Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский Илья Муромец серии Г

Страна: Россия

Год: 1915

Сикорский - Илья Муромец серии В - 1915 - Россия<– –>Сикорский - С-17 / С-XVII - 1915 - Россия


Илья Муромец серии Г


<Илья Муромец> тип Г (С-24, ИМ-Г, ширококрылый)

  <ИМ> серии Г, постройка которых началась в декабре 1915 г., явились наиболее многочисленными - их общее количество составило до полусотни экземпляров. Одновременно не все аппараты можно безоговорочно отнести к данной серии, известно, что часть <ИМ> тип В переделывалась в тип Г и, с некоторыми допущениями, может быть названа промежуточным типом.
  Основной причиной появления новой модификации явилась недостаточная несущая поверхность крыльев: экипажи докладывали, что в кампании 1915 г. воздушные корабли <ИМ> с полной боевой нагрузкой не достигают высоты полета 2500 - 3000 метров. Поэтому в машинах серии Г-1 площадь крыльев увеличилась со 120 - 125 до 148 м2. Характерным отличием отдельных <ИМ> Г-1, при увеличении хорды верхнего крыла, стали элероны меньшей площади. Силовая установка включала двигатели <Санбим> 150 и 160 л.с, <Аргус> 125 и 140 л.с, <Бердмор> 160 л.с, РБЗ-6 150 л.с и <Рено> 220 л.с. в разных комбинациях. В зависимости от мощности двигателей летные характеристики заметно варьировались.
  В ходе развития производства серии Г несущая поверхность крыльев еще более увеличилась и достигла 160 м2. Наиболее часто эти аппараты определяются как Г-2. Однако наиболее вероятно, что данное обозначение не получило распространения и основная масса <ИМ> образца 1916 г. шла как обобщенный тип Г. Одновременно использовались названия по типу установленных двигателей. Так, самолеты, оснащенные двигателями 4 х РБЗ-6 150 л.с. назывались <Руссобалт>, со смешанной силовой установкой 2 х РБЗ-6 + 2 х <Рено> - <Ренобалт>.
  Серия Г-3 отличалась усилением конструкции планера и увеличением количества оборонительных пулеметов до 6. Топливные сигарообразные баки на части машин вынесены над верхним крылом. Все машины серии Г отличались постоянным увеличением площади остекления передней части фюзеляжа. В Г-3 кабина пилотов представляла полностью остекленный прозрачный фонарь.
  На фронт первые 4 экземпляра Г-3 поступили уже в конце 1917г., поэтому в боевых действиях Первой мировой войны не участвовали.
  В начале 1917 г., суммируя все ранее произведенные улучшения, предполагалось строить серию Г-4. Первый такой самолет испытывался в июне - июле 1917 г., позднее построили несколько экземпляров данной модификации. Первые корабли <Илья Муромец> серии Г начали поступать на фронт в январе 1916 г. В течение года всего поступило 32 таких аппарата и еще 3 аппарата серии В. 1916-й является периодом наиболее активного и массового использования <Муромцев> на фронте. Вместе с оставшимися в начале года 10 старыми кораблями серии В и четверкой новых аппаратов серии Д и Е общее количество <ИМ> в течение 1916 г. можно определить без малого в 50 машин.
  К участию в боевых вылетах по ряду причин привлекалось не более 10-15 экземпляров. Основные потери приходились на многочисленные аварии по погодным условиям, по причине повреждений, изношенности материальной части, ошибок пилотирования.
  Лишь один <Муромец> был потерян в боевых условиях на Западном фронте в период наибольшей активности русской авиации в августе-сентябре 1916 г. Им оказался <ИМ> № 188 поручика Д.Д. Макшеева, сбитый немецкими истребителями 12 сентября 1916 г. в районе местечка Чухны при отходе от объекта бомбардировки - станции Боруны.
  Одновременно, в указанный активный период, стрелки <Муромцев> заявили о более чем десятке сбитых немецких истребителях. Очевидно, за свою <колючесть> бортовых пулеметов воздушные корабли получили на фронте в этот период разговорное прозвище - <ежи>.
  В связи со сложными метеоусловиями базирования в Пскове, в ноябре 1916 г. Эскадру воздушных кораблей в составе 13 самолетов <Илья Муромец> перевели значительно южнее, в Винницу. В этот период на Западном фронте оставалось 3 боеспособных корабля 3-го отряда и на Юго-Западном фронте 4 корабля 1-го отряда. Боевые вылеты до конца года практически не производились.
  Всего за 1916 г. самолеты <Илья Муромец> совершили 156 боевых вылетов и сбросили на противника 1180 пудов бомб.

