Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Анатра Анатра-Д (Анаде, Анатра-Декан)

Страна: Россия

Год: 1915

Фронтовой самолет

Акстман К.Э. - Аэроплан-парашют - 1911 - Россия<– –>Анатра - Анадис - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Анаде» («Анатра-Декан», «Анатра-Д», «Анатра» тип Д, «Декан»)

   В середине 1915 г. класс двухместных самолетов-разведчиков, выполненных по схеме стандартного биплана с тянущим воздушным винтом, считался наиболее прогрессивным, поэтому на заводе А.А. Анатра приступили к созданию подобного аппарата. За основу приняли конструкцию немецкого двухстоечного «Альбатроса» с характерной центральной пирамидой, соединяющей верхнее крыло в районе продольной оси самолета. Проект разработал французский инженер Е.А. Декамп (Des Camps), согласно русской документации тех лет называемый Э. Декан, поэтому самолет получил наименование «Анаде» - АНАтра + ДЕкан. Это обозначение стало основным при дальнейшем употреблении, однако использовались и другие - все они вынесены в подзаголовок.
   «Анаде» оснастили ротативным двигателем «Гном-Моносупап» мощностью 100 л.с., что определило основные размерности аппарата - длина 7,7 м, размах верхнего крыла 11,5 м. Самолет предназначался для использования в качестве корпусного разведчика, корректировщика артиллерийского огня и легкого бомбардировщика. Представлял собой цельнодеревянный биплан с двумя парами межкрыльевых стоек, нормальным хвостовым оперением и стандартным пирамидальным шасси, выполненном из профилированных стальных труб и снабженным резиновой, шнуровой амортизацией. Фюзеляж четырехгранный в сечении, ферменной конструкции, с небольшим закругленным верхним гротом в районе кабины экипажа. Обшивка передней части фюзеляжа из фанеры, далее, до хвостового оперения - полотняная.
   Летчик размещался впереди, его сидение находилось над топливным баком, особенностью которого являлось разделение на три отсека для устранения утечки бензина в случае прострела. Место наблюдателя за пилотом, снабжено оборонительной установкой с пулеметом «Кольт», «Максим» или «Льюис».
   Особенностью первого экземпляра «Анаде» являлась небольшая стреловидность крыльев и установка ротативного двигателя «Гном» на передней и задней опорах - подобно тому, как это было сделано на самолете «Ньюпор-IV». Испытания опытного экземпляра начались 19 декабря 1915 г. в Одессе. Летчик Робино, впервые поднявший аппарат в воздух, отметил недостаточную поперечную и продольную устойчивость и малый запас рулей горизонтального оперения. В процессе доработки коробку крыльев сдвинули назад на 200 мм, одновременно изменили регулировку крыльев, угол их стреловидности увеличили до 8°. Вперед передвинули кресла летчика и наблюдателя (соответственно на 50 и 150 мм.), увеличили площадь хвостового оперения и элеронов. Для парирования реактивного момента воздушного винта под правым нижним крылом в районе внешних крыльевых стоек установили груз весом 7 кг, а переднюю часть киля вертикального оперения развернули влево на 30 мм.
   Доработанный «Анаде» показал вполне удовлетворительные летные данные: максимальная скорость составила 136 км/ч, время подъема на высоту 2000 м составило 16,5 мин. После прохождения официальных испытаний 26 апреля 1916 г. Главное Военно-техническое управление приняло самолет на снабжение Воздушного флота Российской империи под обозначением «Анатра» тип «Д». Официальный заказ первоначально составил 80 экземпляров.
   Получение заказа ожидалось заранее, поэтому уже 19 мая 1916 г. первый серийный «Анаде» сдали военной приемке. Начиная с июня самолеты стали поступать на снабжение авиаотрядов и приняли участие в боевых действиях.
   Характерной особенностью серийных «Анаде» явился сферический капот двигателя, прикрывающий его верхнюю часть и вертикальное оперение, напоминающее крыло мотылька.
