Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский Илья Муромец серии В

Страна: Россия

Год: 1915

Сикорский - С-16 / С-XVI - 1914 - Россия<– –>Сикорский - Илья Муромец серии Г - 1915 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Илья Муромец» тип В (серия В)

   В конце 1914 г. на РБВЗ строили аппараты «ИМ» серии В, которые отличались уменьшенными размерами и меньшим полетным весом (на 600-700 кг) и, соответственно, более высокими полетными данными. С двигателями «Санбим» и «Аргус» скорость достигала 120 км/ч, «Сальмсоны», в сочетании с радиаторами охлаждения, обладали столь большим воздушным сопротивлением, что даже их значительная мощность не позволяла разгоняться в воздухе более 100 км/ч. Из 14 построенных экземпляров тип В два аппарата оснастили двигателями «Сальмсон» (2x200 л.с), три - «Аргус» (4x150 л.с.), шесть - «Санбим» (4x150 л.с.), два - «Санбим» (2x255 л.с.) и один «ИМ», серийный №167, имел четыре двигателя РБВЗ-6. Визуально эти аппараты также отличались: часть из них имела остекление пилотской кабины с плоским лобовым участком по типу Б, другая часть, называемая «остроносыми», имела клинообразную форму передней части фюзеляжа.
   Первый боевой вылет совершил «ИМ» №150 14 февраля 1915 г. В марте в строй вошел «ИМ» №151 - таким образом, до наступления лета 1915 г. в интересах Северо-Западного фронта использовалось два таких воздушных корабля. В начале июля количество боеспособных «Муромцев» увеличилось до пяти единиц. В этот период Эскадра воздушных кораблей перебазировалась в район города Лида, затем в район Пскова. В октябре 1915 г. из состава эскадры выделили боевой отряд в количестве 5-6 машин, которые до конца года базировались под Ригой (станция Зегевольд) и действовали в интересах Северного фронта. Две машины отправили на Юго-Западный фронт с базированием в Колодзиевке.
   «ИМ» тип В достаточно активно использовались в 1915 г., одна машина была потеряна в аварии в феврале 1915 г., две другие совершили аварийные посадки после встречи с немецкими истребителями. На начало 1916 г. в составе эскадры числилось 10 экземпляров, которые в течение ближайших месяцев в основном вышли из строя по причине изношенности. Один экземпляр - серийный N“169 - окончательно списали лишь в начале 1917 г. За 1915 г. воздушные корабли эскадры выполнили около 100 боевых полетов, сбросив при этом 1220 пудов бомб.

Летные и технические характеристики «ИМ» тип В
   заводской № 150 167
   Размах верхнего крыла (м) 28,0 29,8
   Размах нижнего крыла (м) 19,2 21,0
   Длина (м) 17,1 17,5
   Площадь крыльев (м2) 120 125
   Вес пустого (кг) 2700 3500
   Полетный вес (кг) 3500 5000
   Полетная скорость (км/ч ) 100 120
   Потолок (м) - 3500
   Продолжительность полета (час) - 4,5
   Суммарная мощность двигателей: 560 л.с. 600 л.с.
   «Аргус» 140 л.с. 4 -
   РБВЗ-6 150 л.с. - 4


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Илья Муромец" серии В (облегченный боевой, узкокрылый). После первых семи самолетов серия Б была прекращена: начался выпуск новых самолетов серии В, значительно меньших размеров и массы ("облегченный боевой"), более приспособленных к боевому применению. Скорость их значительно возросла. Конструкция, в общем осталась прежней. Экипаж - также 4 человека.

Самолеты этой серии (около 30 экземпляров) неоднократно подвергались изменениям в связи с военными требованиями. Первоначально скругленный и тупой нос фюзеляжа был сделан острым, потом многогранным, причем площадь остеклении непрерывно росла. Сделана была вторая дверь на правом борту и прорезан ряд люков. Бензобаки были перенесены на фюзеляж под центропланом и по бортам, для того чтобы в случае прострела вытекающий бензин не попал на двигатели. Маслобаки были помещены за двигателями. Наружные ободы крыльев начиная с этой серии стали изготовлять из стальных труб (до этого были деревянные).

   Масса планера была около 2000 кг, а с силовыми установками - 2900-3150 кг в зависимости от типа двигателей. Название "узкокрылый" было дано позже, когда уже стала строиться следующая серия Г с более широкими крыльями (верхним, потом и нижним).

