Описание
Страна: Россия
Год: 1915
Варианты
- Сикорский - Илья Муромец - 1913 - Россия
- Сикорский - Илья Муромец поплавковый - 1914 - Россия
- Сикорский - Илья Муромец серии Б - 1914 - Россия
- Сикорский - Илья Муромец серии В - 1915 - Россия
- Сикорский - Илья Муромец серии Г - 1915 - Россия
- Сикорский - Илья Муромец серии Д - 1916 - Россия
- Сикорский - Илья Муромец серии Е - 1916 - Россия
- М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
- В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
- А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
- H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-24 "Илья Муромец" серии Г-1 N 192 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей (1916г.)
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Илья Муромец» серии Г
-
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" Тип Г-3, Эскадра Воздушных Кораблей, 1917г.
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии Г-3 в полете
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
тип Г-3, из дивизиона воздушных кораблей, Сарапул, 1920 г.
-
J.Herris - Weird Wings of WWI /Centennial Perspective/ (70)
The Great Russo-Baltic was a civilian aircraft. It was followed by the four-engine Ilya Mourometz reconnaissance-bomber. These were built in various models and were very successful in combat.
-
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The 'Ilya Muromets' Type B, with an extended nose and deeper cabin, powered by four Argus engines.
-
Журнал - Flight за 1918 г.
One of the Four-engined Sikorsky Ilya Mourometz heavy bombers that served so well from 1915. Type B used four Salmson-Canton-Unne radials of 200 h.p. (two each), weighed 10,580 lb, could carry 1,102 lb of bombs, and flew at 60 miles per hour.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип Г-3 «Руссобалт» Дивизиона воздушных кораблей, Сарапул, 1920 г.
-
Журнал - Flight за 1918 г.
A Sikorsky biplane fitted with snow skids for winter flying.
-
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Ilya Muromets Type G with Russo-Baltic engines
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип Г с красными звездами в палатке-ангаре. Очевидно, зима 1919-20 гг. - пол запорошен снегом. Интерес представляет наличие входной двери по правому борту
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Посадка «ИМ» с красными звездами
-
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The rear gun position of the Type G.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип Г, заводской №280 («5-й боевой корабль» Дивизиона воздушных кораблей), Западный фронт, август 1920 г.
-
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Хвостовая пулеметная кабина самолета "Илья Муромец" серии Г-2
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Пилотская кабина «ИМ» тип Г-3. Липецк, 1919 г.
-
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Пилотская кабина тип Г-3. Липецк, 1919 г.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
13 апреля 1916 г. «ИМ» №184 поручика А. М. Костенчика при выполнении разведки и бомбардирования станции Даузевас в районе Фридрихштадта подвергся ожесточенному зенитному огню. Самолет сильно повредили, Костенчик был ранен и машину привел назад поручик Янковиус. При посадке на аэродроме в Зегевольде правое крыло отвалилось. За этот полет В.Ф.Янковиус был награжден Георгиевским оружием, поручик Костенчик орденом Св. Георгия 4-й степени
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Авария «ИМ» тип Г, заводской №190, на Западном фронте 16 июля 1916 г.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Авария «ИМ» тип Г, заводской №187, в местечке Колодзиевка 8 апреля 1916 г.
-
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
В годы гражданской войны самолеты "Илья Муромец" использовались обеими воюющими сторонами
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
"Илья Муромец" серии Г-1; "Илья Муромец" серии Г-3
-
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" Г-3
-
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The world’s first four-engined bomber, flown extensively during the 1914 1918 War by the Imperial Russian Air Service.
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
«Илья Муромец» тип Г
«ИМ» серии Г, постройка которых началась в декабре 1915 г., явились наиболее многочисленными кораблями - их общее количество составило до полусотни экземпляров. Одновременно, не все указанные аппараты можно безоговорочно отнести к данной серии, известно, что часть «ИМ» тип В переделывалась в тип Г и с некоторыми допущениями может быть названа промежуточным типом.
Основной причиной появления новой модификации явилась недостаточная несущая поверхность крыльев: экипажи докладывали, что в кампании 1915 г. воздушные корабли «ИМ» с полной боевой нагрузкой не достигают высоты полета 2500-3000 метров. Поэтому в машинах серии Г-1 площадь крыльев увеличилась со 120-125 м2 до 148 м2. Характерным отличием отдельных «ИМ» Г-1, при увеличении хорды верхнего крыла, стали элероны меньшей площади. Силовая установка включала двигатели «Санбим» 150 и 160 л.с., «Аргус» 125 и 140 л.с., «Бердмор» 160 л.с., РБВЗ-6 150 л.с. и «Рено» 220 л.с. в разных комбинациях.
В ходе развития производства серии Г несущая поверхность крыльев еще более увеличилась и достигла 160 м2. Зачастую эти аппараты определяются как Г-2. Однако наиболее вероятно, что данное обозначение не получило распространения и основная масса «ИМ» образца 1916 г. шла как обобщенный тип Г. Одновременно использовались названия по типу установленных двигателей. Так, самолеты, оснащенные двигателями 4 х РБВЗ-6 150 л.с. назывались «Руссобалт», со смешанной силовой установкой 2 х РБВЗ-6 + 2 х «Рено» - «Ренобалт».
Серия Г-3 отличалась усилением конструкции планера и увеличением количества оборонительных пулеметов до 6. Топливные сигарообразные баки на части машин вынесены над верхним крылом. Все машины серии Г отличались постоянным увеличением площади остекления передней части фюзеляжа. В Г-3 кабина пилотов представляла полностью остекленный прозрачный фонарь.
