Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович М-11/ М-12 / М-17

Страна: Россия

Год: 1916

Fighter

Григорович - М-9/М-19 - 1915 - Россия<– –>Григорович - М-15/М-18/М-19 - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Летающая лодка-истребитель М-11 (М-12)

   Боевые действия на Балтийском море для русских летчиков характеризовались непрекращающейся борьбой с немецкими гидросамолетами. В этих условиях Морское ведомство желало обладать боевым аппаратом, способным к сопровождению разведчиков М-9 и ведению активного воздушного боя. В соответствии с этими пожеланиями Д.П. Григорович спроектировал одноместную летающую лодку малых размеров, оснащенную двигателем «Гном-Моносупап» 100 л.с. с толкающим воздушным винтом. Конструктивно лодка не отличалась от других моделей ПРТВ, ее корпус с небольшой поперечной килеватостью повторял по форме более ранние аппараты. Заметным отличием стали боковые поплавки, без зазоров пристыкованные к нижнему крылу и характерный яйцевидный обтекатель перед двигателем. Вооружение состояло из одного пулемета, размещенного перед пилотом и прикрытого обтекателем. Для защиты наиболее жизненных частей самолет имел бронирование толщиной 4-5-6 мм перед двигателем и пилотом. Стальными накладками по передней кромке усиливались и стойки коробки крыльев.
   Под обозначением М-11 самолет построили и испытали в июле 1916 г. Достижение максимальной скорости 135-140 км/ч далось ухудшением поведения лодки на воде: взлет был возможен только при малой волне или ее отсутствии, при старте правое крыло, по причине реактивного момента ротативного двигателя зарывалось в воду. В полете также заметно чувствовалось действие вращающегося двигателя, что заметно осложняло пилотирование.
   Не смотря на увеличение максимальной скорости по сравнению с другими летающими лодками, характеристики М-11 считались недостаточными для ведения наступательного воздушного боя. Поэтому появился двухместный, не бронированный вариант М-12, который испытали в августе 1916 г. В М-12 летчика передвинули назад, а в передней части лодки поместили воздушного стрелка с пулеметом.
   Со второй половины 1916 г. и до мая 1917 г. завод С.С.Щетинина изготовил и сдал военному ведомству 61 экземпляр М-11 и М-12. 26 машин поступили на Черное море, один экземпляр в летную школу в Баку - остальные на Балтику.
   На практике в боевых условиях М-11 и М-12 использовались ограниченно по причине своих невысоких мореходных качеств. С распадом Российской Империи и прекращением активных боевых действий осенью 1917 г. необходимость в морских истребителях не наблюдалась, и они быстро перестали существовать.

Летные и технические характеристики М-11 и М-12 с двигателем «Гном-Моносупап» 100 л.с.
(в случае различия данных значения указаны в скобках)

   Размах верхнего крыла (м) 8,70
   Длина в линии полета (м) 7,66 (7,56)
   Площадь крыльев (м2) 23,10
   Вес пустого (кг) 676 (665)
   Полетный вес (кг) 926 (915)
   Скорость у земли (км/ч) 130-150 (130-140)
   Время набора высоты 2000 м (мин) 12-17 (22-25)
   Потолок (м) 2500-4000
   Продолжительность полета (час) 1,5-2


М-13 и М-14

   На настоящий момент документальная информация, описывающая эти аппараты, отсутствует. Предполагается, что под этими обозначениями значатся разрабатываемые Д.П.Григоровичем морские истребители.


М-17, М-18, М-19

   В апреле 1917 г. Григорович прекратил свою деятельность на ПРТВ С.С.Щетинина и организовал свой Опытный завод в Петербурге. Наиболее вероятными причинами стали планы Морского ведомства проектировать и строить опытные гидросамолеты на специализированном предприятии.
   Среди разработок нового предприятия значился самолет М-17 (позднее М-17 бис) являющийся модификацией более раннего М-11. Этот одноместный морской истребитель с двигателем «Клерже» 130 л.с. испытывался летом 1918 г. Обладал идентичными с М-11 особенностями и недостатками: влиянием вращающегося двигателя на устойчивость и управляемость и малой мореходностью. Как истребитель признавался неудовлетворительным.
   По данным В.Б. Шаврова летающая лодка М-17 являлась вариантом М-15 с двигателем «Испано-Сюиза» 150 л.с.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка М-11 (ЩМ-11, Щ. И., И. Р., О. Р.). Этот гидросамолет был первым в мире морским истребителем лодочного типа. Разработан он был Д. П. Григоровичем по заданию Морского Штаба.