   Практическое использование показало заметное снижение характеристик серийных машин по сравнению с опытным экземпляром - максимальная скорость не превышала 115 км/ч, а недостаточная мощность двигателя не позволяла брать бомбовую нагрузку (хотя поначалу указывалась нагрузка до 30 кг бомб). Летчики отмечали тенденцию к пикированию и недостаточно эффективное управление.
   Одновременно для второй половины 1916 г. самолет оценивался вполне положительно. Инспектор авиации Юго-Западного фронта подполковник В.М.Ткачев доносил в Ставку Верховного главнокомандования: «Самолет «Анаде», по заявлению всех командиров отрядов, вполне удовлетворительный. Большим недостатком сейчас является только неполная тяга мотора в полете, что объясняют слабой вентиляцией в месте помещения мотора, поэтому возможно всасывание мотором части отработанных газов».
   Недостатки, отмеченные в ходе эксплуатации, устранялись при производстве дальнейшей серии. Менялась регулировка крыльев и оперения, в капоте двигателя прорезали дополнительные отверстия для улучшения охлаждения. С постановкой «Гном-Моносупап», имеющего удлиненный носок картера, выпускались аппараты с улучшенным капотированием двигателя.
   В октябре 1916 г. Особое совещание по обороне государства приняло решение перевооружить корпусные авиаотряды на «Анаде» и заказало 400 таких самолетов. В 1917 г. завод А.А. Анатра должен был выпускать их со следующим нарастанием производства: в январе 30 самолетов, в феврале-мае - по 40 самолетов, начиная с июня - по 60 самолетов. Симферопольский завод должен был в 1917 г. довести выпуск до 25 машин ежемесячно.
   Учитывая развитие двух заводов Анатра и потребность авиаотрядов в новых самолетах в дальнейшем предполагался заказ еще на 300 машин, который, однако, скоро уменьшился до 50 дополнительных экземпляров к первоначальному (400 экз.).
   На практике планы увеличения выпуска «Анаде» натолкнулись на недостаток материалов, оборудования и двигателей. Одновременно ускоренные методы изготовления привели к ухудшению качества, быстрому выходу из строя в ходе эксплуатации и соответствующему снижению популярности «Анаде» в войсках.
   Для того чтобы рассеять недоверие летчиков к самолету, командир 11-го армейского авиаотряда штабс-капитан Н.А. Макаров решил продемонстрировать на нем перед личным составом фигуры высшего пилотажа. Для этой цели использовался «Анаде» с двигателем «Гном-Моносупап» мощностью 100 л.с., налетавший ранее в отряде 60 летных часов. Для получения нужной центровки на место летчика-наблюдателя установили соответствующий груз в виде мешка с песком.
   31 мая 1917 г. Макаров набрал высоту 1800 м, после чего выполнил подряд две «мертвые петли». Наблюдатели с земли отметили, что фигуры были выполнены чисто, без опрокидывания самолета. При осмотре на земле выяснилось, что регулировка коробки крыльев не изменилась, лишь немного ослабли тросовые расчалки, идущие от крыльев к капоту двигателя. Акт, подтвердивший событие, подписали 22 присутствующих авиатора. В русской авиации это были первые «мертвые петли», выполненные на неманевренном самолете, подтвердившие его достаточную прочность и надежность.
   Производство самолетов «Анаде» продолжалось до середины 1917 г. и составило 215 экземпляров, т.е. меньше половины заказанных. Самолеты состояли на вооружении 2-го Гвардейского, 1, 3, 9, 12, 16, 17, 20, 28 и 36-го корпусных авиаотрядов, 1, 2, 3, 6, 7-го Сибирских авиаотрядов. Отдельные машины этого типа принимали участие в гражданской войне на стороне различных противоборствующих сторон. С учетом дополнительно изготовленных до весны 1918 г., общее количество построенных «Анаде» составило около 300 экземпляров.
   В начале 1917 г. появилось предложение выпустить небольшую серию «Анаде» в учебном варианте. Основными отличиями, помимо второго управления, явилось капотирование двигателя по типу опытного аппарата и наличие дополнительной пары передних, противокапотажных колес. Первый учебный «Анаде» с новым шасси облетали 27 мая 1917 г. Всего завод изготовил 10 таких самолетов, которые отличались высокой устойчивостью и легкостью управления.


