М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
«Илья Муромец» тип Г
«ИМ» серии Г, постройка которых началась в декабре 1915 г., явились наиболее многочисленными кораблями - их общее количество составило до полусотни экземпляров. Одновременно, не все указанные аппараты можно безоговорочно отнести к данной серии, известно, что часть «ИМ» тип В переделывалась в тип Г и с некоторыми допущениями может быть названа промежуточным типом.
Основной причиной появления новой модификации явилась недостаточная несущая поверхность крыльев: экипажи докладывали, что в кампании 1915 г. воздушные корабли «ИМ» с полной боевой нагрузкой не достигают высоты полета 2500-3000 метров. Поэтому в машинах серии Г-1 площадь крыльев увеличилась со 120-125 м2 до 148 м2. Характерным отличием отдельных «ИМ» Г-1, при увеличении хорды верхнего крыла, стали элероны меньшей площади. Силовая установка включала двигатели «Санбим» 150 и 160 л.с., «Аргус» 125 и 140 л.с., «Бердмор» 160 л.с., РБВЗ-6 150 л.с. и «Рено» 220 л.с. в разных комбинациях.
В ходе развития производства серии Г несущая поверхность крыльев еще более увеличилась и достигла 160 м2. Зачастую эти аппараты определяются как Г-2. Однако наиболее вероятно, что данное обозначение не получило распространения и основная масса «ИМ» образца 1916 г. шла как обобщенный тип Г. Одновременно использовались названия по типу установленных двигателей. Так, самолеты, оснащенные двигателями 4 х РБВЗ-6 150 л.с. назывались «Руссобалт», со смешанной силовой установкой 2 х РБВЗ-6 + 2 х «Рено» - «Ренобалт».
Серия Г-3 отличалась усилением конструкции планера и увеличением количества оборонительных пулеметов до 6. Топливные сигарообразные баки на части машин вынесены над верхним крылом. Все машины серии Г отличались постоянным увеличением площади остекления передней части фюзеляжа. В Г-3 кабина пилотов представляла полностью остекленный прозрачный фонарь.
На фронт первые 4 экземпляра Г-3 поступили уже в конце 1917 г., поэтому в боевых действиях мировой войны не участвовали.
В начале 1917 г., суммируя все ранее произведенные улучшения, предполагалось строить серию Г-4. Первый такой самолет испытывался в июне - июле 1917 г., позднее построили несколько экземпляров данной модификации.
Первые корабли «Илья Муромец» серии Г начали поступать на фронт в январе 1916 г. В течение года всего поступило 32 таких аппарата и еще 3 аппарата серии В. 1916-й является периодом наиболее активного и массового использования «Муромцев» на фронте. Вместе с оставшимися в начале года 10-ю старыми кораблями серии В и четверкой новых аппаратов серии Д и Е общее количество «ИМ» в течение 1916 г. можно определить без малого в 50 машин.
К участию в боевых вылетах по ряду причин привлекалось не более 10-15 экземпляров. Основные потери приходились на многочисленные аварии по погодным условиям, по причине повреждений, изношенности материальной части, ошибок пилотирования.
Лишь один «Муромец» был потерян в боевых условиях на Западном фронте в период наибольшей активности русской авиации в августе-сентябре 1916 г. Им оказался «ИМ» №188 поручика Д.Д. Макшеева, сбитый немецкими истребителями 12 сентября 1916 г. в районе местечка Чухны при отходе от объекта бомбардировки - станции Боруны.
Одновременно в указанный активный период, стрелки «Муромцев» заявили о более чем десятке сбитых немецких истребителях. Очевидно, за свою «колючесть» бортовых пулеметов воздушные корабли получили на фронте в этот период разговорное прозвище - «ежи».
В связи со сложными метеоусловиями базирования в Пскове в ноябре 1916 г. Эскадру воздушных кораблей в составе 13 самолетов «Илья Муромец» перевели значительно южнее, в Винницу. В этот период на Западном фронте оставалось 3 боеспособных корабля 3-го отряда и на Юго-Западном фронте 4 корабля 1-го отряда. Боевые вылеты до конца года практически не производились.
