Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Виллиш А.Ю. ВМ-2 / ВМ-4

Страна: Россия

Год: 1916

Виллиш А.Ю. - ВМ-1 - 1915 - Россия<– –>Виллиш А.Ю. - ВМ-5 - 1917 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Виллиш ВМ-2

   Интерес, проявленный Акционерным обществом В.А. Лебедева к постройке летающих лодок Виллиша, привел к взаимной договоренности о сотрудничестве и получению в декабре 1915 г. заказа от Морского ведомства на постройку однотипной с ВМ-1 летающей лодки.
   Новый аппарат, получивший обозначение ВМ-2, в основном оказался близок к первому экземпляру. Отличием явилась несколько измененная двухместная лодка, хвостовая ферма из стальных труб и хвостовое оперение с небольшим стабилизатором и рулями высоты в плане повторяющим форму верхнего крыла. Кроме этого, ротативный двигатель «Гном Моносупап» был прикрыт обтекаемым капотом, заканчивающимся коком-обтекателем воздушного винта.
   ВМ-2 приняли на снабжение морской авиации 29 июня 1916 г. и направили в Петроградскую школу морской авиации. Позднее лодку доставили в Баку.
   Известно, что пока готовилась постройка ВМ-2, изобретатель А .А. Братолюбов пригласил к себе некоторых сотрудников и рабочих А.Ю. Виллиша. В результате удалось изготовить почти копию ВМ-1. Самолет, однако, не доводился и не летал.
   Летные и технические характеристики ВМ-2 не обнаружены

Виллиш ВМ-4

   Данный экземпляр, который изготовили на заводе В.А.Лебедева, почти полностью соответствовал ВМ-2, однако был оснащен механизмом изменения угла установки крыльев. Именно последнее обстоятельство позволяет предположить, что этот самолет, оснащенный двигателем «Гном Моносупап» 100 л.с. явился отремонтированным ВМ-1 и под обозначением ВМ-4 его представили к сдаче заказчику.
   В конце 1916 г. ВМ-4 испытали и впоследствии эксплуатировали в школе морских летчиков в Баку.
   Летные и технические характеристики ВМ-4 не обнаружены.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка BM-2. После гибели BM-1 А. Ю. Виллиш взялся за следующий, улучшенный вариант его под тот же двигатель "Гном-Моносупап" в 100 л. с. и на тех же условиях Морского генштаба, т. е. без выдачи денег. В первой половине 1916 г. А. Ю. Виллиш хлопотал о производственной базе, обращался к Меллеру - владельцу завода "Дукс" - и к Лебедеву. Оба они отказались от постройки нового самолета. Тогда Виллиш обратился к владельцу фабрики художественной мебели Ф. Мельцеру, который выполнял заказы на воздушные винты и собирался строить самолеты. Мельцер согласился. Позднее, в апреле 1917 г., Виллиш сам поступил к Мельцеру директором-распорядителем. Самолет BM-2 был начат постройкой и к осени 1916 г. был закончен. В. А. Лебедев, видя, что Мельцер взялся строить самолет Виллиша и чтобы не упустить возможной выгоды, тоже стал строить на своем заводе по договоренности с Виллишем копию самолета BM-2 с некоторыми изменениями - тип ВМ-4.

BM-2 был летающей лодкой-бипланом толкающей схемы, двухместным разведчиком. Корпус лодки - с тонким, загнутым вверх хвостом, с одним главным реданом, переходившим и на борта лодки, и с четырьмя меньшими реданами за ними. Идея многореданности, по понятиям того времени, должна была привести к зубчатому днищу и к упразднению реданов путем сведения их к небольшим поперечным планкам, прибиваемым к днищу, а следовательно, к уменьшению лобового сопротивления. Эта идея себя не оправдала, но и вреда от нее особенного не было.

Корпус лодки был фанерный из ясеневого каркаса. Оперение - на хвостовой ферме, сделанной из стальных труб. Воздушного киля и стабилизатора не было, был очень высокий руль направления и руль высоты с роговой компенсацией. Коробка крыльев имела механизм изменения угла установки в полете, однако довести его до рабочего состояния не удалось, да в нем и не было надобности, поскольку самолет отлично летал при неподвижных крыльях.

Конструкция их была нормальная двухлонжеронная. Верхнее крыло, значительно большее по размаху, чем нижнее, имело в плане красивую ласточкообразную форму с отогнутой назад передней кромкой на концах. Из конструктивных особенностей следует отметить обтекатель ротативного двигателя с коком на винте, что тогда было редкостью.

   Самолет прошел испытания, был принят морским ведомством, но в серии его не строили, считая более интересным вариант ВМ-4. Опытный самолет был передан в Баку в летную школу.


Летающая лодка ВМ-4. Это был тот же BM-2, но с двигателем "Рон" в 110 л. с. и с действующим механизмом изменения угла установки коробки крыльев в полете (как в BM-1). Определенных выгод это не дало. Самолет был закончен в конце 1916 г. и перевезен в Баку, где удачно прошел испытания и в дальнейшем эксплуатировался в летной школе. В серии не строился, поскольку тогда широко применялась лодка М-5.

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающая лодка ВМ-2 на территории школы морских летчиков в Баку. 1917 г.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающая лодка BM-2 на территории школы морских летчиков в Баку. 1917 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Установка двигателя «Гном Моносупап» 100 л. с. на летающей лодке ВМ-2
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка BM-2