burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Австро-Венгрия

Год: 1914

А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России

С "Авиатиками Б. II" русские летчики познакомились благодаря попавшим в плен австрийским самолетам. Германская компания "Аутомобил унд Авиатик АГ" (Aviatik В. II; Automobil und Aviatik AG) появилась в 1911 г. в результате слияния двух производств. Довольно быстро выдвинувшись в ряды крупнейших авиастроительных фирм, в 1914 г. она дала рождение дочернему предприятию в Австро-Венгрии, венскому "Флюгцойгфабрик Авиатик" (Oesterreichisch-Ungarische Flugzeugfabrik Aviatik), которое воспроизводило немецкие конструкции и создавало свои собственные. В Германии "Авиатик Б. I" существовал в двух- и трехстоечной конфигурации, а годом его создания был 1914-й. Отличительной особенностью модели служили слегка стреловидные крылья; у "Авиатика Б. II" 1915 г. она исчезла, а 120-сильный "Мерседес" сменил 100-сильный. Австрийский "Б-второй" возник летом 1914 г. на базе оригинальной германской модели П14 (P14), сохранив первоначально ее черты, но неся двигатель "Даймлер" 120 л. с. Летная практика выявила недостатки в управлении, для устранения которых потребовалось увеличить элероны и рули, и слабость мотора, после чего некоторые аппараты получили 150-сильный "Даймлер". Несмотря на улучшения, скороподъемность оставалась поразительно малой: высота 1000 м достигалась в течение полутора часов! Австрийский "Авиатик Б. II" выпускался в нескольких сериях: 32, 32.7 и 34-й. Первые две использовались главным образом на русском фронте, где служили в 3,11,13 и 14-м авиаотрядах в период с сентября 1914 по сентябрь 1915 гг. Серия 34 была модернизированной, на ее аэропланах стояли 150-сильные "Даймлеры", лобовые коробчатые радиаторы (вместо боковых "Хазет") и иногда передатчики беспроволочного телеграфа. Применение усовершенствованных "Авиатиков" длилось с сентября 1915 г. примерно до начала 1917 г., на Востоке они летали в 1,3,5, 11, 13, 14, 18, 20, 22, 26 и 27-м отрядах и зарекомендовали себя надежными многофункциональными аппаратами. На фотографии 16 можно увидеть трофейный "Авиатик Б. II" - одну из ранних машин с "недоразвитыми" рулевыми поверхностями. Самолет лишен каких бы то ни было опознавательных знаков, по крайней мере на фюзеляже и верхних крыльях.
   "Попался!" - думали, вероятно, солдаты 7-го корпусного авиаотряда, транспортируя другой "Авиатик" серии 32, с номером 32.32 и именем IRMUS на фюзеляже (17, из коллекции ЦГАКФФД). Стоит обратить внимание на австрийские опознавательные знаки - красные и белые полосы на крыльях, корпусе и руле поворота, и измененную форму последнего и рулей глубины. Про аппарат 34-й серии, с номером 34.18, можно было бы сказать: "Долетался!" (18, 19). 5 января 1916 г. этот самолет, пилотируемый Гансом Грейнером (звание неизвестно) и наблюдателем оберлейтенантом Эгеном Кайзером (Hans Greiner, Eugen Kaiser) из Flik 5, выполнял воздушную разведку, но из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку в районе Здолбуново. Его отремонтировали, и он служил в нашем 18-м корпусном авиаотряде. Не исключено, что он же, но уже с русскими кокардами, изображен на следующем снимке (20). Очевидно, что австрийский "второй" сохранил стреловидные крылья германского "первого", тогда как пулемет "Кольт" (Colt) в задней кабине (у машин серии 34 пилот находился в передней) являлся чисто русским новшеством. В армейской авиации "Кольт" ("Кольт-Браунинг" обр. 1895-1914 гг., калибр 7,62 мм, вес 15,87 кг, скорострельность 480-500 выстрелов в минуту) был одним из наиболее распространенных видов автоматического вооружения, а пропеллеры марки "Интеграл" пользовались просто всеобщей популярностью.

Показать полностью

Описание:

  • А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России
  • P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One (Flying Machines)
  • E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
  • A.Olejko - Habsburg Wings 1915 /Aeronaut/

    Popular "pop". Aviatik B.I aircraft from Flik 1 wrecked on New Year's Eve 1914 at the field airfield in Jasien by Oblt. Josef Toth during the take off to the besieged Przemysl Fortress... By the plane from the left: Oblt. Fp. Jillicher, ex cavalryman Oblt Max Hesse, Oblt. Benno Fiala von Fernbrug, Oblt. Ludwig Dumbacher, Oblt. Stefan Horwath and unit commander of Oblt. Josef Smetana. From the right, next to the fuselage, there are crewmembers of the damaged plane, including Oblt. Josef Toth - Source: Fotoarchiv SAW-KA.

  • A.Olejko - Habsburg Wings 1915 /Aeronaut/

    Aviatik B.II on its nose. Source: Aeronaut.