Всего за 1916 г. самолеты «Илья Муромец» совершили 156 боевых вылетов и сбросили на противника 1180 пудов бомб.
Окончание практического использования
Начальный период гражданской войны, сопровождаемый безвластием, анархией и растаскиванием военного имущества, привел к тому, что отдельные экземпляры «Муромцев» оказались в руках разных хозяев: в Красной Армии (Северная Группа воздушных кораблей - СГВК), в авиации самостийной Украины, в авиации 1-го Польского корпуса (один экземпляр). При этом из 20 аппаратов «Илья Муромец», имевшихся в Эскадре на начало 1918 г., ни один экземпляр в создавшейся обстановке не использовался достойным образом. Практически все эти машины в короткий срок сгинули в революционной неразберихе.
Лишь в 1919 г., после изготовления на РБВЗ 13 разнотипных экземпляров, «красным» удалось приступить к воссозданию соединения под названием ДВК (Дивизион воздушных кораблей). Указанные аппараты собирались из старых заводских заделов, поэтому имели отдельные конструктивные элементы от типов Г-1 и Г-3. Всего с РБВЗ в период 1918-20 гг. в Дивизион воздушных кораблей поступило 20 самолетов «Илья Муромец». Базирование ДВК поначалу осуществлялось в Липецке, а позднее, с августа - сентября 1919 г., - в Сарапуле.
За весь 1919 г. «Муромцы» ДВК совершили несколько боевых полетов на Южном фронте против армии генерала Деникина и кавалерии генерала Мамонтова.
В июле 1920-го «Муромцы» с красными звездами совершили два вылета против польской армии в районе Бобруйска, а в августе 1920-го несколько удачных вылетов на Юго-Западном фронте против войск генерала Врангеля. Эти немногочисленные вылазки, по причине малой надежности и ветхости используемой техники, прежде всего опасные для самих экипажей самолетов, стали последними боевыми эпизодами в истории «Муромцев».
В 1921 г., согласно решению Советского правительства, была открыта почтово-пассажирская линия Москва-Харьков, для обслуживания которой выделили 6 изрядно изношенных «ИМ» Дивизиона воздушных кораблей. За летний период, до закрытия линии 10 октября 1921 г., удалось совершить 76 рейсов, в которых перевезли 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.
В начале 1922 года, по причине изношенности самолетов и отсутствия новых поступлений, Дивизион воздушных кораблей расформировали, а оставшееся имущество передали для создания летной школы в городе Серпухове (Школа воздушной Стрельбы и бомбометания - «Стрельбом»). В период 1922-23 гг. летчик Б.Н.Кудрин совершил на последнем летном экземпляре «ИМ» №285 в районе Серпухова порядка 80 полетов. Это были последние подъемы в воздух легендарных воздушных кораблей конструкции Сикорского.
Летные и технические характеристики «ИМ» тип Г
заводской № 182 №183
Размах верхнего крыла (м) 30,87 30,87
Размах нижнего крыла (м) 22,0 22,0
Длина (м) 17,1 17,1
Площадь крыльев (м2) 159,6 148,0
Вес пустого (кг) 3800 3800
Полетный вес (кг) 5500 6100
Полетная скорость (км/ч) 137 110
Потолок (м) 4600 -
Продолжительность полета (час) 4 4
Суммарная мощность двигателей: 640 л.с. 600 л.с.
«Бердмор» 160 л.с. 4 -
«Санбим» 150 л.с. - 4
Показать полностью
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Илья Муромец" серии Г. Эти самолеты серии Г, начатые выпуском в декабре 1915 г., отличались от самолетов серии В несколько большими размерами и в особенности шириной (хордой) верхнего крыла (3,2 м) и нижнего (2,46 -2,6 м) Экипаж - 6 человек. Масса самолета без двигателей стала 2800 кг. Были следующие комбинации четырех двигателей: "Санбим" по 150 и 160 л. с , "Аргус" по 125 и 140 л с., "Бердмор" по 160 л. с. и РБЗ-6 по 150 л. с., а также два "Рено" по 220 л. с. с двумя РБЗ-6 или "Санбим".