  Серия "Г" выпускалась с 1916 по 1918 год и включала в себя несколько субмодификаций:
   Г-1 (ИМ-Г-1): переходная модель, очень похожая на самолеты серии "В". Отличалась лишь менее развитыми элеронами. Устанавливались двигатели "Санбим" по 150л. с., позднее - двигателя "Рено" по 220 л. с. и два РВВЗ-6 по 150л. с. Несколько Г-1 в ходе постройки переделывались в серии Г-2, Г-3 и Г-4.
   Г-2 (усиленный, ширококрылый): от предыдущих модификаций отличался прежде всего мощным защитным вооружением. В хвостовой законцовке фюзеляжа - кабина стрелка со шкворневой установкой пулемета "Льюис", к которой стрелок подъезжал на тележке. Изменилось вертикальное оперение. Вместо хвостового руля поворота - небольшой киль. Еще два пулемета на стрелковой площадке в вырезе верхнего крыла (или в люковой установке на крыше фюзеляжа за крылом) и по одному - в окнах фюзеляжа. В целом вооружение обеспечивало почти сферический обстрел, но при этом бомбовая нагрузка сократилась до 170-180 кг, что было слишком мало для столь крупной машины. Построено 8 самолетов серии Г-2. На первом экземпляре - плоский топливный бак, в котором имелось сквозное отверстие для выхода стрелка к верхней пулеметной установке, на остальных - обычные круглые. Двигатели, в основном четыре РБЗ-6 по 150л. с., были и с двумя "Рено" по 228л. с. и двумя РБЗ-6 по 150 л. с. Достигнут потолок 5200 м. Эксплуатировались и после Гражданской войны на линии Москва-Харьков, перевозя почту.
   Г-3: наиболее хорошо вооруженная модификация "Муромца". К пяти пулеметам, установленным на Г-2, добавлен еще один в нижней люковой установке. Хвостовое гнездо удлинено до задней кромки руля высоты, более просторное. Бензобаки над верхним крылом. Кабина имела большую площадь остекления. Также были переконструированы фюзеляжные бомбовые кассеты - теперь авиабомбы можно было подвешивать вертикально и горизонтально. Рули поворота вынесены на концы стабилизатора. Ставился небольшой нижний киль. Усилена конструкция крыльев и стоек шасси. Шкворневые установки появились в проемах дверей. Усилен каркас фюзеляжа и крыльев, введены некоторые изменения в бензосистему и систему управления. Полностью застеклена носовая кабина. Все эти мероприятия привели к увеличению массы планера, что повлекло за собой уменьшение скороподъемности и потолка. Бомбовая нагрузка - 190 кг. До революции выпущено 8 экземпляров.
   Г-4: то же, что и Г-3, но запас прочности силового набора увеличен с 3,5-кратного до 4,5-кратного. Весной-летом 1917-го построено около 10 штук.

  В 1918 году на Русско-Балтийском заводе достроили начатые еще до революции 13 "Муромцев" типа Г-3. Они вошли в состав организованного советским командованием Дивизиона воздушных кораблей. Дивизион принимал участие в Гражданской и польско-советской войнах.
  Красные "Муромцы" бомбили деникинскую кавалерию под Воронежем в сентябре 1919-го, атаковали польские войска в Белоруссии летом 1920-го и части генерала Врангеля в северной Таврии осенью того же года.
  В 1921-1922 годах 6 "воздушных кораблей" обслуживали почтово-пассажирскую авиалинию Москва -Орел - Харьков. Последний "Илья Муромец" был списан из-за ветхости в 1923 году.