   Большая часть самолетов серии В (по-видимому, 22 экземпляра) была оснащена четырьмя двигателями "Санбим" в 150 л. с., но были и другие варианты:

- два двигателя "Аргус" в 140 л. с. и два в 125 л. с. ("Корабль Киевский") и четыре двигателя "Аргус" в 140 л. с. каждый. Оба варианта превосходили по своим летным качествам самолеты с двигателями "Санбим", которые фактически давали всего 110-120 л. с.;

- четыре двигателя РБЗ-6 в 150 л. с.;

- два двигателя "Сальмсон" в 200 л. с.;

- два двигателя "Санбим" в 225 л. с. - учебные варианты, причем двигатели "Санбим" ставились также и с толкающими винтами. В обоих этих, довольно необычных для "Ильи Муромца" двухмоторных модификациях, коробка крыльев имела немного (на 1-1,5 м) меньший размах вследствие выключения участков под крайними двигателями. Для учебных полетов без боевой нагрузки мощности этих двух двигателей было достаточно.

   "Корабль Киевский" имел славную историю. На нем в 1915 г. было выполнено 30 боевых полетов с очень хорошими результатами. Как этот самолет, так и его экипаж (И. С. Башко, М. В. Смирнов, Г. Г. Горшков, А. А. Наумов) были знаменитыми, показывая наглядный пример того, что можно получить от освоенной боевой техники.

   Осенью 1915 г. на корабле № 167 с двигателями РБЗ-6 (рис 124) был произведен впервые в мире опыт поднятия и сбрасывания 25-пудовой бомбы (410 кг) невиданных до того размеров. Опыт удался в совершенстве. Бомба была учебная. Практически же и после этого применялись бомбы массой не свыше 15 пудов (редко), а обычно - не более 5 пудов Была сделана бомба и в 40 пудов (656 кг), но ее не сбрасывали.

   По неподтвержденным пока документами сведениям, был самолет "Илья Муромец" с четырьмя двигателями "Фиат" по 110 л. с. каждый с лобовыми радиаторами.




Самолет ИМ-В (№ 143) ИМ-В (№ 151) ИМ- В ( № 150, 157) ИМ-В (№ 159, 161) ИМ-В боевой, узкокрылый ИМ-В учебный ИМ-В (№ 167, В-21) ИМ-В ширококрылый (№ 179, В-33)

Год выпуска 1914 1915 1915 1915 1915 1915 1915 1915

Количество двигателей 2 2 4 2 2 4 2 4 4

Двигатель, марка РБЗ-6

   Мощность. л. с. 140 125 140 200 225 150 150 150 150

Длина самолета, м 17,1 17,1 17,1 17,1 17,5 17,1 17,5 17,1 17,5 17,1

Размах крыла (верхн.) (нижн.) 29,8 21,0 29,8 21,0 28.) 19,2 28,0 19,2 29,8 21,0 28,0 19,2 29,8 21,0 30,87 22,0

Площадь крыла, м2 125,0 125,0 120,0 120,0 125,0 120,0 125,0 148,0

Масса пустого, кг 2900 2950 2700 2800 3150 2500 3500 3800

Масса топлива+ масла, кг 550 550 400 400 600 300 600 600

Масса полной нагрузки, кг 1500 1500 800 800 1450 700 1500 1300

Полетная масса, кг 4400 4450 3500 3600 4600 3200 5000 5100

Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 35,3 35,5 29 30 36,8 27 40 31.5

Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 8,3 8,1 8,8 8 7,7 10,7 8,3 8,5