Расход топлива и масла составлял для "Рено" с РВЗ-6 176 кг/ч, а для четырех двигателей РБЗ-6 - 137 кг/ч.
"Илья Муромец" серии Г-1 (ИМ-Г-1) по конструкции был сходен с "Ильёй Муромцем" серии В, но отличался от своего предшественника менее развитыми элеронами. Первые экземпляры были оснащены двигателями "Санбим" в 150 л. с.; два из них - двигателями "Санбим" в 160 л. с. На одном из них, носившем название "Корабль Киевский" (второй по счету), стояли четыре двигателя "Аргус" но 140 л. с. каждый (возможно два по 140 и два по 125 л. с.), снятые с отслуживших самолетов. В конце 1916 г. начали поступать РВЗ-6, которые и стали основными для "Муромцев" и применялись потом в паре с двигателями "Рено" в 220 л. с. или без них.
Несколько экземпляров, начатые как Г-1, были по ходу постройки переделаны в Г-2, Г-3 и Г-4. Один из самолетов Г-1 был переделан в Д-3.
"Илья Муромец" серии Г-2 ( "Руссобалт" усиленный, ширококрылый). Эта серия была начата в 1916 г. выпуском одного экземпляра. Потом после первых серий Г-3 и Г-4 она была продолжена в 1917-1918 гг. Всего было построено 8 экземпляров.
От самолетов серии Г-1 эти самолеты отличались прежде всего одним очень важным нововведением - стрелковой кабиной, "пулеметным гнездом" в концевой части фюзеляжа. При этом конструкция фюзеляжа еще не была изменена и стрелковая кабина занимала последний, заостренный в плане отсек фюзеляжа, начинаясь от заднего лонжерона стабилизатора. Размеры ее были: длина 0,8 м, ширина 0,6 м и высота 0,7 м. Кабина эта, первоначально очень тесная, была потом увеличена. Пулемет стоял на шкворне в крайней задней точке фюзеляжа.
В связи с появлением этой кабины было изменено вертикальное оперение.
На первом экземпляре самолета серии Г-2 был плоскодонный бензобак, состоявший из трех секций и помещавшийся на крыше носовой части фюзеляжа. В баке было отверстие для выхода стрелка на верхнюю площадку. За баком был обтекатель из алюминия и люк с пулеметом "Люис", который мог перемещаться от одного борта к другому.
На самолетах более поздних выпусков стояли бензобаки обычного для "Ильи Муромца" типа - цилиндрические с обтекаемыми концами - между центропланом и фюзеляжем, каждый на 345 кг бензина. Крылья были установлены под углом 9°, двигатели - под углом 4°. Площадь элеронов - 14,5 м2, стабилизатора - 24 м2, рулей высоты - 11,5 м2, рулей направления - 7 м2. Вооружение: 5 пулеметов и 170 кг бомб.
В последних самолетах этого типа, сданных уже в 1918 г., хвостовая стрелковая кабина была удлинена.
На одном из самолетов этой серии, носившем по преемственности название "Корабль Киевский" (третий), было установлено четыре двигателя "Бердмор" ("Бедмор") в 160 л. с. Этот самолет по своим летным качествам был лучшим из всех "Муромцев". В начале 1917 г. под управлением капитана И. С Башко на нем была достигнута высота 5200 м при общей нагрузке 1340 кг. Скорость его достигала 137 км/ч, полная нагрузка - 115 пудов (1900 кг). Отмечалось, что высота 5200 м вовсе не была пределом и подъем был прекращен из-за кислородного голодания экипажа.
