Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович М-1

Страна: Россия

Год: 1913

Голубов Б.В. - самолет - 1909 - Россия<– –>Григорович - М-2 / М-3 / М-4 - 1914 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Завод С.С.Щетинина (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - ПРТВ)

   В 1909 г. петербуржский юрист С.С. Щетинин, увлекшийся авиацией и видевший в ее развитии обнадеживающие перспективы, приступил к созданию в России первого авиационного завода. Получив от военного ведомства в начале 1910 года денежную ссуду, Щетинин совместно с московским капиталистом М.А. Щербаковым, основал первое такое производство в виде небольшой мастерской на Корпусной улице в Петербурге. Оно называлось «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания» - ПРТВ. (С 1915 г. использовалось дополнительное название - завод «Гамаюн»),
   Поначалу новым производством выполнялись заказы аэроклубов и частных покупателей, а в 1912 г. начали поступать заказы военного ведомства. До апреля 1914 г. ПРТВ изготовило и сдало для нужд военной авиации 57 монопланов «Ньюпор-17» и 36 бипланов типа «Фарман». Со временем «товарищество» расширилось и приобрело участок земли на Корпусном аэродроме в Петербурге, где были построены дополнительные заводские помещения. В ходе войны ПРТВ продолжало совершенствовать производство и постепенно увеличивало изготовление сухопутных аппаратов. Однако, наибольшую известность завод С.С. Щетинина получил благодаря выпуску летающих лодок для морской авиации, автором которых являлся Дмитрий Павлович Григорович (1883-1938 гг.).
   Григорович относится к пионерам русской авиации, свою практическую деятельность по конструированию самолетов начал в Киеве, в ходе обучения в Политехническом институте. В 1911 г. он переехал в Петербург, где работал редактором журнала «Вестник Воздухоплавания» и одновременно продолжил начинания в деле авиационного изобретательства. В начале 1913 г. Григорович по предложению Щетинина поступил работать на ПРТВ на должность управляющего заводом. Занятие морскими самолетами началось для него не вполне обыкновенно и связывается с необходимостью ремонта потерпевшей аварию летающей лодки «Доннэ-Левек». Несколько разнотипных экземпляров «Доннэ-Левек», купленных во Франции в 1912-13 гг., эксплуатировались в морской авиации Балтийского моря.
   Ремонт лодки, происходивший под руководством Григоровича, позволил получить общие и детальные представления об ее конструкции, снять чертежи и использовать их при самостоятельном изготовлении подобного аппарата.
   Указанный эпизод послужил отправной точкой для проектирования и последующего изготовления на ПРТВ целой серии летающих лодок, в основном по проектам Григоровича. В истории эти аппараты запомнились под обозначением «М» - морской, хотя использовались и другие буквенные сочетания, использующие фамилию основного владельца предприятия: «Щ» (Щетинин), «Щ.С.» (Щетинин с «Сальмсоном») и «Щ.И.» (Щетинин с «Испано»).
   Помимо производственных помещений, в связи с возникшей необходимостью испытаний серийных летающих лодок, ПРТВ создало опытную испытательную станцию с ангарами и приспособлением для спуска на воду на Крестовском острове в Петербурге. Аналогичную станцию организовали в Круглой бухте Севастополя, где со временем предполагалось построить филиал для сборки и доводки самолетов.
   В 1916 г. началась организация нового завода Щетинина в Ярославле, однако последующие события 1917 г. не позволили довести это начинание до завершения.
   Как и многие российские предприятия, завод Щетинина с наступлением революционных событий понес значительные имущественные потери. Совершенно разграбленными оказались морская станция в Севастополе и недостроенное производство в Ярославле, погибли в огне пожара помещения на Корпусной улице в Петрограде.
   В июне 1918 г. последовала национализация предприятия, которое стало называться «Авиационный завод Гамаюн, бывший С.С. Щетинина». В дальнейшем, производственные корпуса, расположенные на Комендантском аэродроме, вошли в состав Государственного авиационного завода №3 (ГАЗ №3) «Красный летчик», в 1927 г. получившего наименование Авиазавод №23. С 1925 г. здесь базировался отдел опытного морского самолетостроения (ОМОС), который до осени 1928 г. возглавлял Д.П. Григорович.
  