Весовая отдача,% 34 34 23 22 3,5 22 30 25

Скорость максимальная у земли, км/ч 120 125 100 105 110 90 120 110

Скорость посадочная, км/ч 75 75 70 70 73 70 75 75

Время набора высоты 1000 м, мин 12 11 16 9

Время набора высоты 2000м, мин 25 25 40 20

Время набора высоты 3000м, мин 55 45

Потолок практический, м 3500 3700 2900 3500

Продолжительность полета, ч 5,0 5,3 4,0 4,5

Дальность полета, км 630 650 440

Разбег , м(с) 250 (17) 220 (17) 400 400

Пробег, м(с) 200 200 220 180


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

МОДИФИКАЦИИ

<...>
   «Илья Муромец» серии В (ИМ-В, облегченный боевой, узкокрылый): самолет несколько уменьшенных размеров и массы, лучше приспособленный для боевого применения. Бензобаки перенесены на крышу фюзеляжа. Увеличена площадь остекления кабины. Вооружение: 1-2 пулемета различных типов на шкворневых установках в надфюзеляжном вырезе верхнего крыла между бензобаками. Иногда в полет брали ручной пулемет для стрельбы через окна в фюзеляже. Экипаж: 4 человека.
   В 1914-1915 годах построено свыше 30 экземпляров ИМ-В, большинство из которых оснащалось четырьмя двигателями «Санбим» по 150 л.с. каждый. Известны и другие варианты: 4 «Аргуса» по 140 л.с., 4 РБВЗ-6 по 150 л.с., 2 «Сальмсона» по 200 л.с., 2 «Санбима» по 225 л.с. Двухмоторные «Муромцы» ло характеристикам уступали четырехмоторным и считались учебными. Бомбовая нагрузка ИМ-В достигала 500 кг.
<...>


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


С-22 - С-26 «Илья Муромец», 1914 г.

Модификации

<...>
   ИМ-В (облегченный боевой) - развитие серии Б. Меньших размеров и массы, что привело к значительному улучшению летных данных. Бензобаки перенесены на фюзеляж для уменьшения вероятности прострела снизу. Построено около 30 машин этой серии с различными вариантами двигателей и конструктивными отличиями. Существовали следующие варианты силовой установки: два «Аргус» по 140 л. с. и два «Аргус» по 125 л. с.; четыре «Аргус» по 140 л. с.; четыре РБВЗ-6 по 150 л. с.; два «Сальмсон» по 200 л. с.; четыре «Санбим» по 150 л. с.; два «Санбим» по 225 л. с. (учебный вариант).
<...>

Показатель С-23 ИМ-В № 151 1915 г. С-23 ИМ-В № 150 1915 г. С-23 ИМ-В боевой 1915 г.
   Размеры, м:
   длина 17,10 17,10 17,50
   размах крыльев 29,80/21,0 28,0/19,20 29,80/21,0
   Площадь крыла, м2 125,0 120,0 125,0
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 4450 3500 4600
   пустого 2950 2700 3150
   Двигатель: «Аргус» «Сальмсон» «Санбим»
   число х мощность, л. с. 4 х 140 2 х 200 4 х 150
   Скорость, км/ч 125 100 110
   Дальность полета, км 650 600 440
   Потолок практический, м 3700 3000 2900
   Экипаж, чел. 4 4-5 4-5
   Вооружение 3-4 пулемета, до 490 кг бомб до 490 кг бомб 3-4 пулемета, до 490 кг бомб

Показатель С-23 ИМ-В учебный 1915 г. С-23 ИМ-В № 167 1915 г. С-24 ИМ-Г-1 № 190 1915 г. С-24 ИМ-Г-1 1916 г.
   Размеры, м:
   длина 17,10 17,10 17,10 17,10
   размах крыльев 28,0/19,2 29,8/21,0 30,87/22 30,87/22,0
   Площадь крыла, м2 120,0 125,0 148,0 148,0
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 3200 5000 5350 5400
   пустого 2500 3500 3750 3800
   Двигатель: «Санбим» РБВЗ-6 «Аргус» «Санбим»
   число х мощность, л. с. 2 х 150 4 х 150 4 х 140 4 х 160
   Скорость, км/ч 90 120 125 135
   Дальность полета, км • 500 500 460
   Потолок практический, м • 3500 4000 4000
   Вооружение нет 3-4 пулемета, 490 кг бомб 4 пулемета, до 300 кг бомб 4 пулемета, до 300 кг бомб


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


The purchase by the Russians of 40 Sunbeam engines (actually Sunbeam ‘Cossacks’) has already been mentioned, but further to this, a limited licence production of this engine was ordered from the Ilyin Works in Moscow, and regardless of its unreliability was installed in some ‘I.M.’ aircraft for lack of a ready alternative. In an attempt to fill the gap of engine shortage, Russo-Baltic took a short cut by copying the best features of the German Argus and Benz engines and building them into a power plant of their own making, the R.B.V.Z.-6, of 160 h.p. Naturally, this took time, and only 80 engines of an order for 300 were completed by the spring of 1917, by which time Russo-Baltic had been fortunate enough to secure 10 Renault licence-manufactured engines of 220 h.p. for their ‘I.M.’ production line. During 1915, orders for 34 of the giant bombers had been received, and throughout production many improvements were made, as a result of reports from the ‘Flying Ship Squadron’. This unit was now becoming hard-pressed by the enemy, having had to evacuate three bases as the Russian forces fell back, but nevertheless managing to drop nearly 45,000 lb. of bombs by December, 1915, plus marking up a respectable score of German aircraft shot down, for this early ‘Flying Fortress’ was no easy target!
<...>
   A classic example of the engine availability problems experienced with the ‘I.M.’ aircraft was the Type V of 1915. At first powered by four MRB engines, which were 155 h.p. units manufactured at the Riga factory, the Type V was then successively fitted with Argus, R.B.V.Z.-6, and Benz engines. The difficulties of the design staff in coping with such a multiplicity of engine mountings and petrol, oil and water systems can well be imagined!