Самолеты серии Г-2 проработали всю гражданскую войну и после ее окончания применялись на первой в РСФСР воздушной линии Москва-Харьков
Воздушные корабли с четырьмя двигателями РБЗ-6 назывались сокращенно "Руссобалт", а с двумя "Рено" и двумя РБЗ-6 - "Ренобалт" независимо от их серий. Размеры и конструкция самолетов этой серии обычно оставались без изменений, поскольку во время гражданской войны РБЗ-6 ставились иногда просто из-за отсутствия двигателей "Рено"
"Илья Муромец" серии Г-3 ( "Ренобалт" усиленный, ширококрылый). Самолеты этой серии, строившиеся в 1916-1918 гг., представляли собой дальнейшую модификацию самолетов серии Г-2 с повышенной боеспособностью
Сделаны были штыри для установки пулеметов в отверстиях дверей, люк в полу кабины для стрельбы вниз под хвост, а хвостовое пулеметное гнездо сделано более широким, удлиненным, заходившим за заднюю кромку рулей. Пол в фюзеляже был устроен так, что подвижная кассета для сбрасывания бомб в вертикальном положении могла быть легко заменена кассетами (шкафами) для сбрасывания бомб в горизонтальном положении. Кабина была удлинена назад.
Два цилиндрических бензобака были установлены над верхним крылом вблизи центроплана, маслобаки были помещены у двигателей. В первых экземплярах самолетов серии Г-3 бензобаки помещались под центропланом. Два руля направления были установлены у концов стабилизатора, площадь которого составляла 26 м2. Было установлено два киля - верхний и нижний - по оси самолета. Конструкция - сварная из труб с полотняной обтяжкой.
Тросовое управление от штурвальной рамы шло в передней половине фюзеляжа снаружи в отличие от внутренней проводки в предыдущих сериях. Педали были снабжены секторами, что избавляло тросы от чрезмерной вытяжки при больших отклонениях рулей.
Головная часть фюзеляжа была полностью остеклена. По сравнению с серией Г-2 на самолетах новой серии были усилены шасси и стойки коробки крыльев. В растяжки коробки крыльев была введена третья проволока. В результате всех усилений масса планера самолета возросла до 2300 кг Скороподъемность и потолок понизились - скорость изменилась мало Вооружение - 6 пулеметов и 190 кг. бомб и стрел. Всего было построено 8 экземпляров (как и Г-2), не совсем идентичных, поскольку эти самолеты выпускались на протяжении двух лет Последние 2-3 экземпляра вышли в 1918 г., будучи собраны из старого задела.
"Илья Муромец" серии Г-4 ( "Ренобалт" усиленный, ширококрылый). Постройка этого самолета (1917-1918 гг. ) явилась результатом большой работы по проверке прочности "Муромцев", проведенной в Увофлоте Самолет серии Г-4 был прямым развитием Г-3 без существенных различий, но запас прочности был доведен до 3,5-кратного, а местами и до 4,5-кратного, масса корабля возросла ненамного против поздних экземпляров Г-3 Усовершенствованный корабль Г-4 испытывался в июне-июле 1917 г и был признан вполне пригодным для серийной постройки. Было выпущено несколько экземпляров.
Самолет ИМГ-1 (№ 183) ИМГ-1 (№ 187) ИМГ-1 (№ 190, Г-44) ИМГ-1 ИМГ-2 ИМГ-2 ИМГ-2 (3) ИМГ-2 ИМГ-3 ИМГ-3 ИМГ-3 ИМГ-2 усиленный ИМГ-4 усиленный
Год выпуска 1915 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1917 1917 1917
Количество двигателей 4 4 4 4 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Двигатель, марка РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ
Мощность. л. с. 150 125 140 160 150 220 150 160 150 150 220 150 220 150 220 150 220 150 220 150
Длина самолета, м 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1
Размах крыла (верхн.) (нижн.) 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 Т2" 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22.0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,8/ 22,0
Площадь крыла, м2 148 148 148 148 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6
Масса пустого, кг 3800 3700 3750 3800 3800 3800 3800 3800 3800 3800 4070 3800 3900
