Описание
Страна: Россия
Год: 1913
Trainer
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
С-9 «Гранд», «Русский Витязь», «Большой Русско-Балтийский»
С приходом на РБВЗ Сикорский прежде всего организовал коллектив единомышленников - в основном это были конструкторы, приехавшие по его приглашению из Киева: К.К.Эргант, М.Ф.Климиксеев, А.А.Серебренников, А.С.Кудашев, Г.П.Адлер и другие. Уже весной 1912 г. на заводе, по проекту Сикорского, началось проектирование совершенно оригинального многомоторного аппарата, особенно актуального в российских условиях, где наличие огромных территорий сопровождалось недостаточно развитыми средствами коммуникаций. Гигантский по меркам того времени самолет виделся двадцатитрехлетнему инженеру комфортабельным воздушным кораблем с закрытой кабиной, двойным управлением и запасом топлива на 10 часов полета. Сложность его постройки заключалась не только в разрешении технических вопросов, но и в преодолении бытовавшего мнения о невозможности увеличения размеров летательных аппаратов свыше определенных размеров. Тем не менее уже летом 1912 г. проект самолета, обладающего размахом крыльев свыше 20 метров и полетным весом 2500 кг, окончательно оформился.
Постройка опытного образца, получившего обозначение С-9 или «Гранд», состоялась благодаря поддержке Председателя правления акционерного общества РБВЗ М.В.Шидловского. Изготовление закончили весной 1913 г. По сравнению с первоначальными предположениями возросли размеры самолета и его полетный вес, находящийся в пределах 4 тонн.
По схеме «Гранд» представлял собой нормальный биплан, в котором размах верхнего крыла заметно превышал размах нижнего. Крылья имели большое удлинение и тонкий профиль. Для обеспечения их достаточной жесткости верхняя и нижняя несущие плоскости соединялись десятью парами стоек (считая стойки в районе крепления к фюзеляжу) и двумя парами поддерживающих подкосов. Дополнительную жесткость указанной конструкции обеспечивали многочисленные расчалки из 3-мм рояльной проволоки.
Фюзеляж самолета деревянной ферменной конструкции с обшивкой из фанеры, именуемой тогда «арборит». Максимальная его ширина 1,25 м, высота в районе кабины экипажа 1,85 м. В носовой части располагался «балкон» длиной 1,6 м, в котором при военном назначении аппарата мог размещаться пулемет «Максим». Центральная часть фюзеляжа, длиной 5,75 м, полностью закрыта зеркальными стеклами, обеспечивающими прекрасный обзор 4 членам экипажа и 6 пассажирам. Управление двойное, с посадкой пилотов рядом друг с другом.
Шасси - многостержневая ферма с полозьями, колеса шасси сдвоенные.
Горизонтальное хвостовое оперение увеличенной площади, несущее, по причине задней центровки. Вертикальное оперение состояло из двух рулей поворота, размещенных на стабилизаторе, в плоскости симметрии двигателей. Силовая установка поначалу состояла из двух двигателей «Аргус» 100 л.с. с толкающими воздушными винтами, размещенных на нижнем крыле, в районе ближних к фюзеляжу межкрыльевых стоек.
Первый небольшой полет самолета «Гранд» состоялся 15 марта 1913 г. на Комендантском аэродроме в С-Петербурге. Самолетом управлял самолично И.И.Сикорский. Основные полетные испытания начались в апреле 1913 г. на Корпусном аэродроме, принадлежащем военной авиации.
В начале мая 1913 г. самолет оборудовали дополнительно двумя «Аргусами», тем самым, превратив его в четырехмоторный. С этого времени аппарат стали именовать «Большой Балтийский» («Большой Русско-Балтийский») или просто «Большой».
В мае 1913 г. Сикорский совершил несколько демонстрационных полетов над Петербургом, которые большинством очевидцев воспринимались как совершенно невероятное, фантастическое явление. Немаловажным обстоятельством этих полетов, полностью доказавших реальность создания тяжелых аппаратов, оказалась прекрасная устойчивость самолета, возможность маневрировать и продолжать воздушное путешествие с одним или даже двумя выключенными двигателями при наличии на борту до пяти пассажиров. Продолжались и некоторые усовершенствования «Большого», в частности, на нем установили носовой прожектор для предполагавшихся ночных полетов.
Сенсационные демонстрации четырехмоторного гиганта Сикорского воспринимались как очевидное техническое достижение России, поэтому со второй половины июня 1913 г. самолет стал именоваться «Русский Витязь». Одним из последних усовершенствований явилась установка всех четырех двигателей на нижнем крыле в ряд с тянущими воздушными винтами и оборудование двух дополнительных вертикальных рулей. В таком виде «Русский Витязь» продолжил полеты в августе и сентябре 1913 г., на открывшемся 3-м конкурсе военных аэропланов.