М-11 имел значительно меньшие, чем в других летающих лодках, размеры и схему одностоечного биплана. Двигатель первоначально был "Гном-Моносупап" в 100 л. с., потом "Рон" в 110 л. с., с обычным толкающим винтом, с большим яйцевидным капотом-обтекателем картера.

Первый опытный образец М-11, выпущенный летом 1916 г., был двухместным, с сиденьем летчика сзади. Наблюдатель располагал пулеметом на шкворневой установке. Это еще не был истребитель в полном смысле слова. Двухместность определенно ему вредила, снижая скороподъемность. Нужно было логически развить идею скоростной летающей лодки, сделав ее одноместной и вооруженной как настоящий истребитель. Так и было сделано после испытаний двухместного варианта, который был позднее построен еще в нескольких экземплярах, служивших в качестве "вывозных" для перехода летчиков с М-5 и М-9 на одноместный истребитель М-11.

Самолет был вооружен одним неподвижным пулеметом и бронирован (впервые). Броня перед двигателем представляла собой диск из стали толщиной 4-5 мм по миделю капота; перед летчиком - лист 6-мм стали; вместо козырька - откидной полукруглый бронещиток со смотровой щелью. Кроме того, стойки коробки крыльев были защищены 2-3-мм сталью по передним кромкам. В некоторых случаях перед летчиком ставились во весь мидель лодки два листа стали толщиной 4 мм на расстоянии 25 мм. В одном случае был даже поставлен перископ из двух зеркал в обход забронированной смотровой щели.

Лодка имела малые углы продольной и поперечной килеватости и была снабжена полозками на скулах редана. Коробка крыльев имела стреловидность в плане около 5° и небольшой вынос верхнего крыла, по хорде и размаху немного большего, чем нижнее, с сильно развитыми и оттянутыми назад элеронами. Профиль верхнего крыла - "Эйфель-32", нижнего - "Эйфель-36". Оба профиля должны были обеспечивать (но не обеспечивали) автоматическую устойчивость в пределах 3-11° угла атаки. Все расчалки - тросовые, Воздушный киль был только над стабилизатором и до корпуса лодки не доходил. Однако при установке самолета на лыжи пришлось поставить добавочную поверхность киля и под стабилизатором.

Пулемет был установлен на палубе носовой части лодки перед кабиной и сверху закрыт обтекателем. Броня входила в массу нагрузки.

   Для второй половины 1916 г. летающая лодка М-11 была наиболее скоростной в мире (до появления летающей лодки Энгельса). М-11 была довольно трудной в пилотировании из-за возникавшего реактивного момента от винта (малые размеры крыльев). П. П. Успасский, летавший на М-11 на Черном море, пристроил к педали пружину для компенсации этого момента рулем направления. Мореходность самолета также была пониженной по сравнению с М-5 и М-9, что ограничивало возможность взлета даже при небольшой волне.

   В начале 1917 г. М-11 была весьма положительно оценена морскими летчиками. Особенно понравилась броня. Последовал заказ на 100 экземпляров. 6 апреля была начата серийная постройка и до 16 августа было сдано 25 экземпляров г. Самолеты эти выполняли главным образом задания по разведке, но небольшой радиус их действия, сравнительно слабая мореходность и трудности в пилотировании не способствовали их широкому применению. Неравенство скоростей М-11 и М-9 почти не позволяло сопровождать и охранять их. В общей сложности в морской авиации самолеты М-11 находились в количестве не более 60 экземпляров. Была предпринята постройка М-11 крупными сериями, но около 100 экземпляров их не были закончены и задел их не был использован. Одной из причин этого была неясность тактического применения морских истребителей. В решении Центрального авиационного комитета в сентябре 1917 г. отмечалось, что "идея морского истребителя не осуществлена до осени 1917 г..., нужен "Спад" с "Испано" 200 л. с.". Между тем, возможности самолета М-11 не были полностью использованы и можно было еще много сделать по его улучшению. Так, А. Н. Седельников переделал один М-11, увеличив верхнее крыло по размаху и хорде и уменьшив хорду нижнего крыла. Самолет от этого значительно выиграл - увеличилась статическая продольная устойчивость, однако в серии продолжали строиться обычные М-11. Самолет испытывал А. И. Томашевский.