Масса топлива+ масла, кг 600 500 550 650 600 740 686+57 600 880 880 686+57 686+57 686+57
Масса полной нагрузки, кг 1300 1500 1600 1560 1500 1700 1700 1470 1600 1500 1530 1500 1500
Полетная масса, кг 6100 5200 5350 5100 5300 5500 5500 5300 5400 5300 5600 5300 5400
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 34,5 35, 1 35,2 36,5 33,2 34,5 34,5 33 33,8 33,1 35,0 33,2 33,8
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 8,5 10,4 9,6 8,4 8,8 7,4 8,6 8,8 7,3 7,2 7,6 7,1 7,3
Весовая отдача,% 25 29 30 28 28 31 31 27,5 29,6 28,3 27,3 28,3 28
Скорость максимальная у земли, км/ч 110 120 125 135 115 120 137 115 115 115 115 120 128
Скорость посадочная, км/ч 75 75 75 75 75 75 78 78 80 78 80 78 78
Время набора высоты 1000 м, мин 8 9 6 10 7,3 12 11 9 10
Время набора высоты 2000м, мин 18 20 14 22 17 29 27 20 25
Время набора высоты 3000м, мин 35 40 35 48 44 40 78
Потолок практический, м 4000 3500 4600 3200 3400 2700 2800 3500 3300
Продолжительность полета, ч 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,5 4,0 4,0 4,0 4,0
Дальность полета, км 440 500 460 480 540 460 570 460 460 480 550
Разбег , м(с) 450 350 220
Пробег, м(с) 250 250 300 250 250
Показать полностью
В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
МОДИФИКАЦИИ
<...>
«Илья Муромец» серии Г (ИМ-Г, ширококрылый): выпускался с декабря 1915 года. От серии «В» отличался более крупными размерами, шириной (хордой) крыльев, усиленным стрелковым вооружением, а также - увеличенным до 6 человек экипажем.
Применялись разные типы моторов в различных комбинациях: «Санбимы» по 150 или 160 л.с., «Аргусы» по 125 или 140 Л.С., РБВЗ-6 по 150 л.с., «Бердморы» по 160 л.с. и «Рено» по 220 л.с. В зависимости от мощности двигателей летные характеристики заметно варьировались. Самолеты с моторами РБВЗ назывались «Руссобалты», а с двигателями «Рено» - «Ренобалты».
Серия «Г» выпускалась с 1916 по 1918 год и включала в себя несколько субмодификаций:
Г-1 (ИМ-Г-1): переходная модель, очень похожая на самолеты серии «В». Отличалась лишь менее развитыми элеронами.
Г-2 (усиленный, ширококрылый): от предыдущих модификаций отличался прежде всего мощным защитным вооружением. В хвостовой законцовке фюзеляжа - кабина стрелка со шкворневой установкой пулемета «Льюис». Еще два пулемета на стрелковой площадке в вырезе верхнего крыла (или в люковой установке на крыше фюзеляжа за крылом) и по одному - в окнах фюзеляжа.
В целом вооружение обеспечивало почти сферический обстрел, но при этом бомбовая нагрузка сократилась до 170-180 кг, что было слишком мало для столь крупной машины. Построено 8 самолетов серии Г-2.
Г-3: наиболее хорошо вооруженная модификация «Муромца». К пяти пулеметам, установленным на Г-2, добавлен еще один в нижней люковой установке. Усилен каркас фюзеляжа и крыльев, введены некоторые изменения в бензосистему и систему управления. Бомбовая нагрузка - 190 кг. До революции выпущено 8 экземпляров.
Г-4: то же, что и Г-3, но запас прочности силового набора увеличен с 3,5-кратного до 4,5-кратного. Весной- летом 1917-го построено около 10 штук.
<...>
Показать полностью
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-22 - С-26 «Илья Муромец», 1914 г.
Модификации
<...>
ИМ-Г-1 - развитие серии ИМ-В, отличался меньшей хордой элеронов. Устанавливались двигатели «Санбим» по 150л. с., позднее - двигателя «Рено» по 220 л. с. и два РВВЗ-6 по 150 л. с. Несколько Г-1 в ходе постройки переделывались в серии Г-2, Г-3 и Г-4.
ИМ-Г-2 - восемь экземпляров, отличавшихся наличием задней кабины со шкворневой пулеметной установкой. Кабина была очень тесной. Изменилось вертикальное оперение. Вместо хвостового руля поворота - небольшой киль. На первом экземпляре - плоский топливный бак, на остальных - обычные круглые двигатели, в основном четыре РБЗ-6 по 150 л. с., были и с двумя «Рено» по 228 л. с. и двумя РБЗ-6 по 150 л. с. Достигнут потолок 5200 м. Эксплуатировались и после Г ражданской войны на линии Москва-Харьков.