11 сентября 1913 г. с пролетающего самолета «Меллер-II», пилотируемого известным пилотом Габер-Влынским, сорвался ротативный двигатель «Гном», который по роковому стечению обстоятельств упал на «Русский Витязь» и значительно повредил левую коробку крыльев. Сикорский решил самолет не восстанавливать, так как уже строился более совершенный образец, вошедший в историю под обозначением «Илья Муромец».
Летные и технические характеристики самолета «Русский Витязь»
Размах верхнего крыла (м) 27,2
Размах нижнего крыла (м) 20,0
Длина в линии полета (м) 21,2
Площадь крыльев (м2) 120,0
Вес пустого (кг) 3400
Полетный вес (кг) 4000
Полетная скорость (км/ч) 70-90
Потолок (м) 500
Дальность полета (км) 170
Описание:
- М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
- H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
- A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
- A.Andrews. The Flying Machine: Its Evolution through the Ages (Putnam)
- Журнал Flight
Фотографии
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Sikorsky S.21 Grand (or Russian Knight), 1913.
-
J.Herris - Weird Wings of WWI /Centennial Perspective/ (70)
Sikorskiy Grand twin-engine aircraft.
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Гранд Балтийский" с двумя двигателями
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет с тандемными установками четырех двигателей
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
« Гранд» в двухдвигательном варианте на Корпусном аэродроме С. Петербурга летом 1913 г.
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Носовая часть самолета "Русский Витязь"
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Czar Nicholas II confers with Igor Sikorsky in the front balcony of the Grand at Czarskoe Selo in the summer of 1913.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Проба моторов на самолете, имеющем новое название - «Русский Витязь». Все четыре двигателя «Аргус» установлены в ряд на нижнем крыле с тянущими воздушными винтами. В передней части фюзеляжа (на балконе) И. И. Сикорский демонстрирует носовой прожектор барону А.В. Каульбарсу
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
The Grand rests on blocks for repairs at St. Petersburg in 1913.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Igor Sikorsky (under The Grand), Czar Nicholas II (standing to the right of Sikorsky), and Russian army officers pose with the Grand at Czarskoe Selo in the summer of 1913.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Гранд» и другой аппарат конструкции И.И.Сикорского - С-8 «Малютка»
Другие самолёты на фотографии: Сикорский С-8 Малютка - Россия - 1912
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Гранд Балтийский" и "Малютка"
Другие самолёты на фотографии: Сикорский С-8 Малютка - Россия - 1912
-
J.Herris - Weird Wings of WWI /Centennial Perspective/ (70)
The Grand pictured in 1913 in its final configuration with four Argus 100hp engines mounted on the leading edge of the lower wing.
Sikorskiy added two more engines to the Grand to improve its performance. This created the world's first four-engine aircraft; the Grand was re-named the Great Russo-Baltic. -
M.Dusing - German & Austro-Hungarian Aero Engines of WWI. Vol.1 /Centennial Perspective/ (64)
Final configuration of the Sikorsky S-21 Russian Knight powered by four Argus 150hp engines. It was the world's first 4-engine airplane.
-
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The ill-fated 'Russki Vityaz' of 1913, mounted on skis and powered by four Argus engines.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
This photograph shows the Grand's porthole-shaped windows located in the rear of the enclosed cabin.
-
Журнал - Flight за 1917 г.
The Sikorsky biplane "Grand," successfully flown during 1913.
-
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
'Bolshoi Baltiski' ('The Grand’)
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
The Grand in flight, 1913.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
This photograph shows the Grand being modified in the spring of 1913 with a second pair of Argus engines in tandem. At first this machine was called the Bolshoi Baltiiskiy (Great Baltic), later it was given the official name Russkiy Vityaz (Russian Knight), but it soon acquired the popular name "The Grand."
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Igor Sikorsky seated in the cockpit of The Grand, 1913.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
И. И.Сикорский за штурвалом самолета С-9 «Гранд», 1913 г.
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
A model of the Grand.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Сикорский «Русский Витязь»
-
A.Andrews - The Flying Maschine: Its Evolution through the Ages /Putnam/
The Bolshoi, a four-engined cabined aircraft built in Russia by Igor Sikorsky in 1913, led big-aircraft thinking. It swiftly came back from the drawing board as the Ilya Mourometz with a capacity of sixteen people aboard.