М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Летающая лодка-истребитель М-11 (М-12)
Боевые действия на Балтийском море для русских летчиков характеризовались непрекращающейся борьбой с немецкими гидросамолетами. В этих условиях Морское ведомство желало обладать боевым аппаратом, способным к сопровождению разведчиков М-9 и ведению активного воздушного боя. В соответствии с этими пожеланиями Д.П. Григорович спроектировал одноместную летающую лодку малых размеров, оснащенную двигателем «Гном-Моносупап» 100 л.с. с толкающим воздушным винтом. Конструктивно лодка не отличалась от других моделей ПРТВ, ее корпус с небольшой поперечной килеватостью повторял по форме более ранние аппараты. Заметным отличием стали боковые поплавки, без зазоров пристыкованные к нижнему крылу и характерный яйцевидный обтекатель перед двигателем. Вооружение состояло из одного пулемета, размещенного перед пилотом и прикрытого обтекателем. Для защиты наиболее жизненных частей самолет имел бронирование толщиной 4-5-6 мм перед двигателем и пилотом. Стальными накладками по передней кромке усиливались и стойки коробки крыльев.
Под обозначением М-11 самолет построили и испытали в июле 1916 г. Достижение максимальной скорости 135-140 км/ч далось ухудшением поведения лодки на воде: взлет был возможен только при малой волне или ее отсутствии, при старте правое крыло, по причине реактивного момента ротативного двигателя зарывалось в воду. В полете также заметно чувствовалось действие вращающегося двигателя, что заметно осложняло пилотирование.
Не смотря на увеличение максимальной скорости по сравнению с другими летающими лодками, характеристики М-11 считались недостаточными для ведения наступательного воздушного боя. Поэтому появился двухместный, не бронированный вариант М-12, который испытали в августе 1916 г. В М-12 летчика передвинули назад, а в передней части лодки поместили воздушного стрелка с пулеметом.
Со второй половины 1916 г. и до мая 1917 г. завод С.С.Щетинина изготовил и сдал военному ведомству 61 экземпляр М-11 и М-12. 26 машин поступили на Черное море, один экземпляр в летную школу в Баку - остальные на Балтику.
На практике в боевых условиях М-11 и М-12 использовались ограниченно по причине своих невысоких мореходных качеств. С распадом Российской Империи и прекращением активных боевых действий осенью 1917 г. необходимость в морских истребителях не наблюдалась, и они быстро перестали существовать.
Летные и технические характеристики М-11 и М-12 с двигателем «Гном-Моносупап» 100 л.с.
(в случае различия данных значения указаны в скобках)
Размах верхнего крыла (м) 8,70
Длина в линии полета (м) 7,66 (7,56)
Площадь крыльев (м2) 23,10
Вес пустого (кг) 676 (665)
Полетный вес (кг) 926 (915)
Скорость у земли (км/ч) 130-150 (130-140)
Время набора высоты 2000 м (мин) 12-17 (22-25)
Потолок (м) 2500-4000
Продолжительность полета (час) 1,5-2
М-13 и М-14
На настоящий момент документальная информация, описывающая эти аппараты, отсутствует. Предполагается, что под этими обозначениями значатся разрабатываемые Д.П.Григоровичем морские истребители.
М-17, М-18, М-19
В апреле 1917 г. Григорович прекратил свою деятельность на ПРТВ С.С.Щетинина и организовал свой Опытный завод в Петербурге. Наиболее вероятными причинами стали планы Морского ведомства проектировать и строить опытные гидросамолеты на специализированном предприятии.
Среди разработок нового предприятия значился самолет М-17 (позднее М-17 бис) являющийся модификацией более раннего М-11. Этот одноместный морской истребитель с двигателем «Клерже» 130 л.с. испытывался летом 1918 г. Обладал идентичными с М-11 особенностями и недостатками: влиянием вращающегося двигателя на устойчивость и управляемость и малой мореходностью. Как истребитель признавался неудовлетворительным.
По данным В.Б. Шаврова летающая лодка М-17 являлась вариантом М-15 с двигателем «Испано-Сюиза» 150 л.с.
Показать полностью
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка М-11 (ЩМ-11, Щ. И., И. Р., О. Р.). Этот гидросамолет был первым в мире морским истребителем лодочного типа. Разработан он был Д. П. Григоровичем по заданию Морского Штаба.
