыльев - 40 м2, элероны - подвесные (между крыльями), обтяжка крыльев - двусторонняя из хлопчатобумажной ткани, пропитанной олифой. Управление самолетом осуществлялось двумя рычагами - продольным поперечным - с педалью. Шасси - с четырьмя полозами и с колесами между полозами. Масса пустого самолета - около 350 кг. Испытания происходили в 1910-1911 гг. Была достигнута скорость полета около 60 км/ч.