Летающая лодка М-1

   Судя по всему, ремонт «Доннэ-Левек», оконченный в середине лета 1913 г., оказался действительно побудительным стимулом, ибо уже осенью того года на ПРТВ развернулись работы по созданию самостоятельного подобного аппарата. Григорович, осуществлявший это начинание, внес определенные изменения в конструкцию, изменив обводы лодки, профиль и форму крыльев. Кроме этого, значительному пересмотру пришлось подвергнуть перечень используемых пород дерева - исходя из их наличия в России. Как и французский прототип, лодка Григоровича имела плоское днище, значительное превышение размаха верхнего крыла над нижним крылом, оснащена двигателем «Гном» 80 л.с. с толкающим воздушным винтом. Изготовление самолета закончилось в декабре 1913 г., а его полетные испытания состоялись в июне 1914 г.
   Указанное в заголовке обозначение М-1 появилось позднее, т.к. согласно акту приемки машину зачислили на службу под обозначением Щ-1. Летные качества этой первой летающей лодки, по мнению пилотов, были далеки от совершенства, и ее использование предполагалось в качестве учебного аппарата. Впрочем, эксплуатация Щ-1 оказалась недолгой. 2 декабря 1914 г. самолет был полностью разбит при выполнении учебного полета.

Летные и технические характеристики М-1
   Размах верхнего крыла (м) 10,28
   Длина в линии полета (м) 7,96
   Площадь крыльев (мг) 26,60*
   Вес пустого (кг) 400*
   Полетный вес (кг) 650*
*Данные ориентировочные.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка М-1 (Морской первый). По чертежам гидросамолета "Доннэ-Левек", выполненным с натуры при его восстановлении с некоторыми изменениями. Д. П. Григорович осенью 1913 г. построил свою первую летающую лодку. Корпус был на один метр короче, чем в "Доннэ-Левек", кроме того, Д. П. Григорович изменил профиль крыльев, сделав его более близким к профилю "Фармана-XVI" Нос лодки был сделан килеватым, днище на редане - вогнутым, за реданом - слабо килеватым, высота редана по бортам была около 200 мм, по оси - 80 мм. Двигатель - "Гном" в 50 л.

Площадь и форма крыльев были в общем сохранены. Коробка крыльев точно так же помещалась над корпусом лодки на трехногих кронштейнах высотой около 160 мм, сваренных из стальных труб.

Летающая лодка М-1 летала в общем удовлетворительно, но требовалась ее дальнейшая доработка, повышение ее летных качеств.


Самолет||М-1
Год выпуска||1913
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
   мощность, л. с.||50
Назначение самолета||Опытный
Число мест||2
Масса пустого, кг||420
Полетная масса, кг||620
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||12,4


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


М-1 - опытный гидросамолет с двигателем «Гном» (50 л. с.), редан вогнутый, крыло поднято над лодкой.

Показатель М-1 1913 г.
   Размеры, м:
   длина 8,0
   размах крыльев 13,68
   Площадь крыла, м2 33,5
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 620
   пустого 420
   Двигатель: «Гном»
   мощность, л. с. 50
   Скорость, км/ч 90
   Экипаж, чел. 2
   Вооружение нет


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


By 1914, another aircraft factory had been established in St. Petersburg, the First Russian Aviation Works of S. S. Shchetinin and Company, and it was from this concern that the aircraft of another great Russian designer emerged - D. P. Grigorovich, known to his country as 'the creator of flying-boats'. His career in aviation had commenced in 1908, and his first design in 1910 was the M.1 biplane flying-boat with a 50 h.p. Gnome power unit.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Опытная летающая лодка М-1 (1915г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающая лодка М-1 на территории береговой военно-морской базы «Станция Кильконд» в сентябре 1914 г.