burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Великобритания

Год: 1915

Single-engine, two-seat, three-bay biplane naval landplane bomber

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

ШОРТ "БОМБЕР" / SHORT BOMBER

   Первым английским бомбардировщиком специальной постройки была машина фирмы Шорт Бразерс, которая так и называлась "Бомбер", то есть "Бомбардировщик". Самолет создавался в 1915 году по заданию Адмиралтейства. Морское начальство раньше своих сухопутных коллег осознало необходимость в аэроплане подобного назначения.
   Фирма Шорт изначально занималась выпуском гидросамолетов, поэтому "Бомбер" появился на базе поплавкового гидроплана-разведчика "Шорт 184". На самолете слегка изменили конструкцию крыльев, увеличили размах и установили вместо поплавкового колесное шасси.
   "Бомбер" представлял собой трехстоечный полутораплан с деревянным каркасом и полотняной обшивкой. Несмотря на свою одномоторную схему, это был самый крупный на тот момент самолет Великобритании. Размах его верхнего крыла превышал размах большинства двухмоторных аэропланов Первой Мировой войны.
   Экипаж состоял из двух человек: пилота и стрелка-бомбардира.
   Первоначально стрелок размещался спереди, но затем членов экипажа поменяли местами, а в задней кабине появилась двухпулеметная турель.
   В ходе испытаний выявилась недостаточная продольная устойчивость машины. Для ее улучшения пришлось значительно удлинить фюзеляж и увеличить площадь вертикального оперения.
   В 1916 году самолет запустили в серию сразу на пяти фирмах: Шорт Бразерс, Мэнн Эджертон, Пэрнэлл, Феникс Динамо и Санбим. "Бомберы", сделанные на Санбиме, комплектовались двигателями этой же фирмы мощностью 225 л.с., а на всех остальных стояли 250-сильные "Роллс-Ройсы".
   Конструкторы Шорта позаботились о повышении живучести своего изделия: большинство машин оснащалось двойным управлением и бронированными топливными баками.
   Общее число построенных "Бомберов" относительно невелико - всего 83 экземпляра, но это не помешало им сыграть заметную роль в боях на западном фронте.
   Весной 1916-го "Бомберы" начали поступать в подразделения военно-морской авиации (RNAS) на восточном побережье Англии. Эти машины многократно бомбили вражеские корабли, порты, базы подводных лодок и другие береговые объекты в оккупированной немцами Бельгии. Случалось им выполнять и более дальние рейды на территорию самой Германии.
   Летом того же года командование RFC обратилось к морякам с просьбой о передаче части бомбардировщиков в связи с намечаемым наступлением на реке Сомма. Лорды адмиралтейства согласились выделить 15 машин, которые приняли активное участие в битве.
   Боевая служба первых бомбардировщиков Великобритании оказалась короткой. Уже в начале 1917 года, в связи с появлением более совершенных самолетов фирмы Хэндли-Пэйдж, "Бомберы" были сняты с вооружения. Интересно, что их поплавковый предшественник "Шорт 184" прослужил значительно дольше.
  
  
ДВИГАТЕЛЬ
  
   "Санбим", 225 л.с. или "Роллс-Ройс", 250 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
   1 пулемет "Льюис" на турели, до 420 кг бомб.


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   Размах, м 25,9
   Длина, м 13,7
   Высота, м 4,57
   Площадь крыла, кв.м 62,2
   Сухой вес, кг 2086
   Взлетный вес, кг 3084
   Двигатель: Роллс-Ройс "Игл"
   число х мощность, л. с. 250
   Скорость максимальная, км/ч 124
   Дальность полета, км 600
   Продолжительность полета, час,мин 5,0
   Время набора высоты, мин/м 26/2000
   Потолок, м 2890
   Экипаж, чел. 2
   Вооружение 2 пулемета
   420 кг бомб

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • C.Barnes Short Aircraft since 1900 (Putnam)
  • K.Wixey Parnall Aircraft Since 1914 (Putnam)
  • F.Manson British Bomber Since 1914 (Putnam)
  • P.Lewis British Bomber since 1914 (Putnam)
  • J.Bruce British Aeroplanes 1914-1918 (Putnam)
  • O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)
  • H.King Armament of British Aircraft (Putnam)
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)