Описание
Страна: Россия
Год: 1914
Варианты
- Григорович - М-1 - 1913 - Россия
- Григорович - М-2 / М-3 / М-4 - 1914 - Россия
- Григорович - М-5 - М-8 - 1915 - Россия
- Григорович - М-20 - 1917 - Россия
- М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
- В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
- H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
- A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Летающая лодка М-4 (1915г.)
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающая лодка М-4 несет на борту флотский кодовый номер Щ-3. В кабине на переднем плане лейтенант В.А.Литвинов. Балтика, 1915 г.
Shchetinin (Grigorovich) M.2, one of the four accepted by the Imperial Russian Navy, two of which were sent to the Black Sea and two to the Baltic. The one seen here is one of the Baltic boats, Fleet Tactical Number (FTN) Sch.3; the other was FTN Sch. 2. The two Black Sea boats used the Black Sea FTN series and were numbered 29 and 30. -
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Ранняя летающая лодка Д. П. Григоровича М-3
-
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающая лодка М-2 (М-4) с бортовым номером весной 1915 г. в Севастополе. 12 апреля 1915 г. этот аппарат, спущенный с борта гидрокрейсера , атаковал в Черном море турецкую канонерскую лодку
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Летающая лодка М-2 (М-4) с бортовым номером «29» весной 1915 г. в Севастополе. 12 апреля 1915 г. этот аппарат, спущенный с борта гидрокрейсера «Император Николай I», атаковал в Черном море турецкую канонерскую лодку
Grigorovich M.2 (FTN Sch. 29) used in the Black Sea, fall 1914. -
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.2 (FTN Sch. 29) used in the Black Sea, fall 1914.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Та же М-2 (М-4) с нанесенными на крыльях русскими кокардами на берегу Черного моря. 1915 г.
Grigorovich M.4 on the slipway; -
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
Grigorovich M.4 drawing based on a sketch at the Rodina Russian Naval Museum.
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Летающая лодка М-2 (М-2/М-4, М-3)
Не слишком впечатляющие результаты первых начинаний не остудили желание командования российского флота строить на отечественных заводах самолеты для морской авиации. В условиях приближающейся войны и одновременного желания морского ведомства приобрести практически любые летательные аппараты, на ПРТВ активизировалась постройка следующей морской лодки, получившей обозначение М-2. В данный тип Григорович внес существенные изменения, позволяющие определять его как полноценный аппарат оригинальной постройки. При той же компоновке и двигателе, что и у М-1, размеры самолета значительно увеличились.
Соответственно возросли площадь крыльев и оперения. Корпус лодки стал шире для посадки членов экипажа рядом, ее обводы характеризовались заметной килеватостью в носовой части и вогнутым днищем в районе редана.
Испытания первого экземпляра М-2, оснащенного двигателем «Гном» 80 л.с., начались в августе 1914 г. К сожалению, уже 31 августа самолет потерпел катастрофу, в результате которой погиб летчик П.В. Евсюков. Причины несчастья достоверно не установили, однако и фактов, подтверждающих порочность конструкции, выявлено не было, поэтому изготовление последующих М-2 продолжили.
Построенные еще четыре однотипных аппарата оснастили двигателями «Гном- Моносупап» 100 л.с. Испытания первых двух экземпляров, в ходе которых проводились необходимые усовершенствования, велись в период с ноября 1914 г. по апрель 1915 г. В целом самолеты оценивались положительно, в апреле 1915 г. под обозначением Щ-2 и Щ-3 они вошли в состав морской авиации Балтийского моря, где служили до наступления 1916 г. Так как после гибели первого М-2 эти аппараты неоднократно подвергались улучшениям, в отношении их эпизодически использовалось обозначение М-3.
Весной 1915 г. две летающие лодки из четырех, поначалу определяемые как М-2, в последующем как М-2/М-4 (или М-4), прибыли на Черное море.
После проведения сдаточных испытаний в апреле 1915 г. самолеты зачислили в состав авиации Черноморского флота, и спустя короткое время один из них успешно использовали в боевой обстановке. 12 апреля аппарат с бортовым номером «29», спущенный с борта крейсера вспомогательного «Император Николай 1» в районе Босфора впервые атаковал турецкую канонерку.
Отзывы об использовании летающих лодок Щетинина-Григоровича на Черном море оказались вполне обнадеживающими, что позволило в ближайшем будущем создать новый, еще более совершенный М-5.
Летные и технические характеристики М-2/4
Размах верхнего крыла (м) 13,68
Длина в линии полета (м) 8,0
Площадь крыльев (мг) 33,5
Полетный вес (кг) 870
Скорость у земли (км/ч) 115
Время набора высоты 1000 м (мин) 7
Потолок (м) 4000
Продолжительность полета (час) 3,5
Описание: