Лерхе М.Г., Янковский Г.В., Моска Ф.Э. ЛЯМ
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Моноплан был построен в мастерских Московского общества воздухоплавания тремя авторами: русскими летчиками Максимом Германовичем Лерхе и Георгием Викторовичем Янковским и итальянским летчиком-конструктором Франческо Эвджистовичем Моска, работавшим в России. Отсюда название ЛЯМ, составленное из начальных букв этих фамилий.
Схема - расчалочный моноплан, одноместный. Фюзеляж - с обшивкой только в передней части, крылья - слабовыпуклого профиля, с перекашиванием; шасси - с полозами и сквозной осью; костыль - перекрещенные дуги. Предполагалось установить биротативный двигатель Уфимцева в 40-50 л. с., потом решили поставить "Калеп" в 50-60 л. с., но по ряду причин был поставлен "Гном" в 50 л. с.
Самолет был выполнен очень чисто, получился легким, отличался прекрасной летучестью, был устойчив, хорошо выполнял виражи. На нем летчик Г. В. Янковский установил 14 мая 1912 г. всероссийский рекорд высоты - 1775 м.
Самолет||ЛЯМ
Год выпуска||1912
Двигатель, марка||<Гном>
Мощность||50
Длина самолета, м||8
Размах крыла, м||9
Площадь крыла, м2||16,5
Масса пустого, кг||240
Масса топлива+ масла, кг||40
Масса полной нагрузки, кг||110
Полетная масса, кг||350
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||21,2
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7
Весовая отдача, %||31