Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Уфимцев А.Г. Сфероплан-1

Страна: Россия

Год: 1909

Уточкин С.И. - моноплан - 1909 - Россия<– –>Уфимцев А.Г. - Сфероплан-2 - 1910 - Россия


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Оригинальный по схеме самолет, построенный летом 1909 г. "Сфероплан" имел крыло круглой в плане формы, такое же круглое горизонтальное оперение на плоской расчалочной ферме и трехколесное шасси (с носовым колесом). Аппарат был снабжен двухцилиндровым двигателем (20 л. с.) его же конструкции с четырехлопастным воздушным винтом тоже собственной конструкции. Две лопасти воздушного винта были прикреплены к цилиндрам двигателя, а две - к носку картера. Такое крепление лопастей было сделано впервые в мире, так же как и круглая форма крыла и оперения. Трехколесное шасси с носовым колесом было выполнено А. Г. Уфимцевым впервые в России и одновременно с Г. Кертисом (США).

   Крыло состояло из круга-рамы диаметром 3,4 м и площадью 9 м2 с шестью планками-нервюрами ("подрешетинами"), имевшими выгиб кверху в форме параболической пологой дуги с полотняной обтяжкой поверху. Рама была расчалена к трем парным бамбуковым стойкам, несшим велосипедные колеса. Вертикальная хвостовая ферма, также бамбуковая, была частично затянута полотном и образовывала "флюгер" (воздушный киль). Руль направления был за винтом. Все было расчалено большим количеством тонких проволок, что обеспечивало неизменность формы и легкость при достаточной прочности.

   "Сфероплан" испытывался, делал пробежки, но от земли не отрывался и был перестроен в следующий, более крупный аппарат.


Самолет||"Сфероплан" № 1 Уфимцева
Год выпуска||1910
Двигатель, марка||Уфимцева
   мощность, л. с.||20
Размах крыла, м||3,4
Площадь крыла, м2||9
Масса полной нагрузки, кг||~90
Полетная масса, кг||~200
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||22
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||10


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


The year 1910 also saw the completion of an aircraft of unusual conception; the annular-winged machine designed by A. G. Ufimtsev, a talented engineer. The fuselage consisted of a framework of struts carrying the 11 ft. diameter wing, engine, and pilot’s seat, with the tailplane to the rear and vertical stabilisers mounted on the upper surface of the wing. Ufimtsev had designed and built the engine himself, and driving a four-bladed propeller it developed 20 h.p. The machine failed to fly, so, undeterred, its designer built a second version to the same basic configuration but of larger size, and with a 60 h.p. engine, also home-made. This second machine also failed to fly, and Ufimtzev undertook no further development, returning instead to the field of engine design in which he found national recognition with the award of the Great Silver Medal at the Moscow Aeronautics Exhibition of 1912.

H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Ufitmsev’s 'Spheroplane' of 1910, with annular wing and 20 h.p. engine. Although both machines failed to fly, they were unique in that Vfimtsev constructed his own engines!
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Сфероплан" № 1 (без двигателя). На снимке справа - А. Г. Уфимцев.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета "Сфероплан" № 1.