burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Великобритания

Год: 1916

Истребитель

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

Сопвич "Кэмел" / Sopwith Camel

   Цельнодеревянный одностоечный биплан со смешанной обшивкой фюзеляжа (передняя часть - дюралевые листы, борта кабины и закабинный гаргрот - фанера, остальное - полотно). Крылья и оперение обшиты полотном. Как и предыдущие истребители фирмы "Сопвич", самолет разработан инженером Гербертом Смитом.
   Первый прототип, оснащенный 110-сильным ротативным мотором "Клерже" 9Z и вооруженный двумя синхронными пулеметами "Виккерс", вышел налетные испытания в декабре 1916 г. Для улучшения аэродинамики казенные части пулеметов были прикрыты дюралевым обтекателем, придававшим машине характерный, слегка "горбатый" профиль, за который она и получила свое название (по-английски camel - верблюд).
   После успешного завершения испытаний в мае 1917-го "Кэмел" запустили в крупносерийной производство. Первые авиачасти - 4-й дивизион RNAS и 70-й дивизион RFC - получили новые истребители в июле того же года.
   На большинстве серийных экземпляров стояли 130-сильные двигатели "Клерже" 9B или еще более мощные 150-сильные "Бентли" BR.1. Некоторые оснащались 110-сильными "ронами", такие машины, преимущественно, служили в ПВО.
   Благодаря малой нагрузке на крыло в сочетании с довольно высокой энерговооруженностью и плотной компоновкой машины вокруг центра масс, "Кэмел" обладал исключительной горизонтальной маневренностью. Радиус левого виража составлял всего 15 м! (правый из-за гироскопического момента ротативного мотора был немного шире). Английские летчики шутили, что "Кэмел" способен "вертеться на месте вокруг своего хвоста". Максимальная скорость и скороподъемность, особенно - с двигателем "Бентли", также не вызывали претензий.
   На основании высоких оценок пилотов и командиров строевых частей руководство RFC и RNAS уже в 1917 году заказало 3450 экземпляров истребителя (до конца года построено 1325), а в дальнейшем последовали дополнительные заказы. Общий итог серийного выпуска "Кэмела" составил 5695 штук, что делает его самым массовым английским истребителем Первой мировой войны. Но он был не только наиболее многочисленным, но и самым результативным. Согласно официальным английским данным, "Кэмелы" одержали в общем счете 2790 воздушных побед, то есть больше, чем любой другой тип истребителя из стран Антанты.
   "Кэмелы" выпускались и активно применялись до конца войны. К моменту заключения перемирия на вооружении RAF числилось 2549 самолетов этого типа в составе более чем 30 истребительных авиадивизионов. Кроме того, на "Кэмелах" в 1918 году воевали четыре американских дивизиона и две бельгийских эскадрильи, а после войны эти самолеты состояли на вооружении в Канаде, Греции и Польше. Они применялись в советско-польской и греко-турецкой войнах.
   По нескольку экземпляров машины входило в 47-й английский дивизион и так называемый "Славяно-британский авиакорпус", воевавшие в 1918-19 годах на стороне белогвардейцев в России. 47-й дивизион действовал в Поволжье, а "Славяно-британский авиакорпус" - на севере, в районе Архангельска. По крайней мере, два "Кэмела" из их состава в ходе боев были захвачены Красной армией.


Модификации
   "Кэмл" F.1 - с двигателем "Клерже-9b", с двумя 7,69-мм пулеметами "Виккерс", мог нести две 9-кг бомбы;
   "Кэмл" Е.1 - кроме двух синхронных, установлен надкрыльевый пулемет, стреляющий вне диска вращения винта. Усилено бомбовое вооружение (четыре 9-кг бомбы). Отличался увеличенным на 0,22 м размахом крыльев и удлиненным на 0,2 м фюзеляжем. Кабина смещена назад для удобства стрельбы из надкрыльевого пулемета.
   Проектировался двухместный вариант учебно-тренировочного истребителя. Построен единственный экземпляр, испытывался, но серийно не строился.
   43 машины дооборудовались и использовались как палубный истребитель для авианосцев типа "Фьюриес" до середины 1920-х годов.


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   с моторами"Клерже" "Бентли"
   Размах, м 8,50 8,50
   Длина, м 5,72 5,60
   Высота, м 2,72 2,72
   Площадь крыла, кв.м 21,50 21,50
   Сухой вес, кг 422 470
   Взлетный вес, кг 660 695
   Двигатель Клерже-9b Бентли BR.1
   мощность, л. с. 130 150
   Скорость максимальная, км/ч 183 199
   Скорость подъема на высоту
   2000м, мин.сек 6,00 5,00
   Дальность полета, км 350
   Потолок, м 5790 5650
   Экипаж, чел. 1 1
   Вооружение 2 пулемета
   18 кг бомб

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • H.King Sopwith Aircraft 1912-1920 (Putnam)
  • P.Lewis The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • F.Mason The British Fighter since 1912 (Putnam)
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • J.Bruce British Aeroplanes 1914-1918 (Putnam)
  • H.King Armament of British Aircraft (Putnam)
  • O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)
  • O.Thetford Aircraft of the Royal Air Force since 1918 (Putnam)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Military Aircraft Since 1909 (Putnam)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Navy Aircraft Since 1911 (Putnam)
  • A.Jackson British Civil Aircraft since 1919 vol.3 (Putnam)
  • Журнал Flight