Летные и технические характеристики «Анаде»
   Размах верхнего крыла (м) 11,42
   Длина в линии полета (м) 7,70
   Площадь крыльев (м2) 35,0
   Вес пустого (кг) 515
   Полетный вес (кг) 865
   Скорость у земли (км/ч) 115
   Время набора высоты 1000 м (мин) 7
   Потолок (м) 4000
   Продолжительность полета (час) 3,5


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


АНАТРА-Д ("АНАДЕ", АНАТРА-ДЕКАН", "АНАКЛЕР")

   Двухместный цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. Разработка самолета начата летом 1915 года на одесском авиазаводе, принадлежавшем местному банкиру А. А. Анатра. Авторы проекта - В. В. Хиони и французский инженер Декан. Первый полет прототипа состоялся 19 декабря. После многочисленных доработок был утвержден эталонный образец, а 26 апреля 1916-го УВВФ (Управление военно-воздушного флота) заказало 80 аппаратов. 16 мая завод выдал первый серийный самолет. Всего в годы войны было заказано 400 экземпляров машины, однако до ноября 1917-го успели построить только 170.
   Летом 1916-го "Анаде" начали поступать на фронт. Пилоты, облетавшие машину, отмечали вялую реакцию на рули и тенденцию к сваливанию в пике на планировании. Позднее стали обращать внимание на недостаточное охлаждение двигателя. По ходу серийного выпуска эти недостатки устранялись. Одновременно для улучшения летных данных на новые самолеты стали устанавливать более мощные двигатели "Клерже". Аппараты с такими моторами назвали "Анакле" или "Анаклер". Несмотря на ряд аварий, вызванных дефектами сборки, "Анаде" и "Анаклеры" широко применялись российской авиацией в качестве разведчиков, корректировщиков и самолетов связи. Они состояли на вооружении многих корпусных авиаотрядов южного и юго-западного фронта. В целом самолет оценивался в рапортах командиров отрядов как "вполне удовлетворительный". В период гражданской войны уцелевшие к тому времени "Анаклеры" использовались преимущественно для учебных целей.


ДВИГАТЕЛЬ
   "Гном-Моносупап", 100 л. с

ВООРУЖЕНИЕ
   1 "Льюис", "Кольт" или "Максим" на шкворне в задней кабине. Иногда - синхронный "Виккерс" или "Кольт".


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


"Анатра-Д" 1915 г.