Летные и технические характеристики <ИМ> тип Г||зав. № 182/№ 183
Размах верхнего крыла (м)||30,87/30,87
Размах нижнего крыла (м)||22,0/22,0
Длина (м)||17,1/17,1
Площадь крыльев (м2)||159,6/148,0
Вес пустого (кг)||3800/3800
Полетный вес (кг)||5500/6100
Полетная скорость (км/час)||137/110
Потолок (м)||4600/?
Продолжительность полета (час)||4/4
Суммарная мощность двигателей||640 л.с. (4 х <Бердмор> 160 л.с.)/600 л.с. (4 х <Санбим> 150 л.с.)


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Илья Муромец" серии Г. Эти самолеты серии Г, начатые выпуском в декабре 1915 г., отличались от самолетов серии В несколько большими размерами и в особенности шириной (хордой) верхнего крыла (3,2 м) и нижнего (2,46 -2,6 м) Экипаж - 6 человек. Масса самолета без двигателей стала 2800 кг. Были следующие комбинации четырех двигателей: "Санбим" по 150 и 160 л. с , "Аргус" по 125 и 140 л с., "Бердмор" по 160 л. с. и РБЗ-6 по 150 л. с., а также два "Рено" по 220 л. с. с двумя РБЗ-6 или "Санбим".

Расход топлива и масла составлял для "Рено" с РВЗ-6 176 кг/ч, а для четырех двигателей РБЗ-6 - 137 кг/ч.

"Илья Муромец" серии Г-1 (ИМ-Г-1) по конструкции был сходен с "Ильёй Муромцем" серии В, но отличался от своего предшественника менее развитыми элеронами. Первые экземпляры были оснащены двигателями "Санбим" в 150 л. с.; два из них - двигателями "Санбим" в 160 л. с. На одном из них, носившем название "Корабль Киевский" (второй по счету), стояли четыре двигателя "Аргус" но 140 л. с. каждый (возможно два по 140 и два по 125 л. с.), снятые с отслуживших самолетов. В конце 1916 г. начали поступать РВЗ-6, которые и стали основными для "Муромцев" и применялись потом в паре с двигателями "Рено" в 220 л. с. или без них.

   Несколько экземпляров, начатые как Г-1, были по ходу постройки переделаны в Г-2, Г-3 и Г-4. Один из самолетов Г-1 был переделан в Д-3.

"Илья Муромец" серии Г-2 ( "Руссобалт" усиленный, ширококрылый). Эта серия была начата в 1916 г. выпуском одного экземпляра. Потом после первых серий Г-3 и Г-4 она была продолжена в 1917-1918 гг. Всего было построено 8 экземпляров.

  От самолетов серии Г-1 эти самолеты отличались прежде всего одним очень важным нововведением - стрелковой кабиной, "пулеметным гнездом" в концевой части фюзеляжа. При этом конструкция фюзеляжа еще не была изменена и стрелковая кабина занимала последний, заостренный в плане отсек фюзеляжа, начинаясь от заднего лонжерона стабилизатора. Размеры ее были: длина 0,8 м, ширина 0,6 м и высота 0,7 м. Кабина эта, первоначально очень тесная, была потом увеличена. Пулемет стоял на шкворне в крайней задней точке фюзеляжа.

   В связи с появлением этой кабины было изменено вертикальное оперение.

   На первом экземпляре самолета серии Г-2 был плоскодонный бензобак, состоявший из трех секций и помещавшийся на крыше носовой части фюзеляжа. В баке было отверстие для выхода стрелка на верхнюю площадку. За баком был обтекатель из алюминия и люк с пулеметом "Люис", который мог перемещаться от одного борта к другому.

   На самолетах более поздних выпусков стояли бензобаки обычного для "Ильи Муромца" типа - цилиндрические с обтекаемыми концами - между центропланом и фюзеляжем, каждый на 345 кг бензина. Крылья были установлены под углом 9°, двигатели - под углом 4°. Площадь элеронов - 14,5 м2, стабилизатора - 24 м2, рулей высоты - 11,5 м2, рулей направления - 7 м2. Вооружение: 5 пулеметов и 170 кг бомб.