М-11 имел значительно меньшие, чем в других летающих лодках, размеры и схему одностоечного биплана. Двигатель первоначально был "Гном-Моносупап" в 100 л. с., потом "Рон" в 110 л. с., с обычным толкающим винтом, с большим яйцевидным капотом-обтекателем картера.
Первый опытный образец М-11, выпущенный летом 1916 г., был двухместным, с сиденьем летчика сзади. Наблюдатель располагал пулеметом на шкворневой установке. Это еще не был истребитель в полном смысле слова. Двухместность определенно ему вредила, снижая скороподъемность. Нужно было логически развить идею скоростной летающей лодки, сделав ее одноместной и вооруженной как настоящий истребитель. Так и было сделано после испытаний двухместного варианта, который был позднее построен еще в нескольких экземплярах, служивших в качестве "вывозных" для перехода летчиков с М-5 и М-9 на одноместный истребитель М-11.
Самолет был вооружен одним неподвижным пулеметом и бронирован (впервые). Броня перед двигателем представляла собой диск из стали толщиной 4-5 мм по миделю капота; перед летчиком - лист 6-мм стали; вместо козырька - откидной полукруглый бронещиток со смотровой щелью. Кроме того, стойки коробки крыльев были защищены 2-3-мм сталью по передним кромкам. В некоторых случаях перед летчиком ставились во весь мидель лодки два листа стали толщиной 4 мм на расстоянии 25 мм. В одном случае был даже поставлен перископ из двух зеркал в обход забронированной смотровой щели.
Лодка имела малые углы продольной и поперечной килеватости и была снабжена полозками на скулах редана. Коробка крыльев имела стреловидность в плане около 5° и небольшой вынос верхнего крыла, по хорде и размаху немного большего, чем нижнее, с сильно развитыми и оттянутыми назад элеронами. Профиль верхнего крыла - "Эйфель-32", нижнего - "Эйфель-36". Оба профиля должны были обеспечивать (но не обеспечивали) автоматическую устойчивость в пределах 3-11° угла атаки. Все расчалки - тросовые, Воздушный киль был только над стабилизатором и до корпуса лодки не доходил. Однако при установке самолета на лыжи пришлось поставить добавочную поверхность киля и под стабилизатором.
Пулемет был установлен на палубе носовой части лодки перед кабиной и сверху закрыт обтекателем. Броня входила в массу нагрузки.
Для второй половины 1916 г. летающая лодка М-11 была наиболее скоростной в мире (до появления летающей лодки Энгельса). М-11 была довольно трудной в пилотировании из-за возникавшего реактивного момента от винта (малые размеры крыльев). П. П. Успасский, летавший на М-11 на Черном море, пристроил к педали пружину для компенсации этого момента рулем направления. Мореходность самолета также была пониженной по сравнению с М-5 и М-9, что ограничивало возможность взлета даже при небольшой волне.
В начале 1917 г. М-11 была весьма положительно оценена морскими летчиками. Особенно понравилась броня. Последовал заказ на 100 экземпляров. 6 апреля была начата серийная постройка и до 16 августа было сдано 25 экземпляров г. Самолеты эти выполняли главным образом задания по разведке, но небольшой радиус их действия, сравнительно слабая мореходность и трудности в пилотировании не способствовали их широкому применению. Неравенство скоростей М-11 и М-9 почти не позволяло сопровождать и охранять их. В общей сложности в морской авиации самолеты М-11 находились в количестве не более 60 экземпляров. Была предпринята постройка М-11 крупными сериями, но около 100 экземпляров их не были закончены и задел их не был использован. Одной из причин этого была неясность тактического применения морских истребителей. В решении Центрального авиационного комитета в сентябре 1917 г. отмечалось, что "идея морского истребителя не осуществлена до осени 1917 г..., нужен "Спад" с "Испано" 200 л. с.". Между тем, возможности самолета М-11 не были полностью использованы и можно было еще много сделать по его улучшению. Так, А. Н. Седельников переделал один М-11, увеличив верхнее крыло по размаху и хорде и уменьшив хорду нижнего крыла. Самолет от этого значительно выиграл - увеличилась статическая продольная устойчивость, однако в серии продолжали строиться обычные М-11. Самолет испытывал А. И. Томашевский.