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Дальний разведчик/бомбардировщик С-23 "Илья Муромец" тип В N 150 Эскадры воздушных кораблей (1914г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип В, заводской №167 принят штабс-капитаном Панкратьевым 29 июля 1915 г. Аппарат успешно эксплуатировался до середины 1916 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Воздушный корабль «Илья Муромец» серии В на аэродроме в Старой Яблонне под Варшавой летом 1915 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип В, предположительно заводской №150, на якорной стоянке в Старой Яблонне летом 1915 г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец В" в полете, весна 1915г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» №150 в воздухе
Журнал - Flight за 1919 г.
Three views of a four-engined Sikorsky biplane in flight
M.Schmeelke - Zeppelin-Lindau Aircraft of WW1 /Centennial Perspective/ (42)
The first "giant aircraft" were built by Igor Sikorski in Russia in 1913.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии В с ("корабль Киевский")
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Type V.
G.Haddow, P.Grosz - The German Giants /Putnam/
Sikorsky I.M. V, one of several aircraft that bore the name "Kievsky". Igor Sikorsky is seen second from the right.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Sleeping giant - an ‘Ilya Muromets’ with canvas covers over engines and propellers.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии В с двигателями РБЗ-6 с подвешенной 25-пудовой бомбой
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» №167 в июле 1916 г. при отправке в тыл. На борту надпись, свидетельствующая о боевых успехах: «Воздушный корабль Илья Муромец 2-й. Налетал около 10 000 верст, сброшено 300 бомб, общим весом до 400 пудов»
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Стрелковая установка в центроплане на "Муромцах" серии В. На переднем лонжероне пулемет "Люис", на заднем - ружье-пулемет " Мадсен"
Журнал - Flight за 1919 г.
A 1,000-lb. bomb in front of a Sikorsky biplane
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии В учебный с двумя двигателями "Санбим" по 225 л. с. с тянущими винтами
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Early Spring IM-6 still on skis
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип В №157, оснащенный двумя двигателями «Сальмсон» с толкающими воздушными винтами на аэродроме в городе Лида
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Опробывание двигателей «Сальмсон». Примерно так механик мог проделать операцию по обслуживанию двигателя в полете. Видны специальные поручни между стойками крыльев, за которые следовало держаться, выходя на крыло
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Ремонт двигателя «Аргус» на «ИМ» №150 ведет механик Лавров
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Монтаж двигателей РБВЗ-6 в Старой Яблонне на «ИМ» №167
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Носовая часть «остроносого» «ИМ» №150 с открытыми передними стеклами. За штурвалом капитан Горшков, впереди видна рамка для прицеливания при бомбометании
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Бомбовый груз на «ИМ» №150 в виде штатного вооружения в специальной кассете по правому борту фюзеляжа. Дополнительные бомбы сложены и увязаны в центре салона. Темные пятна в правой верхней части снимка не что иное, как подвешенные шлемы экипажа
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Двигатель «Сальмсон» на «ИМ» №143. В полете вырвало один цилиндр, который повредил крыло
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
В результате грубой посадки этот «ИМ» №143 поручика Алехновича снес шасси
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Авария «ИМ» №137 поручика Головина в Старой Яблонне 30 апреля 1915 г.
Журнал - Flight за 1919 г.
Three views of one of the early Sikorsky biplanes, fitted with two 250 h.p. Salmson engines, which side-slipped from about 20 metres during the retreat from Warsaw
J.Herris - German Seaplane Fighters of WWI /Centennial Perspective/ (2)
Lt. d.RMi Fritz Hammer, flying the KDW prototype, Marine Number 748, from the German naval air station at Angernsee, downs a Russian four-engine Sikorski Il'ya Mouromets reconnaissance-bomber on 23 September 1916. Sikorski IM-6 crash-landed at its base with 293 bullet holes and three of its four crewmen wounded. This was one of only three air-to-air victories scored over these tough bombers during the war.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" В
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета "Илья Муромец" , тип В, 1915 г.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Илья Муромец» серии В и истребитель С-16
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/