Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Виллиш А.Ю. ВМ-6

Страна: Россия

Год: 1918

Виллиш А.Ю. - ВМ-5 - 1917 - Россия<– –>Гаккель Я.М. - Гаккель-I / ЯМГ - 1909 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Контристребитель» ВМ-6

   Не вполне удачные опыты по созданию самолетов-истребителей, выполненных по схеме летающих лодок, привели к появлению оригинальной идеи создания так называемого «контристребителя». Авторство идеи приписывается капитану 2-го ранга Б.А. Щербачеву, военному летчику Балтийского флота, а ее суть заключалась в создании специализированного боевого самолета, взлетающего с корабля или суши, имеющего сбрасываемое шасси и способного после выполнения боевой задачи совершать посадку на воду.
   29 августа 1917 г. Управление морской авиации предложило Д.П. Григоровичу, А.Ю. Виллишу и П.А. Шишкову на конкурсной основе взяться за проектирование означенного аппарата. Особым пунктом значилось создание стартового устройства или катапульты для осуществления взлета «контристребителя» с корабля. Заданием заинтересовался Виллиш, уже ранее, в 1912 г., занимавшийся разработкой подобного устройства, облегчающего взлет самолета при корабельном базировании.
   Предложенный конструктором самолет имел обозначение ВМ-6. Он представлял собой одноместный, расчалочный моноплан с двигателем «Испано-Сюиза» 200 л.с. Нижняя часть фюзеляжа ВМ-6 для возможной посадки на воду имела килеватое днище, сам корпус оборудован водонепроницаемыми отсеками, обеспечивающими непотопляемость на воде. Шасси после взлета сбрасывалось, воздушный винт при посадке устанавливался в горизонтальное положение, в верхней части пирамиды крепления крыльевых расчалок оборудовался крюк для подъема самолета на корабль.
   Проект «контристребителя» ВМ-6, и устройства для взлета (катапульты, приводимой в действие сжатым воздухом) были представлены Виллишем в Управление морской авиации 13 сентября 1917 года. После рассмотрения представленных материалов последовало решение построить на фабрике Ф. Мельцера 5 экземпляров. Первый образец «контристребителя» почти закончили к весне 1913 года, однако дальнейшего продолжения не последовало. А.Ю. Виллиш сумел покинуть охваченную революционными событиями Россию и, судя по всему, вернулся в родные места. О его дальнейшей судьбе автор сведений не имеет.

Летные и технические характеристики ВМ-6
   Размах крыла (м) 10,01
   Площадь крыла (мг) 17,50
   Длина в линии полета (м) 7,10
   Вес пустого (кг) 571
   Полезная нагрузка (кг) 214
   Продолжительность полета (час) 2


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Контристребитель ВМ-6. Ввиду трудностей, возникших с решением вопросов мореходности и пилотирования летающих лодок-истребителей, русские летчики и конструкторы пытались по-новому решить эти вопросы, что нашло свое отражение в проекте "контристребителя". Автором идеи такого самолета был капитан 2-го ранга Щербачев. Контристребитель должен был быть сухопутным фюзеляжным самолетом, взлетающим с суши, но садящимся на воду. Шасси должно было сбрасываться после взлета, а винт устанавливаться в горизонтальное положение при посадке. Такой самолет был бы способен успешно бороться с поплавковыми "Альбатросами" и сухопутными истребителями. К этому времени уже требовались скорости не ниже 170 км/ч.

   Летом 1917 г. по заданию Управления морской авиации (УМА) было начато проектирование контристребителя. Задание на такой самолет предполагалось дать одновременно Д. П. Григоровичу, А. Ю. Виллишу и конструкторскому бюро АИС, которые рассматривались как полноправные, хотя преимущество признавалось за Григоровичем. Однако взялся делать такой самолет только А. Ю. Виллиш, который уже 13 сентября 1917 г. дал эскизы контристребителя и катапульты к нему (рельсы, тележка, цилиндр сжатого воздуха). Постройка его под маркой ВМ-6 была начата в конце 1917 г.

По схеме это был одноместный моноплан с двигателем "Испано-Сюиза" в 200 л. с. Фюзеляж - фанерный, водонепроницаемый, как корпус летающей лодки, с мореходными обводами - килем и скулами, без редана. Двигатель стоял в его носовой части, уширенной для водоизмещения и имевшей обводы, похожие на шлюпочные. Задняя часть фюзеляжа была узкой, сильно килеватой, почти трехгранной. В записной книжке И. М. Косткина, в то время технического директора фабрики Мельцера, приведен ряд цифровых данных об этом интересном самолете, который к весне 1918 г. был почти закончен постройкой. Идея такого самолета осуществлялась впервые в мире. Однако самолет не был доведен и не испытывался. А. Ю. Виллиш в 1918 г. уехал к себе на родину и в дальнейшем самолетов не строил.


Самолет||ВМ-6
Год выпуска||1918
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
   мощность, л. с.||200
Назначение самолета||Истребитель
Число мест||1
Длина самолета, м||7,1
Размах крыла, м||10,01
Площадь крыла, м2||17,5
Масса пустого, кг||571
Масса полной нагрузки, кг||214
Полетная масса, кг||785
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||45
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||3,9
Весовая отдача, %||27
Продолжительность полета, ч||2

В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема контристребителя ВМ-6
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917