burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Франция

Год: 1912

.

А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты

Моран-Сольнье тип G 1912 г.

   После удачного перелета Луи Блерио схема его самолета "Блерио IX" стала образцом для подражания. Подобную схему расчалочного моноплана использовала и фирма "Моран-Сольнье", создавая свой учебно-тренировочный самолет - тип G. Компактная, легкая и дешевая машина стала очень популярной и, кроме Франции, ее покупали или строили по лицензии во многих европейских странах, в том числе и в России. Самолет имел прямоугольный фюзеляж деревянной конструкции с растяжками из рояльной проволоки и обтягивался полотном. В носовой части устанавливался 7-цилиндровый, воздушного охлаждения, звездообразный, ротативный двигатель "Гном" (50, 70 или 80 л. с.). За двигателем устанавливался топливный бак. Дополнительный бак располагался за местом пилота. Самолет считался двухместным, однако пассажир сидел спиной к пилоту на примитивном сиденье в виде скамейки. Капот двигателя изготавливался из металла и был открыт снизу. Крыло двухлонжеронное, имело деревянные лонжероны и нервюры и обтягивалось полотном.
   Профиль был довольно вогнутый. Крыло крепилось тремя парами проволочных растяжек через "кабаны" перед кабиной пилота и под фюзеляжем. Оперение без стабилизатора и киля, имело простую конструкцию. Рули высоты имели весовую компенсацию. Шасси на стойках из стальных каплевидных труб, имело шнуровую резиновую амортизацию. Машины типа G выпускались с двумя вариантами крыльев площадью 14-16 м2. Вооружения машина не имела. Единственным оружием в начальный период войны был личный револьвер пилота или карабин у наблюдателя.
   Следует отметить отработанность конструкции и ее простоту. Прямо на аэродроме два механика могли собрать упакованный в ящик самолет и отправить в полет за 11 минут.
   На "Моране-G" в 1914 году летал и Петр Николаевич Нестеров. 26 августа 1914 года своим "Мораном" он таранил австрийский "Альбатрос" B.I, совершавший разведывательный полет в районе г. Жолкиева на Юго-Западном фронте.
   Однако на фронте машины типа G использовались недолго и к началу 1916 года перешли в разряд учебных. На некоторых учебных машинах ставились менее мощные двигатели (35-50 л. с.) и противокапотажные лыжи.


Показатель Моран тип G 1912г. тип H 1913г.
   вар. 1 вар. 2
Размеры, м
   длина 6,7 6,7 6,28
   размах крыльев 9,3 10,2 9,12
   высота 2,30
Площадь крыла, м2 14,0 16,0
Вес, кг
   максимальный взлетный 550 625 470
   пустого 340 350
Двигатель "Гном" "Гном" "Гном"
   мощность, л.с. 80 80 80
Скорость, км/ч 122 115 135
Дальность полета, км 200 250
Потолок практический, м 3000 2600 1000
Продолжительность полета, ч 3
Экипаж, чел 1-2 1-2 1
Вооружение нет нет 1 пулемет

Показать полностью

Описание:

  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
  • A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
  • L.Opdyke French Aeroplanes Before the Great War (Schiffer)
  • M.Goodall, A.Tagg British Aircraft before the Great War (Schiffer)
  • Jane's All The World Aircraft 1913
  • J.Forsgren Swedish Military Aircraft 1911-1926 (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 68)
  • Журнал Flight
  • M.Goodall, A.Tagg - British Aircraft before the Great War /Schiffer/

    GW Type XIV was the Morane-Saulnier Type H produced under license.

  • H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/

    The single seat Morane-Saulnier Type M made its first appearance during the late summer of 1912 in civilian guise aimed at the sports and racing enthusiast. Powered by a 80 hp Gnome, the Type M had a top level speed of 78mph and was soon offered in modified armoured form to the military as a fast, unarmed scout. While the French appear not to have acquired the Type M, the British War Ministry are reported to have bought three, while the machine seen here, serial no. 5707, was one of 25 ordered by the British Admiralty. The purchase was subsequently cancelled.