ИМ-Г-3 (усиленный) - развитие серии Г-2. Хвостовое гнездо удлинено до задней кромки руля высоты, более просторное. Бензобаки над верхним крылом. Кабина имела большую площадь остекления. Пол в фюзеляже имел люки для сбрасывания бомб в горизонтальном положении. Рули поворота вынесены на концы стабилизатора. Ставился небольшой нижний киль. Усилена конструкция крыльев и стоек шасси. Шкворневые установки появились в проемах дверей. Построено 8 машин этого типа.
ИМ-Г-4 - внешне не отличался от Г-3, но была усилена несущая конструкция. Двигатели те же, что и на Г-2 и Г-3.
<...>
Показатель С-23 ИМ-В учебный 1915 г. С-23 ИМ-В № 167 1915 г. С-24 ИМ-Г-1 № 190 1915 г. С-24 ИМ-Г-1 1916 г.
Размеры, м:
длина 17,10 17,10 17,10 17,10
размах крыльев 28,0/19,2 29,8/21,0 30,87/22 30,87/22,0
Площадь крыла, м2 120,0 125,0 148,0 148,0
Вес, кг:
максимальный взлетный 3200 5000 5350 5400
пустого 2500 3500 3750 3800
Двигатель: «Санбим» РБВЗ-6 «Аргус» «Санбим»
число х мощность, л. с. 2 х 150 4 х 150 4 х 140 4 х 160
Скорость, км/ч 90 120 125 135
Дальность полета, км • 500 500 460
Потолок практический, м • 3500 4000 4000
Вооружение нет 3-4 пулемета, 490 кг бомб 4 пулемета, до 300 кг бомб 4 пулемета, до 300 кг бомб
Показатель С-24 ИМ-Г-2 1916 г. С-24 ИМ-Г-2 1916 г. С-24 ИМ-Г-3 1916 г. С-24 ИМ-Г-3 1917 г. С-24 ИМ-Г-4 1917 г.
Размеры, м:
длина 17,10 17,10 17,10 17,10 17,10
размах крыльев 30,87/22,0 30,87/22,0 30,87/22,0 30,87/22,0 30,87/22,0
Площадь крыла, м2 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6
Вес, кг:
максимальный взлетный 5300 5300 5400 5300 5400
пустого 3800 3800 3800 3800 3900
Двигатель: РБЗ-6 «Рено», РБЗ-6 «Рено», РБЗ-6 «Рено», «Санбим» «Рено», РБЗ-6
число х мощность, л. с. 4 х 150 2 х 220, 2 х 150 2 х 220, 2 х 150 2 х 220, 2 х 150 2 х 220, 2 х 150
Скорость, км/ч 115 120 115 115 128
Дальность полета, км 460 480 570 460 550
Потолок практический, м 3500 3500 3400 2700 3300
Экипаж, чел. • • • 6-7 6-7
Вооружение 5 пулеметов, 170-300 кг бомб 5 пулеметов 6 пулеметов, 190-300 кг бомб 6 пулеметов, 190-300 кг бомб 2-3 пулемета
Показать полностью
H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Early in 1916 Russo-Baltic produced the ‘Ilya Muromets’ Type G, with an increased wing area, the first machine having provision for an armament of five Lewis guns. The engine installations were dependent upon the supply situation at the time, the ‘I.M.’ Type G1 having four Sunbeam engines. Following the G1 came the G2, powered by two R.B.V.Z.-built 220 h.p. Renaults inboard and two 160 h.p. R.B.V.Z.-6 engines outboard. The Type G2 retained the increased wing area of the G1, but in this case the structure was strengthened in an attempt to obviate the fuselage twisting during turns, a fault which had an alarming effect on lateral stability and on occasion was the cause of structural failure. The Type G2 was the first machine to have both nose and tail gun positions, to which were added beam positions on the Type G3, while the G4, last of the Type G ‘I.M.’ aircraft, embodied all the modifications applied to the series.