В последних самолетах этого типа, сданных уже в 1918 г., хвостовая стрелковая кабина была удлинена.

На одном из самолетов этой серии, носившем по преемственности название "Корабль Киевский" (третий), было установлено четыре двигателя "Бердмор" ("Бедмор") в 160 л. с. Этот самолет по своим летным качествам был лучшим из всех "Муромцев". В начале 1917 г. под управлением капитана И. С Башко на нем была достигнута высота 5200 м при общей нагрузке 1340 кг. Скорость его достигала 137 км/ч, полная нагрузка - 115 пудов (1900 кг). Отмечалось, что высота 5200 м вовсе не была пределом и подъем был прекращен из-за кислородного голодания экипажа.

   Самолеты серии Г-2 проработали всю гражданскую войну и после ее окончания применялись на первой в РСФСР воздушной линии Москва-Харьков

   Воздушные корабли с четырьмя двигателями РБЗ-6 назывались сокращенно "Руссобалт", а с двумя "Рено" и двумя РБЗ-6 - "Ренобалт" независимо от их серий. Размеры и конструкция самолетов этой серии обычно оставались без изменений, поскольку во время гражданской войны РБЗ-6 ставились иногда просто из-за отсутствия двигателей "Рено"

"Илья Муромец" серии Г-3 ( "Ренобалт" усиленный, широко-крылый). Самолеты этой серии, строившиеся в 1916-1918 гг., представляли собой дальнейшую модификацию самолетов серии Г-2 с повышенной боеспособностью

   Сделаны были штыри для установки пулеметов в отверстиях дверей, люк в полу кабины для стрельбы вниз под хвост, а хвостовое пулеметное гнездо сделано более широким, удлиненным, заходившим за заднюю кромку рулей. Пол в фюзеляже был устроен так, что подвижная кассета для сбрасывания бомб в вертикальном положении могла быть легко заменена кассетами (шкафами) для сбрасывания бомб в горизонтальном положении. Кабина была удлинена назад.

   Два цилиндрических бензобака были установлены над верхним крылом вблизи центроплана, маслобаки были помещены у двигателей. В первых экземплярах самолетов серии Г-3 бензобаки помещались под центропланом. Два руля направления были установлены у концов стабилизатора, площадь которого составляла 26 м2. Было установлено два киля - верхний и нижний - по оси самолета. Конструкция - сварная из труб с полотняной обтяжкой.

   Тросовое управление от штурвальной рамы шло в передней половине фюзеляжа снаружи в отличие от внутренней проводки в предыдущих сериях. Педали были снабжены секторами, что избавляло тросы от чрезмерной вытяжки при больших отклонениях рулей.

   Головная часть фюзеляжа была полностью остеклена. По сравнению с серией Г-2 на самолетах новой серии были усилены шасси и стойки коробки крыльев. В растяжки коробки крыльев была введена третья проволока. В результате всех усилений масса планера самолета возросла до 2300 кг Скороподъемность и потолок понизились - скорость изменилась мало Вооружение - 6 пулеметов и 190 кг. бомб и стрел. Всего было построено 8 экземпляров (как и Г-2), не совсем идентичных, поскольку эти самолеты выпускались на протяжении двух лет Последние 2-3 экземпляра вышли в 1918 г., будучи собраны из старого задела.

"Илья Муромец" серии Г-4 ( "Ренобалт" усиленный, ширококрылый). Постройка этого самолета (1917-1918 гг. ) явилась результатом большой работы по проверке прочности "Муромцев", проведенной в Увофлоте Самолет серии Г-4 был прямым развитием Г-3 без существенных различий, но запас прочности был доведен до 3,5-кратного, а местами и до 4,5-кратного, масса корабля возросла ненамного против поздних экземпляров Г-3 Усовершенствованный корабль Г-4 испытывался в июне-июле 1917 г и был признан вполне пригодным для серийной постройки. Было выпущено несколько экземпляров.