   В октябре 1912 года одесский банкир и предприниматель предложил военному ведомству наладить производство самолетов на базе мастерских Одесского аэроклуба. С июня 1913 года начался выпуск самолетов по лицензии французских фирм "Фарман", "Вуазен", "Ньюпор-IV" и "Моран". К концу 1917 года производительность на заводе была доведена до двух самолетов в день. С 1915 года завод начал выпуск самолетов по собственному проекту. Это был двухместный разведчик, двухстоечный биплан с ротативным двигателем.
   Фюзеляж прямоугольного сечения с небольшим гаргротом. Лонжероны изготавливались из ясеневого бруса и обшивались полотном в хвостовой части и фанерой - в носовой. Позднее фанерная обшивка выполнялась по всему фюзеляжу. Раскосы фюзеляжа изготавливались из сосны, расчалки - 2-2,5-мм проволока. Капот двигателя открыт снизу, алюминиевый, с дополнительными отверстиями для охлаждения.
   Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, обтягивалось полотном. Элероны были только на верхнем крыле. Для обеспечения устойчивости крыло имело стреловидность от 4 до 8° и угол установки 3,5-5°, а коробка крыльев смещена назад на 200 мм по сравнению с опытным самолетом, взлетевшим впервые 19 декабря 1915 года. Стойки крыла деревянные, сплошного сечения. Стабилизатор треугольной формы с подкосами. Рули имели деревянный каркас и полотняную обшивку, шасси на V-образных стойках из стальных труб со сплошной осью и резиновой шнуровой амортизацией. Колеса с пневматиками 750 х 85 мм. Управление тросовое, от штурвала и педалей. Бензобак трехсекционный, с клапанами Яблонского, предупреждающими утечку топлива при простреле. Вооружение - сначала только пулемет "Льюис" у наблюдателя на шкворневой установке и 30 кг бомб, позднее устанавливался и синхронный пулемет "Виккерс". Бомбовая нагрузка возросла. В 1916 году самолет был одним из лучших двухместных разведчиков у союзников. Но к концу 1917 года машина уже не удовлетворяла требованиям фронта. Машины строились крупными сериями и применялись не только в Первую мировую, но и во время Гражданской войны. После 1918 года машина использовалась короткое время как учебная. Иногда захваченные и отремонтированные машины использовались противником. Особенно широко эта практика была распространена в Австро-Венгрии.


Модификации
   "Анатра-Д" - серийный разведчик с двигателем "Гном-Моносупап" (100 л. с.). Построено 170 машин этого типа.

«Анатра-Д», 1915 г.
Размеры, м:
   длина 7.70
   размах крыльев 11.5/10.3
Площадь крыла. м2 35.0
Вес, кг:
   максимальный взлетный 865
   пустого 515
Двигатель: «Гном-Моносупап»
   мощность, л. с. 100
Скорость, км/ч 132
Дальность полета, км 400
Потолок практический, м 4000
Экипаж, чел. 2
Вооружение 1 пулемет, 30 кг бомб


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Анаде" ( "Анатра-Д", "Анатра" , тип Д, "Анатра-Декан", "Декан"). Самолет был начат проектированием летом 1915 г. Это был двухместный разведчик, двухстоечный биплан с двигателем "Гном-Моносупап" в 100 л. с. На небольшом числе самолетов ставился двигатель "Клерже" в 110 л. с., и тогда самолет назывался "Анакле" или "Анаклер". К нему же относилось и название "Декан". Двигатель "Гном" применялся двух типов: с коротким и с удлиненным носком для получения лучшей формы капота ("Моносупап-Б"). Первый тип более ранний.

   Конструкция самолета была простой и рациональной. Фюзеляж - четырехгранного сечения, слегка округленный поверху, в передней части был обшит фанерой, в задней - полотном; лонжероны - из ясеня сечением от 35х35 до 28х28 мм, раскосы - ясеневые и сосновые, расчалки - проволока 2,5 и 2 мм. Капоты - алюминиевые. Элероны - только на верхних крыльях. Стойки - сосновые сплошного сечения. Стабилизатор - почти треугольной формы с подкосами под заднюю кромку. Шасси - с V-образными стойками из стальных труб каплевидного сечения с деревянными бужами. Осевая труба - из мягкой стали сечением 45х35 мм с бужами-трубами 35х31 в опорах, колеса размером 750 х85 мм. Управление - тросовое одиночное, у летчика - штурвал и педали. Бензобак был разделен на три отсека с клапанами Яблонского, предупреждавшими утечку при простреле одного из отсеков. Вооружение - пулемет у наблюдателя на шкворневой установке. Бомбовая нагрузка 25-30 кг.