Летающая лодка М-12. По схеме и размерам с двигателем "Рон" в 110 л. с. этот гидросамолет был почти копией М-11, отличаясь от него главным образом формой носа лодки и оперением. Выпущен был в конце 1916 г. в нескольких экземплярах и вместе с М-11 просуществовал до конца гражданской войны. При той же максимальной скорости он имел лучшую скороподъемность.
Самолет||М-11 двухместный/М-11 одноместный/М-12
Год выпуска||1916/1917/1916
Количество двигателей||1/1/1
Двигатель, марка||//
мощность, л. с.||100/110/110
Назначение самолета||Разведчик/Истребитель/Истребитель
Число мест||2/1/1
Длина самолета, м||7,6/7,6/7,6
Размах крыла, м||8,75/8,75/8,75
Площадь крыла, м2||26/26/26
Масса пустого, кг||665/676/620
Масса топлива+ масла, кг||90/106/106
Масса полной нагрузки, кг||250/250/250
Полетная масса, кг||915/926/870
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||35/35,5/?
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,1/8,4/8
Весовая отдача, %||27,4/27/29
Скорость максимальная у земли, км/ч||140/148/140
Время набора высоты||
1 000 м, мин||?/11/6
2 000 м, мин||?/25/12
Потолок практический, м||?/3000/4000
Продолжительность полета, ч||2,7/2,7/2,7
Показать полностью
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
М-11, М-12 1916 г.
Зимой 1915/16 года по заданию Морского штаба на заводе началось строительство морского истребителя лодочного типа для прикрытия действия морской авиации. Первоначально машина была двухместной, но для истребителя это было не нужно, и в серию самолет пошел как одноместный. Несколько построенных двухместных машин использовались для переподготовки пилотов с менее скоростных М-5 и М-9. Новая машина была одностоечным бипланом. Лодка, конструктивно повторявшая М-9, имела малые углы килеватости. В носовой части перед кабиной неподвижно устанавливался пулемет «Виккерс» 7,71 мм. Впервые машина имела бронирование. Перед летчиком устанавливался лист 6-мм брони. 4-5-мм броня монтировалась перед двигателем. Стойки крыла имели передние кромки из 2-3-мм стали. Иногда по всему миделю лодки ставились два 4-мм броневых листа. Вместо плексиглазового козырька - бронещиток со смотровой щелью. Крыло двухлонжеронное, имело стреловидность по передней кромке 5° и вынос верхнего крыла над нижним. Конструкция крыла во многом аналогичная крылу М-9. Элероны были только на верхнем крыле. Оперение обычного типа, но киль был только над стабилизатором. Двигатель 7-цилиндровый, воздушного охлаждения, ротативный «Гном-Моносупап» (100 л. с.) или 9-цилиндровый «Рон» (110 л. с.).
В зимнее время самолет ставился на лыжное шасси, для установки которого в лодке было сделано сквозное отверствие. При этом между стабилизатором и лодкой ставилась добавочная поверхность киля. Перед двигателем устанавливался яйцеобразный обтекатель. Из-за реактивного момента винта машина была довольно трудна в управлении.
Недостаточными оказались радиус действия и скорость. И все же машина выпускалась серийно. Из 100 заказанных в войска поступило более 60 машин. В конце 1916 года на заводе предприняли попытку улучшить управляемость машины. Новый самолет М-12 имел измененную форму носа и новое оперение. Двигатель «Рон» (110 л. с.).
Модификации
М-17 - развитие М-15, незначительные изменения с тем же двигателем, была построена в нескольких экземплярах, был вариант с «Клерже» (130 л. с.).
Показатель М-11 двухместный 1916 г. М-11 серийный 1917 г. М-12 1916 г.