На фронт первые 4 экземпляра Г-3 поступили уже в конце 1917 г., поэтому в боевых действиях мировой войны не участвовали.
В начале 1917 г., суммируя все ранее произведенные улучшения, предполагалось строить серию Г-4. Первый такой самолет испытывался в июне - июле 1917 г., позднее построили несколько экземпляров данной модификации.
Первые корабли «Илья Муромец» серии Г начали поступать на фронт в январе 1916 г. В течение года всего поступило 32 таких аппарата и еще 3 аппарата серии В. 1916-й является периодом наиболее активного и массового использования «Муромцев» на фронте. Вместе с оставшимися в начале года 10-ю старыми кораблями серии В и четверкой новых аппаратов серии Д и Е общее количество «ИМ» в течение 1916 г. можно определить без малого в 50 машин.
К участию в боевых вылетах по ряду причин привлекалось не более 10-15 экземпляров. Основные потери приходились на многочисленные аварии по погодным условиям, по причине повреждений, изношенности материальной части, ошибок пилотирования.
Лишь один «Муромец» был потерян в боевых условиях на Западном фронте в период наибольшей активности русской авиации в августе-сентябре 1916 г. Им оказался «ИМ» №188 поручика Д.Д. Макшеева, сбитый немецкими истребителями 12 сентября 1916 г. в районе местечка Чухны при отходе от объекта бомбардировки - станции Боруны.
Одновременно в указанный активный период, стрелки «Муромцев» заявили о более чем десятке сбитых немецких истребителях. Очевидно, за свою «колючесть» бортовых пулеметов воздушные корабли получили на фронте в этот период разговорное прозвище - «ежи».
В связи со сложными метеоусловиями базирования в Пскове в ноябре 1916 г. Эскадру воздушных кораблей в составе 13 самолетов «Илья Муромец» перевели значительно южнее, в Винницу. В этот период на Западном фронте оставалось 3 боеспособных корабля 3-го отряда и на Юго-Западном фронте 4 корабля 1-го отряда. Боевые вылеты до конца года практически не производились.
Всего за 1916 г. самолеты «Илья Муромец» совершили 156 боевых вылетов и сбросили на противника 1180 пудов бомб.
Окончание практического использования
Начальный период гражданской войны, сопровождаемый безвластием, анархией и растаскиванием военного имущества, привел к тому, что отдельные экземпляры «Муромцев» оказались в руках разных хозяев: в Красной Армии (Северная Группа воздушных кораблей - СГВК), в авиации самостийной Украины, в авиации 1-го Польского корпуса (один экземпляр). При этом из 20 аппаратов «Илья Муромец», имевшихся в Эскадре на начало 1918 г., ни один экземпляр в создавшейся обстановке не использовался достойным образом. Практически все эти машины в короткий срок сгинули в революционной неразберихе.
Лишь в 1919 г., после изготовления на РБВЗ 13 разнотипных экземпляров, «красным» удалось приступить к воссозданию соединения под названием ДВК (Дивизион воздушных кораблей). Указанные аппараты собирались из старых заводских заделов, поэтому имели отдельные конструктивные элементы от типов Г-1 и Г-3. Всего с РБВЗ в период 1918-20 гг. в Дивизион воздушных кораблей поступило 20 самолетов «Илья Муромец». Базирование ДВК поначалу осуществлялось в Липецке, а позднее, с августа - сентября 1919 г., - в Сарапуле.
За весь 1919 г. «Муромцы» ДВК совершили несколько боевых полетов на Южном фронте против армии генерала Деникина и кавалерии генерала Мамонтова.
В июле 1920-го «Муромцы» с красными звездами совершили два вылета против польской армии в районе Бобруйска, а в августе 1920-го несколько удачных вылетов на Юго-Западном фронте против войск генерала Врангеля. Эти немногочисленные вылазки, по причине малой надежности и ветхости используемой техники, прежде всего опасные для самих экипажей самолетов, стали последними боевыми эпизодами в истории «Муромцев».
В 1921 г., согласно решению Советского правительства, была открыта почтово-пассажирская линия Москва-Харьков, для обслуживания которой выделили 6 изрядно изношенных «ИМ» Дивизиона воздушных кораблей. За летний период, до закрытия линии 10 октября 1921 г., удалось совершить 76 рейсов, в которых перевезли 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.
В начале 1922 года, по причине изношенности самолетов и отсутствия новых поступлений, Дивизион воздушных кораблей расформировали, а оставшееся имущество передали для создания летной школы в городе Серпухове (Школа воздушной Стрельбы и бомбометания - «Стрельбом»). В период 1922-23 гг. летчик Б.Н.Кудрин совершил на последнем летном экземпляре «ИМ» №285 в районе Серпухова порядка 80 полетов. Это были последние подъемы в воздух легендарных воздушных кораблей конструкции Сикорского.
Летные и технические характеристики «ИМ» тип Г
заводской № 182 №183
Размах верхнего крыла (м) 30,87 30,87
Размах нижнего крыла (м) 22,0 22,0
Длина (м) 17,1 17,1
Площадь крыльев (м2) 159,6 148,0
Вес пустого (кг) 3800 3800
Полетный вес (кг) 5500 6100
Полетная скорость (км/ч) 137 110
Потолок (м) 4600 -
Продолжительность полета (час) 4 4
Суммарная мощность двигателей: 640 л.с. 600 л.с.
«Бердмор» 160 л.с. 4 -
«Санбим» 150 л.с. - 4
Описание: