burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Россия

Год: 1916

Fighter

М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)

Летающая лодка-истребитель М-11 (М-12)

   Боевые действия на Балтийском море для русских летчиков характеризовались непрекращающейся борьбой с немецкими гидросамолетами. В этих условиях Морское ведомство желало обладать боевым аппаратом, способным к сопровождению разведчиков М-9 и ведению активного воздушного боя. В соответствии с этими пожеланиями Д.П. Григорович спроектировал одноместную летающую лодку малых размеров, оснащенную двигателем «Гном-Моносупап» 100 л.с. с толкающим воздушным винтом. Конструктивно лодка не отличалась от других моделей ПРТВ, ее корпус с небольшой поперечной килеватостью повторял по форме более ранние аппараты. Заметным отличием стали боковые поплавки, без зазоров пристыкованные к нижнему крылу и характерный яйцевидный обтекатель перед двигателем. Вооружение состояло из одного пулемета, размещенного перед пилотом и прикрытого обтекателем. Для защиты наиболее жизненных частей самолет имел бронирование толщиной 4-5-6 мм перед двигателем и пилотом. Стальными накладками по передней кромке усиливались и стойки коробки крыльев.
   Под обозначением М-11 самолет построили и испытали в июле 1916 г. Достижение максимальной скорости 135-140 км/ч далось ухудшением поведения лодки на воде: взлет был возможен только при малой волне или ее отсутствии, при старте правое крыло, по причине реактивного момента ротативного двигателя зарывалось в воду. В полете также заметно чувствовалось действие вращающегося двигателя, что заметно осложняло пилотирование.
   Не смотря на увеличение максимальной скорости по сравнению с другими летающими лодками, характеристики М-11 считались недостаточными для ведения наступательного воздушного боя. Поэтому появился двухместный, не бронированный вариант М-12, который испытали в августе 1916 г. В М-12 летчика передвинули назад, а в передней части лодки поместили воздушного стрелка с пулеметом.
   Со второй половины 1916 г. и до мая 1917 г. завод С.С.Щетинина изготовил и сдал военному ведомству 61 экземпляр М-11 и М-12. 26 машин поступили на Черное море, один экземпляр в летную школу в Баку - остальные на Балтику.
   На практике в боевых условиях М-11 и М-12 использовались ограниченно по причине своих невысоких мореходных качеств. С распадом Российской Империи и прекращением активных боевых действий осенью 1917 г. необходимость в морских истребителях не наблюдалась, и они быстро перестали существовать.

Летные и технические характеристики М-11 и М-12 с двигателем «Гном-Моносупап» 100 л.с.
(в случае различия данных значения указаны в скобках)

   Размах верхнего крыла (м) 8,70
   Длина в линии полета (м) 7,66 (7,56)
   Площадь крыльев (м2) 23,10
   Вес пустого (кг) 676 (665)
   Полетный вес (кг) 926 (915)
   Скорость у земли (км/ч) 130-150 (130-140)
   Время набора высоты 2000 м (мин) 12-17 (22-25)
   Потолок (м) 2500-4000
   Продолжительность полета (час) 1,5-2


М-13 и М-14

   На настоящий момент документальная информация, описывающая эти аппараты, отсутствует. Предполагается, что под этими обозначениями значатся разрабатываемые Д.П.Григоровичем морские истребители.


М-17, М-18, М-19

   В апреле 1917 г. Григорович прекратил свою деятельность на ПРТВ С.С.Щетинина и организовал свой Опытный завод в Петербурге. Наиболее вероятными причинами стали планы Морского ведомства проектировать и строить опытные гидросамолеты на специализированном предприятии.
   Среди разработок нового предприятия значился самолет М-17 (позднее М-17 бис) являющийся модификацией более раннего М-11. Этот одноместный морской истребитель с двигателем «Клерже» 130 л.с. испытывался летом 1918 г. Обладал идентичными с М-11 особенностями и недостатками: влиянием вращающегося двигателя на устойчивость и управляемость и малой мореходностью. Как истребитель признавался неудовлетворительным.
   По данным В.Б. Шаврова летающая лодка М-17 являлась вариантом М-15 с двигателем «Испано-Сюиза» 150 л.с.

Показать полностью

Описание:

  • М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters
  • H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
  • A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)