Показать полностью
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
Igor Ivanovich Sikorsky
Sikorsky Il'ya Muromets S-24 (G-1)
The first G-1 (R-BVZ No. 183) was completed in December 1915. It carried a crew of six and was powered by four Sunbeam 150hp engines. As with the "V" series, the types of engines varied. The second G-1 (R-BVZ No. 187) was powered by four 125hp Argus engines, and the third G-1 (R-BVZ No. 190) was powered by four 140hp Argus engines. The fourth machine (R-BVZ No. unknown) used four 160hp Sunbeams. Several partially completed G-1's were modified into later G-2, G-3, and G-4 configurations.
Sikorsky Il'ya Muromets S-25 Series (G-2, G-3, G-4)
The first G-2 was built in the winter of 1916, then production shifted to the G-3 and G-4. However, several additional G-2s were built by early 1918, for a total of eight G-2 aircraft. The first G-2 also carried the name "Kievskiy."
For self defense, the first G-2 had a large rectangular fuel tank on top of the fuselage, with a small gap through which a machine gunner could stand, with his head and shoulders above the upper wing. Once in this position the gunner usually had two machine guns (one forward-firing and one aft-firing). Two additional machine gun stations were positioned immediately aft of the wings where hatches on each side of the fuselage were located. Perhaps the most innovative gunner's position on the G-2 was the tail-gunner's. To reach this position in flight, the crewman rode a small railed cart though the fuselage to the tail section.
The first G-2 was equipped with four 160hp Beardmore engines; however, the seven production machines were powered with either RBZ-6 or Renault engines. The production machines also replaced the single rectangular fuel tank with two long torpedo-shaped tanks arranged in a side-by-side configuration. All the G-2 aircraft survived through the Russian Civil War and eventually were converted to passenger-carrying airliners. The last machine was scrapped in 1924.
The first G-3 was completed in early 1916, followed by four additional G-3s in 1916-1917, and three more during the Russian Revolution.
The G-3s were powered by two 220hp Renault engines (inboard), and two 150hp R-BVZ-6 engines (outboard). Two large rudders were mounted near the outboard tips of the stabilizer. Two fixed fins, one above and one below the tail, were added for stability. Defensive positions included a large waist-gunner's opening on each side of the fuselage, an aft belly hatch for fire below, and a slightly enlarged tail-gunner's position. Armament consisted of six machine guns and an average bomb load of 400 pounds. Although the first two machines in the series had fuel tanks mounted between the upper wing and fuselage top, other G-3s had two large cylindrical tanks mounted on the top wing center-section.
The last version in the series, the G-4, like the G-3, was powered by two Renault and two R-BVZ-6 engines. The prototype was completed and tested in July 1917. Although this "G" version probably performed best of all, it was built in very small numbers (perhaps only four) because of the civil disorders prior to the October Revolution.
Model: S-23V (#167) S-24G-1 S-25G-2 S-25G-3 S-26D-1 S-26D-2 S-27E
Year: 1915 1916 1916 1916 1916 1916 1917
Engine(s) type: 150hp R-BVZ x4 160hp Sunbeam x4 160hp Beardmore x4 220hp Renault x2 150hp R-BVZ x2 150hp Sunbeam x4 150hp Sunbeam x4 220hp Renault x4
Length, m: 27.5 17.1 17.1 17.1 15.5 17 18.8
WingSpan, m: top/bottom 29.8/21 30.87/22 30.87/22 30.87/22 24.9/17.6 29.7/29.7 34.5/26.6
Wing Area, m2: 125 148 159.6 159.6 132 148 220
Wt. empty, kg: 3500 3800 3800 3800 3150 3800 5000
Wt. fuel/ oil, kg: 600 650 686 656 690 540 920
Wt. load, kg: 1500 1560 1700 1500 1250 1400 2460
Wt. flying, kg: 5000 5400 5500 5300 4400 5200 7460
Wingload, kg/m2: 40 36.5 34.5 33.2 33.2 35.5 34.2
Powerload, kg/hp: 8.3 8.4 8.6 7.1 7.3 8.5 8.5
Speed, km/h: 120 135 137 120 120 110 130
Показать полностью