   Самолет был впервые испытан в воздухе 19 декабря 1915 г. Чтобы устранить обнаружившуюся в процессе испытаний неустойчивость в продольном и поперечном направлениях, были изменены стреловидность крыльев (от 4° до 8°) и угол их установки (от 3,5° до 6°), сиденье летчика было сдвинуто вперед на 50 мм, сиденье наблюдателя - на 150 мм, вся коробка крыльев - на 200 мм назад, под правым нижним крылом (его крайней передней стойкой) был подвешен груз в 7 кг. Носок воздушного киля был сдвинут на 30 мм влево. Менялся размах верхнего крыла от 12 до 11,4 м. Хорда элеронов была увеличена на 100 мм, площадь хвостового оперения - почти на 50 %.

После многих испытательных полетов, в ходе которых проводились указанные мероприятия, сводившиеся по существу к достижению более передней центровки, был утвержден эталонный экземпляр.

Первый серийный самолет был сдан 16 мая 1916 г. Всего за 1916-1917 гг. было выпущено 170 экземпляров, имевших различия в отдельных сериях. В августе 1917 г. был снят груз под правым крылом.

Самолет "Анаде" широко применялся в боевых условиях, участвовал в гражданской войне. Оценка его менялась. Для конца 1915 г. он был передовым, лучше ряда иностранных самолетов. К 1918-1919 гг. он уже устарел и использовался преимущественно как учебно-тренировочный. 27 мая 1917 г. был выпущен в одном экземпляре учебный "Анаде" с двойным управлением и парой противокапотажных колес впереди. Этот самолет был очень устойчив в полете. На самолете "Анаде" можно было выполнять петли Нестерова. Военный летчик штабс-капитан Д. А Макаров выполнил 31 мая 1917 г. две очень чистые петли и 2 июня еще две петли.


Самолет||/
Год выпуска||1915/1916
Количество двигателей||1/1
Двигатель, марка||/
   Мощность||100/110
Длина самолета, м||7,70/7,7
Размах крыла, м||11,5(10,3)/11,5(10,3)
Площадь крыла, м2||35,0/35
Масса пустого, кг||515/?
Масса топлива+ масла, кг||90+25/90+25
Масса полной нагрузки, кг||350/350
Полетная масса, кг||865/?
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||24,7/?
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,6/?
Весовая отдача, %||40/?
Скорость максимальная у земли, км/ч||132/135
Время набора высоты||
   1000 м, мин||7,0/?
   3000 м, мин||26/?
Потолок практический, м||4000/4000
Продолжительность полета, ч||3,5/3,5
Разбег, м||60/60
Пробег, м||90/90


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


The Anatra Factory produced a second type in 1916, the Anatra D, generally known as the ‘Anade’. This was a two-seater biplane with many similarities to the German Aviatik, powered by a tractor Gnome Monosoupape engine of 100 h.p., some later models having a 130 h.p. Clerget. Intended for reconnaissance duties, the Anatra D was mistrusted by the air crews from the beginning, for the Anatra V.1 had seriously damaged the firm’s reputation.
   In fact, the design of the new machine proved to be quite sound, although some engine over-heating problems were encountered, due to the close-fitting cowling. An initial order was received for 80 examples, these production ‘Anades’ taking part in the Russian Army summer offensive of 1916. In October of that year a further order for 400 machines arrived, but as this far outweighed production capability, the order was never completed. However, after 1916, supplies of the special wood required for the manufacture of wing spars became unobtainable, and spars made up from second-rate materials to hand proved to have a very low load factor, wing failures under stress becoming disturbingly frequent. Among the resultant casualties were Lieut. Robinet, Anatra’s test pilot, and his passenger, during a session of aerobatics over Odessa. Nevertheless, the ‘Anade’ made a very useful observation and artillery-spotting machine, serving with many units in this capacity.


А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России


Аппараты Анатра "Анаде" с моторами "Гном-Моносупап" 100 л. с. (92) более напоминали оригинальную разработку, хотя, как уже говорилось, и для них точкой отсчета служила германская модель.