Летающая лодка М-12. По схеме и размерам с двигателем "Рон" в 110 л. с. этот гидросамолет был почти копией М-11, отличаясь от него главным образом формой носа лодки и оперением. Выпущен был в конце 1916 г. в нескольких экземплярах и вместе с М-11 просуществовал до конца гражданской войны. При той же максимальной скорости он имел лучшую скороподъемность.


Самолет||М-11 двухместный/М-11 одноместный/М-12
Год выпуска||1916/1917/1916
Количество двигателей||1/1/1
Двигатель, марка||//
   мощность, л. с.||100/110/110
Назначение самолета||Разведчик/Истребитель/Истребитель
Число мест||2/1/1
Длина самолета, м||7,6/7,6/7,6
Размах крыла, м||8,75/8,75/8,75
Площадь крыла, м2||26/26/26
Масса пустого, кг||665/676/620
Масса топлива+ масла, кг||90/106/106
Масса полной нагрузки, кг||250/250/250
Полетная масса, кг||915/926/870
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||35/35,5/?
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,1/8,4/8
Весовая отдача, %||27,4/27/29
Скорость максимальная у земли, км/ч||140/148/140
Время набора высоты||
   1 000 м, мин||?/11/6
   2 000 м, мин||?/25/12
Потолок практический, м||?/3000/4000
Продолжительность полета, ч||2,7/2,7/2,7


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


М-11, М-12 1916 г.

   Зимой 1915/16 года по заданию Морского штаба на заводе началось строительство морского истребителя лодочного типа для прикрытия действия морской авиации. Первоначально машина была двухместной, но для истребителя это было не нужно, и в серию самолет пошел как одноместный. Несколько построенных двухместных машин использовались для переподготовки пилотов с менее скоростных М-5 и М-9. Новая машина была одностоечным бипланом. Лодка, конструктивно повторявшая М-9, имела малые углы килеватости. В носовой части перед кабиной неподвижно устанавливался пулемет «Виккерс» 7,71 мм. Впервые машина имела бронирование. Перед летчиком устанавливался лист 6-мм брони. 4-5-мм броня монтировалась перед двигателем. Стойки крыла имели передние кромки из 2-3-мм стали. Иногда по всему миделю лодки ставились два 4-мм броневых листа. Вместо плексиглазового козырька - бронещиток со смотровой щелью. Крыло двухлонжеронное, имело стреловидность по передней кромке 5° и вынос верхнего крыла над нижним. Конструкция крыла во многом аналогичная крылу М-9. Элероны были только на верхнем крыле. Оперение обычного типа, но киль был только над стабилизатором. Двигатель 7-цилиндровый, воздушного охлаждения, ротативный «Гном-Моносупап» (100 л. с.) или 9-цилиндровый «Рон» (110 л. с.).
В зимнее время самолет ставился на лыжное шасси, для установки которого в лодке было сделано сквозное отверствие. При этом между стабилизатором и лодкой ставилась добавочная поверхность киля. Перед двигателем устанавливался яйцеобразный обтекатель. Из-за реактивного момента винта машина была довольно трудна в управлении.
   Недостаточными оказались радиус действия и скорость. И все же машина выпускалась серийно. Из 100 заказанных в войска поступило более 60 машин. В конце 1916 года на заводе предприняли попытку улучшить управляемость машины. Новый самолет М-12 имел измененную форму носа и новое оперение. Двигатель «Рон» (110 л. с.).

Модификации
   М-17 - развитие М-15, незначительные изменения с тем же двигателем, была построена в нескольких экземплярах, был вариант с «Клерже» (130 л. с.).

Показатель М-11 двухместный 1916 г. М-11 серийный 1917 г. М-12 1916 г.
   Размеры, м:
   длина 7,6 7,6 7,6
   размах крыльев 8,75 8,75 8,75
   Площадь крыла, м2 26,0 26,0 26,0
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 915 926 870
   пустого 665 676 620
   Двигатель: «Гном-Моносупап» «Рон» «Рон»
   число X мощность, л. с. 100 110 110
   Скорость, км/ч 140 148 140
   Дальность полета, км 350 350 3450
   Потолок практический, м 3000 3000 4000
   Экипаж, чел. 2 1 1
   Вооружение 1 пулемет 1 пулемет 1 пулемет


