Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Aviatik (Berg) B.I / B.II

Страна: Австро-Венгрия

Год: 1914

Albatros(Oeffag) - D.III - 1917 - Австро-Венгрия<– –>Aviatik (Berg) - B.III - 1915 - Австро-Венгрия


А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России


С "Авиатиками Б. II" русские летчики познакомились благодаря попавшим в плен австрийским самолетам. Германская компания "Аутомобил унд Авиатик АГ" (Aviatik В. II; Automobil und Aviatik AG) появилась в 1911 г. в результате слияния двух производств. Довольно быстро выдвинувшись в ряды крупнейших авиастроительных фирм, в 1914 г. она дала рождение дочернему предприятию в Австро-Венгрии, венскому "Флюгцойгфабрик Авиатик" (Oesterreichisch-Ungarische Flugzeugfabrik Aviatik), которое воспроизводило немецкие конструкции и создавало свои собственные. В Германии "Авиатик Б. I" существовал в двух- и трехстоечной конфигурации, а годом его создания был 1914-й. Отличительной особенностью модели служили слегка стреловидные крылья; у "Авиатика Б. II" 1915 г. она исчезла, а 120-сильный "Мерседес" сменил 100-сильный. Австрийский "Б-второй" возник летом 1914 г. на базе оригинальной германской модели П14 (P14), сохранив первоначально ее черты, но неся двигатель "Даймлер" 120 л. с. Летная практика выявила недостатки в управлении, для устранения которых потребовалось увеличить элероны и рули, и слабость мотора, после чего некоторые аппараты получили 150-сильный "Даймлер". Несмотря на улучшения, скороподъемность оставалась поразительно малой: высота 1000 м достигалась в течение полутора часов! Австрийский "Авиатик Б. II" выпускался в нескольких сериях: 32, 32.7 и 34-й. Первые две использовались главным образом на русском фронте, где служили в 3,11,13 и 14-м авиаотрядах в период с сентября 1914 по сентябрь 1915 гг. Серия 34 была модернизированной, на ее аэропланах стояли 150-сильные "Даймлеры", лобовые коробчатые радиаторы (вместо боковых "Хазет") и иногда передатчики беспроволочного телеграфа. Применение усовершенствованных "Авиатиков" длилось с сентября 1915 г. примерно до начала 1917 г., на Востоке они летали в 1,3,5, 11, 13, 14, 18, 20, 22, 26 и 27-м отрядах и зарекомендовали себя надежными многофункциональными аппаратами. На фотографии 16 можно увидеть трофейный "Авиатик Б. II" - одну из ранних машин с "недоразвитыми" рулевыми поверхностями. Самолет лишен каких бы то ни было опознавательных знаков, по крайней мере на фюзеляже и верхних крыльях.
  "Попался!" - думали, вероятно, солдаты 7-го корпусного авиаотряда, транспортируя другой "Авиатик" серии 32, с номером 32.32 и именем IRMUS на фюзеляже (17, из коллекции ЦГАКФФД). Стоит обратить внимание на австрийские опознавательные знаки - красные и белые полосы на крыльях, корпусе и руле поворота, и измененную форму последнего и рулей глубины. Про аппарат 34-й серии, с номером 34.18, можно было бы сказать: "Долетался!" (18, 19). 5 января 1916 г. этот самолет, пилотируемый Гансом Грейнером (звание неизвестно) и наблюдателем оберлейтенантом Эгеном Кайзером (Hans Greiner, Eugen Kaiser) из Flik 5, выполнял воздушную разведку, но из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку в районе Здолбуново. Его отремонтировали, и он служил в нашем 18-м корпусном авиаотряде. Не исключено, что он же, но уже с русскими кокардами, изображен на следующем снимке (20). Очевидно, что австрийский "второй" сохранил стреловидные крылья германского "первого", тогда как пулемет "Кольт" (Colt) в задней кабине (у машин серии 34 пилот находился в передней) являлся чисто русским новшеством. В армейской авиации "Кольт" ("Кольт-Браунинг" обр. 1895-1914 гг., калибр 7,62 мм, вес 15,87 кг, скорострельность 480-500 выстрелов в минуту) был одним из наиболее распространенных видов автоматического вооружения, а пропеллеры марки "Интеграл" пользовались просто всеобщей популярностью.

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Авиатик" B-I, 1-я эскадрилья ВВС Австро-Венгрии, конец 1914г.
K.Delve - World War One in the Air /Crowood/
The Austrian Air Arm deployed a number of units to join the campaign against Russia; here an Albatros (Aviatik???) B1 of Fliegerkompanie 1 is at Brzesko in late 1914.
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 16)
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
This unarmed Aviatik B II, serial 34.08, was built by the Austrian-based branch of the company for service with the Austro-Hungarian forces, powered by a 100hp Mercedes. Of late 1914 origins, only a relatively small number of B IIs were produced, the type being quickly superseded by the more powerful, cleaner and armed Aviatik C I. As was often the case, once relegated from front-line service, the type found a second career with advanced flying training units, the Aviatik B II known to have served in this role with FEA 9 at Darmstadt during 1916.
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 17)
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 18)
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 19)
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 20)