Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Энгельс Е.Р. Энгельс I/II/III

Страна: Россия

Год: 1916

Fighter

Энгельс Е.Р. - Орел - 1916 - Россия<– –>Юрьев Б.Н. - Геликоптер - 1912 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Летающая лодка Энгельса.

  Отъезд Е.Р. Энгельса из Севастополя был связан с его переводом на должность заведующего мастерскими школы морских летчиков - сначала в Петрограде, а затем в Баку. Здесь штабс-капитан Энгельс освоил полеты на летающих лодках и впоследствии выполнял обязанности инструктора.
  В 1916 г. Энгельс разработал проект оригинальной летающей лодки-истребителя, выполненной по схеме парасоль. Особенностью самолета являлись опущенные вниз законцовки крыла, призванные выполнять роль поплавков боковой остойчивости. Ротативный двигатель с толкающим воздушным винтом на продолжении центральных стоек крыла, снабжен обтекателем яйцевидной формы, прикрывающем и топливный бак.
  Реализация проекта состоялась благодаря проявленному интересу со стороны компании Ф. Мельцера. Здесь построили первый опытный образец, испытанный в Петрограде в конце июля 1916 г.
  Второй экземпляр летающей лодки Энгельса изготовили с двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с. на средства Морского ведомства на заводе Ф. Мельцера во второй половине 1916 г. Затем аппарат перевезли в Баку, где в конце ноября конструктор лично выполнил два благополучных полета. Машина легко выходила на редан и отрывалась от воды, развивала высокую максимальную скорость - 170 км/час.
  5 декабря 1916 г., в третьем испытательном полете произошла катастрофа, в результате которой штабс-капитан Энгельс погиб.
  Предполагалась диверсия, однако наиболее явной причиной катастрофы явилось разрушение заднего правого лонжерона крыла по причине его недостаточной прочности.
  Несмотря на гибель конструктора и его летающей лодки, работы по совершенствованию типа продолжились. По предложению Ф. Мельцера рассматривались планы строительства сначала 300, а позднее 200 летающих лодок Энгельса. В окончательном варианте, согласно решению от 27 апреля 1917 г., было заказано 60 экземпляров.
  На практике изготовили два опытных образца с двигателем "Рон" 125 л.с, в отношении которых использовалось обозначение "Энгельс-III".
  Первый экземпляр испытывал инструктор Петроградской школы авиации лейтенант Н.А. Яковицкий во второй половине августа 1917 г. Поначалу лодка, в связи со значительным разворачивающим моментом воздушного винта, на разбеге зарывалась правым крылом в воду. После установки свинцового противовеса в левом крыле самолет удалось испытать и 10 октября 1917 г. первый экземпляр "Энгельс-III" сдали морскому ведомству. Дальнейшая судьба этого экземпляра не ясна.
  Второй экземпляр "Энгельс-III" в конце 1918 г. отправили в Петроградскую школу морской авиации, эвакуированную в Нижний Новгород. Интерес к самолету проявился лишь в 1920 г., когда школа вновь поменяла место дислокации и перебралась в Самару. Здесь, в 1921 г. состоялась безуспешная попытка взлета с воды, закончившаяся повреждением законцовок крыла. После ремонта на крыле установили боковые поплавки с самолета М-5 и вновь приступили к испытаниям. На взлете летающая лодка перевернулась и более не восстанавливалась.


Летные и технические характеристики||"Энгельс-III"
Размах крыла (м)||9,0
Длина в линии полета (м)||7,5
Площадь крыла (м2)||14,2
Вес пустого (кг)||350
Полетный вес (кг)||около 520
Скорость максимальная (км/час)||170
Продолжительность полета (час)||2


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка Е. Р. Энгельса. Это был одноместный морской истребитель, расчалочный парасоль с толкающей силовой установкой. Особенность самолета - загнутые вниз концы крыла, несшие поплавки боковой остойчивости. Самолет отличался небольшими размерами и своеобразной тонкостью очертаний. Корпус лодки был узкий, сильно килеватый (до 30°), все грани его были образованы плоскими листами без выклейки, каркас - ясеневый, шпангоуты поставлены часто. Обшивка - из 3-мм фанеры, стыки и скулы обиты медной полоской, редан был съемный. Крыло - двухлонжеронное расчалочное с профилем 12 %-ной толщины. Передний лонжерон был фиксирован несущими и обратными расчалками, задний - в системе перекашивания, лонжероны - коробчатые. От концов крыла шли проволочные оттяжки к носу лодки. На стойках кабана крыла был установлен двигатель с яйцевидным капотом. Горизонтальное оперение состояло из одного руля высоты, аэродинамически компенсированного и вырезанного под руль направления с небольшим килем. Ручное управление осуществлялось штурвальной колонкой. Предполагался один неподвижный пулемет в палубе лодки перед летчиком. Вся конструкция была очень легкой в ущерб прочности.