Самолет ИМГ-1 (№ 183) ИМГ-1 (№ 187) ИМГ-1 (№ 190, Г-44) ИМГ-1 ИМГ-2 <Руссобалт> ИМГ-2 ИМГ-2 <Корабль Киевский> (3) ИМГ-2 ИМГ-3 <Ренобалт> ИМГ-3 ИМГ-3 <Ренобалт усиленный> ИМГ-2 усиленный ИМГ-4 усиленный

Год выпуска 1915 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1917 1917 1917

Количество двигателей 4 4 4 4 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Двигатель, марка <Санбим> <Аргус> <Аргус> <Санбим> РБЗ-6 <Рено> РБЗ-6 <Бердмор> РБЗ-6 <Санбим> <Рено> РБЗ-6 <Рено> <Санбимх <Рено> РБЗ-6 <Рено> РБЗ-6 <Рено> РБЗ

   Мощность. л. с. 150 125 140 160 150 220 150 160 150 150 220 150 220 150 220 150 220 150 220 150

Длина самолета, м 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1

Размах крыла (верхн.) (нижн.) 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 Т2" 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22.0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,8/ 22,0

Площадь крыла, м2 148 148 148 148 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6

Масса пустого, кг 3800 3700 3750 3800 3800 3800 3800 3800 3800 3800 4070 3800 3900

Масса топлива+ масла, кг 600 500 550 650 600 740 686+57 600 880 880 686+57 686+57 686+57

Масса полной нагрузки, кг 1300 1500 1600 1560 1500 1700 1700 1470 1600 1500 1530 1500 1500

Полетная масса, кг 6100 5200 5350 5100 5300 5500 5500 5300 5400 5300 5600 5300 5400

Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 34,5 35, 1 35,2 36,5 33,2 34,5 34,5 33 33,8 33,1 35,0 33,2 33,8

Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 8,5 10,4 9,6 8,4 8,8 7,4 8,6 8,8 7,3 7,2 7,6 7,1 7,3

Весовая отдача,% 25 29 30 28 28 31 31 27,5 29,6 28,3 27,3 28,3 28

Скорость максимальная у земли, км/ч 110 120 125 135 115 120 137 115 115 115 115 120 128

Скорость посадочная, км/ч 75 75 75 75 75 75 78 78 80 78 80 78 78

Время набора высоты 1000 м, мин 8 9 6 10 7,3 12 11 9 10

Время набора высоты 2000м, мин 18 20 14 22 17 29 27 20 25

Время набора высоты 3000м, мин 35 40 35 48 44 40 78

Потолок практический, м 4000 3500 4600 3200 3400 2700 2800 3500 3300

Продолжительность полета, ч 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,5 4,0 4,0 4,0 4,0

Дальность полета, км 440 500 460 480 540 460 570 460 460 480 550

Разбег , м(с) 450 350 220

Пробег, м(с) 250 250 300 250 250

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-24 "Илья Муромец" серии Г-1 N 192 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей (1916г.)
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" Тип Г-3, Эскадра Воздушных Кораблей, 1917г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии Г-3 в полете
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
<ИМ> тип Г-3, из дивизиона воздушных кораблей, Сарапул, 1920 г.
Журнал - Flight за 1918 г.
One of the Four-engined Sikorsky Ilya Mourometz heavy bombers that served so well from 1915. Type B used four Salmson-Canton-Unne radials of 200 h.p. (two each), weighed 10,580 lb, could carry 1,102 lb of bombs, and flew at 60 miles per hour.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал - Flight за 1918 г.
A Sikorsky biplane fitted with snow skids for winter flying.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Посадка <ИМ> с красными звездами
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Посадка <ИМ> с красными звездами
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Хвостовая пулеметная кабина самолета "Илья Муромец" серии Г-2
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Пилотская кабина <ИМ> тип Г-3. Липецк, 1919 г.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Авария <ИМ> тип Г, заводской № 190, на Западном фронте 16 июля 1916 г.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
В годы гражданской войны самолеты "Илья Муромец" использовались обеими воюющими сторонами
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
"Илья Муромец" серии Г-1
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
"Илья Муромец" серии Г-3
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" Г-3