Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Ботезат Г.А. биплан

Страна: Россия

Год: 1917

Болотов С.К. - Триплан - 1909 - Россия<– –>Братолюбов А.А. - Ласточка - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Биплан Ботезата
  
   Георгий Иванович Ботезат (1882-1940 гг.), после окончания в 1908 г. Харьковского технологического института и последующего двухлетнего обучения в парижской Сорбонне, в 1911 г. прибыл в С.Петербург, где в течение нескольких последующих лет занимался преподавательской и научной деятельностью. Среди различного вида начинаний, организаторских и исследовательских работ ученый неоднократно обращался к идее «автоматически устойчивого» самолета. При помощи особого подбора несущих, стабилизирующих и рулевых плоскостей Ботезат предполагал создать летательный аппарат с автоматической балансировкой в полете.
   Тем не менее предложенные им летом 1915 г. проекты истребителя и бомбардировщика являлись скорее практическими аппаратами с оптимальными весовыми и размерными характеристиками.
   Строился только один из них, который определялся как истребитель и представлял собой крупный трехстоечный биплан с толкающим винтом, закрытой 3-местной пилотской кабиной-гондолой и ферменной хвостовой частью по типу французского самолета «Вуазен». Солидные размеры аппарата имели свое объяснение - в дальнейшем в носовой части гондолы экипажа предполагалось разместить 37-мм пушку.
   Двигатель «Рено» 220 л.с. размещался в кормовой части обтекаемой кабины, при этом имелась возможность обслуживания и ремонта силовой установки во время полета.
   Самолет строился в мастерских авиационного отделения акционерного общества ДЕКА (Товарищество Дюфлон, Константинович и Ко) и в основном был готов осенью 1917 г.
   Испытания самолета состоялись 20 декабря 1917 г. К сожалению, летчик, взявшийся за проведение первого полета (имя его история умалчивает), оказался недостаточно профессиональным, не справился с управлением и самолет разбил. Хотя даже спустя год, в начале 1919 г., высказывались предложения о восстановлении самолета Ботезата, дальнейшего продолжения работа не имела.
   Весной 1918 г. Георгий Иванович Ботезат эмигрировал в США, где более двадцати лет до своей смерти в 1940 г. занимался научно-исследовательской и конструкторской деятельностью.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Биплан Ботезата.

   Профессор Георгий Александрович Ботезат был известен в 1909-1917 гг. как специалист в теории авиации. Он занимался также и самолетостроением. В архиве имеется «Мотивированная смета предварительных опытов и изысканий для конструкции автоматически абсолютно устойчивого аэроплана системы Г. А. Ботезат». Приведенная там схема аппарата отражала наивные представления об устойчивости самолета, имевшие место до работ П. Н. Нестерова.
   В 1916 г. Г. А. Ботезат стал строить «автоматически устойчивый» самолет с гироскопическим устройством. По схеме это был «Фарман-XVI», но с большой закрытой кабиной впереди. Кабина предназначалась для производства в ней опытов в полете.
   Самолет был оснащен двигателем «Рено» в 220 л. с. с толкающим винтом. Самолет был построен и выведен на аэродром летом 1917 г., но на взлет е потерпел аварию (сломалось шасси) и не восстанавливался.

Нет фотографий