burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Великобритания

Год: 1916

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

Сопвич "Пап" / Sopwith Pup

   Цельнодеревянный одностоечный биплан с полотняной обшивкой. Автор проекта - инженер-конструктор фирмы "Сопвич Эвиэйшн Компани" Герберт Смит. Самолет представлял собой сильно уменьшенный в размерах и массе вариант Сопвича "полуторастоечного" (отчего и произошло его прозвище "пап", то есть "щенок", позже превратившееся в официальное название).
   Прообразом будущего истребителя стал спроектированный Смитом в 1915 году личный самолет известного британского летчика и авиабизнесмена Гарри Хаукера.
   "Пап" изначально создавался по заказу руководства RFC и британского Адмиралтейства как легкий одноместный самолет воздушного боя.
   Первый полет прототипа состоялся 9 февраля 1916 г. Серийное производство развернуто в октябре на заводах фирмы "Сопвич" в Кингстоне и Бердморе. Кроме того, самолет выпускался фирмами "Стандард Мотор Компани" и "Уайтхэд Эйркрафт". Выпуск завершен в начале 1918г. Всего построено 1847 экземпляров, поступивших на вооружение британской армейской и морской авиации, а также - в части ПВО. Подавляющее большинство машин - 1670 экземпляров - служило в частях RFC.
   Самолет обычно оснащался 80-сильным ротативным мотором "Рон" 9C, реже - 100-сильным "Гномом моносупапом" и был вооружен синхронным пулеметом "Виккерс". На некоторые машины из частей ПВО дополнительно ставили по восемь ракет "Ле Прие".
   Осенью 1916 года первый дивизион, вооруженный "папами" (2-й дивизион RNAS), прибыл на западный фронт. Самолет проявил себя как достойный противник германских "альбатросов", намного превосходя по своим летным данным все типы истребителей, ранее применявшиеся в британской авиации. Особенно высоко оценивалась хорошая горизонтальная маневренность машины, ставшая в дальнейшем "коронной" чертой всех истребителей Сопвича.
   Весной 1918-го, в связи с появлением новых типов германских и британских истребителей, "Пап" уже считался морально устаревшим. Его сняли с вооружения фронтовых частей и перевели в учебные подразделения. Несколько экземпляров машины в ходе войны отправили ознакомления в США, Нидерланды, Грецию, Австралию и Россию.
   Надо отметить, что "Пап" - первый в мире истребитель корабельного базирования. В 1917-18 годах этими машинами были оснащены семь крейсеров и пять авианосцев британских ВМС, первым из которых стал авианосец "Фьюриес", а также - плавучие аэродромы-баржи, размещенные в Ла-Манше. С них истребители должны были стартовать на перехват немецких бомбардировщиков, совершавших налеты на Англию. Часть самолетов морского базирования оснащалась специальным полозковым шасси.
  
  
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   "Пап" 1916г "Пап" 1917г
   Размах, м 8,08 8,10
   Длина, м 5,89 6,0
   Высота, м 2,90 2,90
   Площадь крыла, кв.м 23,50 23,60
   Сухой вес, кг 358 356
   Взлетный вес, кг 556 557
   Двигатель "Рон" 9C "Гном-Рон"
   мощность, л. с. 80 100
   Скорость максимальная, км/ч 179 181
   Скорость подъема на высоту
   1800 м, мин.сек 6,45
   Дальность полета, км 300 450
   Продолжительность полета, ч 3
   Потолок, м 5330 5200
   Экипаж, чел. 1 1

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • H.King Sopwith Aircraft 1912-1920 (Putnam)
  • P.Lewis The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • F.Mason The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • J.Bruce British Aeroplanes 1914-1918 (Putnam)
  • O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)
  • H.King Armament of British Aircraft (Putnam)
  • A.Jackson British Civil Aircraft since 1919 vol.3 (Putnam)
  • C.Owers Beardmore Aircraft of WW1 (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 69)
  • Журнал Flight