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


GRIGOROVICH M-11 Russia

   In the summer of 1916, Dmitri P Grigorovich designed and built a small single-bay biplane fighter flying boat to meet a requirement of the Imperial Russian Navy. Designated M-11 (and also known as the Shch-I, indicating Shchetinin, in whose Petrograd factory it was built, and istrebitel', or fighter), it was initially tested as a tandem two-seater powered by a 100 hp Gnome Monosoupape engine mounted as a pusher, this later being replaced by a 100 hp Le Rhone. Several examples of the two-seat M-11 were built, but inadequate performance resulted in their relegation to the role of trainers for M-5 and M-9 reconnaissance flying boat pilots. Development concentrated on a single-seat version, which, at the time, was claimed to be the fastest flying boat in the world. The single-seat M-11 carried one fixed forward-firing 7,62-mm gun and armour protection was provided for the pilot, a semi-circular armoured shield replacing the normal windscreen. Forward view and gun sighting were provided by a small aperture in this shield - one example being fitted with a sighting periscope. The hydrodynamic qualities of the M-11 were poor but, on 6 April 1917, series production began against a contract for 100 single-seaters with the Le Rhone engine. The M-11 was employed in the Black Sea primarily as an escort for M-9 flying boats, but was not entirely successful and only 60 were completed.

Max speed, 92 mph (148 km/h) at sea level.
Time to 3,280 ft (1 000 m), 11 min.
Endurance, 2.7 hrs.
Empty weight, 1,490 lb (676 kg).
Loaded weight, 2,041 lb (926 kg).
Span, 28 ft 8 2/5 in (8,75 m).
Length, 24 ft 11 1/4 in (7,60 m).
Wing area, 279.87 sqft (26,00 m2).


GRIGOROVICH M-12 Russia

   A progressive development of the M-11, the M-12 single-seat fighter flying boat retained the 110 hp Le Rhone pusher engine and fixed 7,62-mm Maxim machine gun of its predecessor. The hull nose was redesigned, however, in an attempt to obtain improved hydrodynamic characteristics, the vertical tail surfaces were revised to improve stability and some attempt was made to reduce structural weight. Climb rate and ceiling were greatly improved, but only a small number of M-12s was built, and these, together with the M-11s, were used until the end of the civil war, sometimes being fitted with skis for shore-based operations.

Max speed, 87 mph (140 km/h) at sea level.
Time to 3,280 ft (1 000 m), 6 min.
Endurance, 2.7 hrs.
Empty weight, 1,367 lb (620 kg).
Loaded weight, 1,918 lb (870 kg).
Dimensions as for M-11.


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


The next flying-boat in the ‘M’ series was the M.10, built by the same factory as its predecessors but designed by A. N. Sedelnikov. A single-seater two-bay biplane, the M.10 had a 100 h.p. Gnome Monosoupape pusher engine, but only saw limited production as its performance did not qualify it for priority. The M.11, smallest of all the series, also had the 100 h.p. Gnome engine but carried a crew of two, and with a top speed of 92 m.p.h. was used mainly as a fighter. During the winter, when ice provided a hazard to the thin-walled hulls of all flying-boats, the M.11s were fitted with skis developed by Lieut. Prokofyev-Severski, which enabled the machines to operate from snow surfaces and frozen lakes. The M.12, designed by Grigorovich, was similar to the M.9, but scaled-down to smaller overall dimensions and fitted with a Le Rhone engine of 110 h.p. achieved a maximum speed of 88 m.p.h. A single-seater, the M.12 was built in small numbers and used for patrol and escort duties, its turn of speed making it a useful machine in combat.

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Григорович М-11
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Морской учебный истребитель/разведчик М-11 двухместный (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Морской истребитель М-11 одноместный авиации Балтийского флота (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
М-11 одноместный авиации Балтийского флота на лыжном шасси (1916г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Григорович М-12
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Морской истребитель/разведчик М-12 авиации Балтийского флота (1916г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-11 на лыжном шасси. Подкрыльевые поплавки сняты
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
Optional skis allowed the M-11 flying boat to operate from frozen lakes and compacted snow.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающая лодка М-17 с бортовым номером «18», Ораниенбаум, 1918 г.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
Летающая лодка М-12
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка М-11 двухместная
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Grigorovich M.11 taking-off
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Лодка М-11 из состава летной школы в Баку на плаву. На заднем плане узнаваема лодка М-5
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Двухместная М-11. Вид на кабины пилотов и установку двигателя
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Летающая лодка М-11
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающие лодки М-11 и М-12
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающие лодки М-11, М-12