Первый экземпляр самолета с двигателем "Гном-Моносупап" в 100 л. с., пилотировавшийся самим Е. Р. Энгельсом, показал скорость, рекордную для летающих лодок, - 170 км/ч. В третьем полете 5 декабря 1916 г. произошла катастрофа. В воздухе сломался задний лонжерон правого крыла по отверстиям облегчения в его стенках и, по свидетельству очевидцев, произошел обрыв заднего верхнего троса перекашивания, который в полете провисал, вибрировал и затем "намотался на винт". Таким образом, этот интересный самолет не смог сразу же сыграть ту роль, на которую можно было рассчитывать. Но его скорость могла обеспечить ему заслуженное место морского истребителя, столь нужного на Балтике. При надлежащей конструктивной доводке это не представляло больших трудностей, так как здесь было, что доводить.

27 апреля 1917 г. Мельцеру было заказано 60 экземпляров этих самолетов. Руководить работой был приглашен А. Ю. Виллиш. Был принят двигатель "Рои" в 120 л. с. Первый самолет из этой серии был закончен 24 августа, второй - 9 сентября.

Первое испытание самолета "Энгельс-II" (как его стали называть), которое проводил лейтенант Яковицкий, показало, что самолет зарывается на рулении правым крылом из-за реакции винта и не взлетает (чего не было при двигателе "Гном"). Тогда в левое крыло был помещен груз в 18 фунтов - свинцовый лист, обернутый вокруг конца переднего лонжерона. Это помогло. 10 октября первый самолет был сдан морскому ведомству. Второй был передан не вполне законченным лишь в марте 1920 г. Военно-морской школе авиации, эвакуированной в Нижний Новгород; самолет был окончательно завершен и испытан на лыжах. Осенью школа перебазировалась в другой город, где через год, когда самолет имел уже сомнительную сохранность, С. А. Кочергиным была предпринята попытка провести его испытания.

   При первой же попытке разбега отломались поплавки вместе с опущенными концами крыльев. Были поставлены поплавки от М-5 настойках. При второй попытке произошел капот на разбеге, после чего самолет уже не восстанавливался.


Самолет||<Энгельс I>/<Энгельс II>
Год выпуска||1916/1917
Количество двигателей||1/1
Двигатель, марка||<Гном-Моносупап>/<Рон>
   мощность, л. с.||100/120
Назначение самолета||Истребитель/Истребитель
Число мест||1/1
Длина самолета, м||7,5/7,5
Размах крыла, м||9/9
Площадь крыла, м2||14,2/14,2
Масса пустого, кг||350/385
Масса топлива+ масла, кг||90/90
Масса полной нагрузки, кг||170/170
Полетная масса, кг||520/555
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||36,7/39
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||5,2/4,6
Весовая отдача, %||33/31
Скорость максимальная у земли, км/ч||170/?


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


ENGELS MI Russia

  In 1916, several single-seat fighter flying boats were developed to meet a requirement formulated by the Directorate of Naval Aviation for what was referred to as a ‘‘counter-fighter"; a water-borne fighter intended specifically to oppose the Albatros W 4 that had appeared in the Baltic. The most novel of the contenders was the MI (Morskoi istrebitel) designed by Ye R Engels. Flown at the beginning of December 1916, this was a parasol cantilever monoplane flying boat with a V-section hull, downswept wingtips incorporating flotation chambers providing the necessary stability on the water. Control was by wing warping, power was provided by a pusher Gnome-Monosoupape rotary of 100 hp and provision was made for a single fixed forward-firing 7,62-mm Maxim gun. During its initial flight at the beginning of December 1916, the Engels MI achieved 106 mph (170 km/h), and although it suffered an accident during its third flight (the starboard rear spar breaking and the wing warping cable fouling the propeller), an order was placed with the Mel’tser factory on 27 April 1917 for 60 examples powered by the 120 hp Le Rhone. The first was completed on 24 August 1917, and the second two weeks later, on 9 September, one being transferred to the Navy on 10 October, but work at the factory subsequently came to a standstill. The second example was eventually delivered to the Naval Aviation School at Nizhny Novgorod (Gorky) in March 1920, and tested with skis, but no others were completed.

Empty weight, 849 lb (385 kg).
Loaded weight, 1,224 lb (555 kg).
Span, 29 ft 6 1/3 in (9,00 m).
Length, 24 ft 7 1/4 in (7,50 m).
Wing area, 152.85 sq ft (14,20 m2).

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающая лодка Энгельса на летной станции школы морских летчиков в Баку. 1916 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка Е. Р. Энгельса
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающая лодка <Энгельс-III>, 2-й экземпляр. Август 1917 г.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The Engels-designed MI water-borne fighter.