Размеры, м:
длина 7,6 7,6 7,6
размах крыльев 8,75 8,75 8,75
Площадь крыла, м2 26,0 26,0 26,0
Вес, кг:
максимальный взлетный 915 926 870
пустого 665 676 620
Двигатель: «Гном-Моносупап» «Рон» «Рон»
число X мощность, л. с. 100 110 110
Скорость, км/ч 140 148 140
Дальность полета, км 350 350 3450
Потолок практический, м 3000 3000 4000
Экипаж, чел. 2 1 1
Вооружение 1 пулемет 1 пулемет 1 пулемет
Показать полностью
W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
GRIGOROVICH M-11 Russia
In the summer of 1916, Dmitri P Grigorovich designed and built a small single-bay biplane fighter flying boat to meet a requirement of the Imperial Russian Navy. Designated M-11 (and also known as the Shch-I, indicating Shchetinin, in whose Petrograd factory it was built, and istrebitel', or fighter), it was initially tested as a tandem two-seater powered by a 100 hp Gnome Monosoupape engine mounted as a pusher, this later being replaced by a 100 hp Le Rhone. Several examples of the two-seat M-11 were built, but inadequate performance resulted in their relegation to the role of trainers for M-5 and M-9 reconnaissance flying boat pilots. Development concentrated on a single-seat version, which, at the time, was claimed to be the fastest flying boat in the world. The single-seat M-11 carried one fixed forward-firing 7,62-mm gun and armour protection was provided for the pilot, a semi-circular armoured shield replacing the normal windscreen. Forward view and gun sighting were provided by a small aperture in this shield - one example being fitted with a sighting periscope. The hydrodynamic qualities of the M-11 were poor but, on 6 April 1917, series production began against a contract for 100 single-seaters with the Le Rhone engine. The M-11 was employed in the Black Sea primarily as an escort for M-9 flying boats, but was not entirely successful and only 60 were completed.
Max speed, 92 mph (148 km/h) at sea level.
Time to 3,280 ft (1 000 m), 11 min.
Endurance, 2.7 hrs.
Empty weight, 1,490 lb (676 kg).
Loaded weight, 2,041 lb (926 kg).
Span, 28 ft 8 2/5 in (8,75 m).
Length, 24 ft 11 1/4 in (7,60 m).
Wing area, 279.87 sqft (26,00 m2).
GRIGOROVICH M-12 Russia
A progressive development of the M-11, the M-12 single-seat fighter flying boat retained the 110 hp Le Rhone pusher engine and fixed 7,62-mm Maxim machine gun of its predecessor. The hull nose was redesigned, however, in an attempt to obtain improved hydrodynamic characteristics, the vertical tail surfaces were revised to improve stability and some attempt was made to reduce structural weight. Climb rate and ceiling were greatly improved, but only a small number of M-12s was built, and these, together with the M-11s, were used until the end of the civil war, sometimes being fitted with skis for shore-based operations.
Max speed, 87 mph (140 km/h) at sea level.
Time to 3,280 ft (1 000 m), 6 min.
Endurance, 2.7 hrs.
Empty weight, 1,367 lb (620 kg).
Loaded weight, 1,918 lb (870 kg).
Dimensions as for M-11.
Показать полностью
H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The next flying-boat in the ‘M’ series was the M.10, built by the same factory as its predecessors but designed by A. N. Sedelnikov. A single-seater two-bay biplane, the M.10 had a 100 h.p. Gnome Monosoupape pusher engine, but only saw limited production as its performance did not qualify it for priority. The M.11, smallest of all the series, also had the 100 h.p. Gnome engine but carried a crew of two, and with a top speed of 92 m.p.h. was used mainly as a fighter. During the winter, when ice provided a hazard to the thin-walled hulls of all flying-boats, the M.11s were fitted with skis developed by Lieut. Prokofyev-Severski, which enabled the machines to operate from snow surfaces and frozen lakes. The M.12, designed by Grigorovich, was similar to the M.9, but scaled-down to smaller overall dimensions and fitted with a Le Rhone engine of 110 h.p. achieved a maximum speed of 88 m.p.h. A single-seater, the M.12 was built in small numbers and used for patrol and escort duties, its turn of speed making it a useful machine in combat.
Показать полностью
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
Dimitry Pavlovich Grigorovich
M.11 Flying Boat
The M.11 was built in the summer of 1916 to meet the navy's need for a small fighter. This single bay biplane was smaller than other flying boats and appeared in both single- and two-seater versions.
The two-seater had a tandem cockpit with the pilot in the rear seat, and was the first M.11 version built and flown. Badly underpowered by its 100hp Gnome engine, the M.11's two-seater flight tests demonstrated an overall poor performance. As a result, only a small number of two-seaters were ordered. However, these were delivered with 110hp Le Rhone engines, which had become the standard for all M.11s, both single- and two-seaters. The observer/gunner had a machine gun mounted on a pivoting arm that allowed movement from side to side.
Although sent to the front for combat, the M.11 two seaters served only as trainers.
