Докучаев А.Я. Докучаев-5
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Моноплан Докучаева ( "Докучаев-5" ) - одноместный расчалочный среднеплан с двигателем "Гном" мощностью 80 л. с. - по виду напоминал самолет ЛЯМ. Верхняя и нижняя поверхности фюзеляжа округлены у кабины. Крылья - от самолета "Моран" 14-метрового. Самолет строился А. Я. Докучаевым на дому, собирался в ангаре школы, выпущен был к весне 1916 г. и удачно применялся как тренировочный.
Самолет||<Докучаев-5>
Год выпуска||1916
Двигатель, марка||<Гном>
Мощность||80
Длина самолета, м||6,7
Размах крыла, м||9,3
Площадь крыла, м2||14
Масса пустого, кг||350
Масса топлива+ масла, кг||100
Масса полной нагрузки, кг||200
Полетная масса, кг||550
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||39
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||6,9
Весовая отдача, %||36
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Самолеты Докучаева
Свой первый самолет летчик-инструктор летной школы Московского общества воздухоплавания Александр Яковлевич Докучаев построил в 1910 г. Позднее в период до 1917 г. он построил еще пять аппаратов, предназначенных для обучения полетам. Первые три из этого списка являлись вариациями самолетов «Фарман» - они вполне успешно летали и выполняли свое предназначение.
В 1915 г. Докучаев в домашних условиях изготовил расчалочный одноместный моноплан с крыльями от самолета «Моран Ж». Аппарат, называемый «Докучаев-5», собрали весной 1916 г. в ангаре летной школы, после чего он использовался для тренировок.
<...>