burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Франция

Год: 1917

Фронтовой самолет

В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны

БРЕГЕ 14 / BREGUET 14

   Двухместный биплан с мощным V-образным двигателем жидкостного охлаждения. Разработан в конце 1916 известным французским инженером и предпринимателем Луи Бреге. Конструкция машины очень перспективна для своего времени. В силовом наборе преобладал дюраль. Обшивка передней части фюзеляжа - профилированные алюминиевые листы, остального - полотно. Вдоль всей задней кромки нижнего крыла навешивались посадочные щитки-закрылки.
   Первый полет состоялся 15 апреля 1917. Испытания прошли успешно, и уже в мае налажено серийное производство. Массовый выпуск продолжался до 1926 г. Всего построено более 8000 машин. Большинство из них двух модификаций: "Бреге 14" A.2 - разведчик и "Бреге 14" B.2 - бомбардировщик. Разведчики комплектовались аэрофотоаппаратами. Бомбардировщики отличались автоматическими бомбосбрасывателями "Мишлен" под крылом и прямоугольными иллюминаторами в бортах кабины летнаба. На многих машинах сиденья экипажа были бронированы. По мнению экспертов, "Бреге 14" заслуживает звания лучшего фронтового самолета первой мировой войны. Высокие летные и боевые данные позволяли применять его в любой обстановке без истребительного прикрытия. На заключительном этапе войны "четырнадцатые" состояли на вооружении 55 французских и 2 бельгийских эскадрилий западного фронта, которые сбросили на врага 1853 тонны бомб. 290 аппаратов передано американскому экспедиционному корпусу. "Янки" воевали на "Бреге" с июля 1918 до окончания боевых действий.
   Уже в августе 1917 года, т.е. всего через два месяца после запуска в серию, "Бреге 14" обеих модификаций попали в Россию. Это опровергает распространенное мнение, что французы поставляли своим русским союзникам только устаревшие типы боевых машин. Здесь самолет получил название "Бреге с крылышками" (вероятно, имелись в виду закрылки). "Бреге" применялся на русском фронте до Брестского мира, а затем и в гражданской войне. В 1919 году около десятка машин получила армия Деникина. Четыре из них позднее были захвачены красными.
   В начале 20-х "Бреге 14" активно закупали военные и гражданские организации многих стран. Он участвовал в польско-советской и греко-турецкой войнах.

  
ДВИГАТЕЛЬ
  
   "Рено 12" Fcx, 300 л.с. или "Рено 12" Fcy, 310 л.с.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
  
   1 синхронный "Виккерс" и 2 турельных пулемета "Льюиса". Иногда дополнительно - шкворневый пулемет в нижней люковой установке. Бомб. нагрузка "Бреге 14" В.2 - до 235 кг.

Показать полностью

Описание:

  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
  • G.Swanborough, P.Bowers United States Military Aircraft Since 1909 (Putnam)
  • J.Forsgren Swedish Military Aircraft 1911-1926 (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 68)
  • Журнал Flight