The single-seater M.11 utilized one fixed machine gun faired over on the deck in front of the pilot. For the first time in the Grigorovich series, armor plating was added: a steel disc (4-5 mm thick) was mounted in the cowl to protect the engine; a plate (6 mm thick) was mounted in front of the pilot's seat, a steel windscreen replaced the one normally used; and the rims on the leading edge of each wing strut were also protected by armor (2-3 mm thick). One version even utilized a small periscope which allowed its pilot to remain under cover. All the M.11s were fitted with a pusher propeller and had their engines enclosed in a cylindrical nacelle.
Most of the Grigorovich flying boats could be fitted with skis in winter, but the M.11 appears to have been the model on which the concept was developed by Alexander Seversky (a navy ace). The use of aircraft skis was not unique. Glenn Curtiss had used skis on flying boats prior to Grigorovich, and in Russia, Igor Sikorsky had also used skis on his giant aircraft, the Il'ya Muromets. It was Seversky's mounting design that was innovative, being the first to allow a Grigorovich flying boat to use skis. Although the ski system lacked shock absorbers and created a considerable amount of drag, the use of skis prevented damage to the boat hull and allowed smoother landings. In addition, the ski system now allowed Grigorovich flying boats to take off on snow or ice.
The mounting design called for flanged steel tubes (legs) to be placed in one of two locations: the bottom of the hull just in front of the planing step; or attached to the sides of the hull, just below the planing step. A steel tube axle was inserted through the two main tubes and the skis were attached to the axle. A smaller ski was also attached to the tail.
On the M.11 the angle of chine and keel of the boat hull was small and the bottom of the planing step was fitted with a strip. The upper wing had a slightly larger chord and span than the lower wing. In addition, the upper wing had a sweep of five degrees and was slightly staggered. Ailerons were located on the top wing and protruded past the wing's trailing edge. The wire-braced (cable type) wings had airfoils that differed between top and bottom wing and were stable between three and eleven degrees of incidence. The tail fin was on top of the horizontal stabilizer which was spaced above the hull. However, when the M.11 was mounted on skis, the tail fin would have its surface extended below the surface of the horizontal stabilizer.
The Imperial Russian Navy ordered 100 planes in 1916, but only 75 were produced. The M.11 was used operationally in both the Black Sea and the Baltic Sea. Navy pilots liked the armor protection of the M.11, but compared to the other Grigorovich types it was difficult to control and not very seaworthy. The hull sat deep in the water, making takeoffs and landings difficult. Several pilots introduced modifications in an attempt to improve their plane's performance. One Black Sea pilot added a spring to his rudder pedals to balance the rudder's moment. Another pilot changed his M.11 by altering the span and cord of the upper and lower wings. Nevertheless, the usual M.11 remained in production.
M.12 Flying Boat
The next Grigorovich design was the M.12 flying boat. Developed in late 1916, this machine was basically a M.11 variant. The main wings were the same on both types. The main difference was the shape of the hull's nose and the tail unit area. Both types could obtain a maximum speed of 92 mph, but the M.12 had a higher rate of climb than the M.11. A 110hp Le Rhone was the standard engine on the M.12. Built in several small batches for the Black Sea and Baltic Sea fleets, the M.12 was in service until 1922.
Grigorovich Flying Boat Data
Designer: Grigorovich, Dimitry Pavlovich Manufacturer: Shchetinin Plant
Model: M.9 M.11 M.12 M.15 M.16 M.20
Year: 1915 1916 1916 1916 1916 1917
Engine(s) type: 150hp Salmson 100hp Gnome 110hp LeRhone 150hp Bisso 150hp Salmson 120hp Le Rhone
Length, m: 9.0 7.6 7.6 8.4 8.6 8.2
Wing Span, m: 16.0 8.75 8.75 11.9 18.0 13.62
Wing Area, m2: 54.8 26.0 26.0 44.0 61.8 37.9
Wt. empty, kg: 1060 665 620 840 1100 660
Wt. fuel/oil, kg: 220 90 106 184 185 124
Wt. load, kg: 550 250 250 480 350 300
Wt. flying, kg: 1610 915 870 1320 1450 960
Wingload, kg/m2: 29.4 35.0 29.5 23.5 25.3
Powerload, kg/hp: 10.7 9.1 18.0 9.45 9.7 7.1
Speed, km/h: 110 140 140 125 110 115
Notes:
5. The M.11 was the first in the series to have armor plating.
Показать полностью