Летные и технические характеристики||"Анаде", 1915 г.
Размах крыльев (м)||11,42/10,3
Длина в линии полета (м)||7,70
Площадь крыльев (м2)||35,0
Вес пустого (кг)||515
Полетный вес (кг)||865
Скорость у земли (км/час)||115
Скорость максимальная, км/ч||132
Время набора высоты 1000 м. (мин)||7
Время набора высоты 2000 м. (мин)||16
Потолок (м)||4000
Дальность полета, км||400
Продолжительность полета (час)||3,5
Экипаж, чел.||2
Вооружение||1 пулемет
   ||30 кг бомб


E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918


00. Versuchs- und Beuteflugzeuge (Опытные и трофейные самолеты)
00.39 Anatra D (russisch) Gn 100
00.43 Anatra D (russisch) Gn 100

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анаде», ВВС России, 1916 г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Анатра "Анаде" ВВС России, 1916г.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Анатра-Д" (1916г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Первый опытный самолет «Анатра» Д («Анаде») отличался незначительной стреловидностью крыльев и вертикальным хвостовым оперением малой площади
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Фюзеляж самолета «Анаде» выгружается из транспортного контейнера («самолетного ящика»), установленного на железнодорожную платформу
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Самолеты Анатра «Анаде» в стадии сборки на полевом аэродроме.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Сборка завершена. Четыре «Анаде» с опознавательными русскими кокардами на фюзеляже и крыльях подготовлены к полетам
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Собранные «Анаде» на фоне индустриального пейзажа. Малое вертикальное оперение свидетельствует о принадлежности аппаратов к ранней серии. На руле поворота заметна эмблема завода Анатра
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анаде» из состава 3-го корпусного авиаотряда
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Анатра "Анаде" из состава 3-го корпусного авиаотряда
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет-разведчик "Анатра" "Анаде"
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Вооруженный пулеметом «Максим», «Анаде» с номером «5» в центре опознавательной хвостовой кокарды захвачен австрийцами в конце 1916 г.
The Russian Anatra D was based on the Aviatik B-type and was produced in significant numbers. Unlike Aviatik designs it was powered by a rotary engine.
Anatra D (Anade), russisches Beuteflugzeug, bekam später die Flugzeugnummer 00.39
Анатра Д (Анаде), российский трофейный самолет, позже получил номер 00.39.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анаде» с увеличенным вертикальным оперением и оборонительным пулеметом «Льюис» на фронте зимой 1916-17 гг.
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Gnome "Monosoupape", 100 PS, eingebaut in Anatra-Dekan, Beuteflugzeug mit Aufnahmenummer 00.39
Гном "Monosoupape", 100 л.с., установленный в Анатра-Декан, захваченный самолет с регистрационным номером 00.39.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
‘Anasal’ with Austrian troops.
А.Александров, Г.Петров - Крылатые пленники России
(КПР 92)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Учебный «Анаде», снабженный дополнительными противокапотажными колесами. На переднем плане военный летчик, прапорщик Лагутенко
The Anatra D ‘Anade’ with 100 h.p. Gnome Monosoupape
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Изготовление деревянных крыльев на заводе Анатра в 1917 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Вынужденная посадка самолета «Анаде»в Карпатах, 1916 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Аварийная посадка самолета «Анаде», принадлежащего 8-му корпусному авиаотряду
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Еще одна авария. «Анаде» встал на нос по причине посадки на колесах в рыхлый снег
Anatra D shows effect of landing in soft snow and displays undersurface markings
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Аварийная посадка самолета «Анаде», принадлежащего 8-му корпусному авиаотряду. Судя по отсутствию оборонительного пулемета, наиболее вероятно, этот экземпляр использовался в качестве учебного аппарата
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Полный «капот» при посадке на неровное поле
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Подготовка к эвакуации аварийного «Анаде» при помощи грузовых автомобилей
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Компоновочная схема самолета Анатра "Анаде", вооруженного оборонительным пулеметом "Кольт"
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Анатра "Анаде"
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра "Анаде"
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Анатра "Анаде"