Карпека А.Д. Карпека-1/Карпека-1бис
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Карпека №1". Построенный во второй половине 1910 г. этот самолет имел много общих черт с самолетами типов БИС и С. Однако в нем были значительные элементы новизны, например штурвальное управление, стойки обтекаемого сечения; двигатель - "Хааке" в 35 л. с. На этом самолете друзья конструктора С. С. Громов и А. А. Гомберг сделали в 1911 г. ряд удачных полетов сначала по прямой, затем по кругу. Самый продолжительный полет С. С. Громова составлял 22 мин, во время которого была достигнута высота 100 мм.
"Карпека №1 бис". Хвостовая ферма была заменена фюзеляжем, очень тонким, четырехгранным, высотой не более 0,4 м. Сиденье и хвостовое оперение лежали на его верхней грани. Штурвальная колонка была заменена рамой. Были добавлены подвесные элероны, крепившиеся к середине задних стоек. Шасси было изменено - ось с колесами крепилась с помощью шнуровых амортизаторов непосредственно к полозам. Самолет летал.
Самолет||<Карпека № 1>/<Карпека № 1 бис>
Год выпуска||1910/1911
Двигатель, марка||<Хааке>
Мощность||35
Длина самолета, м||8
Размах крыла, м||8
Площадь крыла, м2||24
Масса пустого, кг||~200
Масса топлива+ масла, кг||25
Масса полной нагрузки, кг||100
Полетная масса, кг||~300
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||12,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,6
Весовая отдача, %||33
H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Another biplane of 1910 was that constructed by Karpeka. Resembling the Voisin biplane in most respects, but using a tractor engine of 35 h.p., the Karpeka No. 1 had vertical rudders installed within the tailplane assembly. A single-seater, this machine achieved a speed of 43 m.p.h. at a height of 300 ft.