burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Россия

Год: 1915

М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)

«Илья Муромец» тип Г

   «ИМ» серии Г, постройка которых началась в декабре 1915 г., явились наиболее многочисленными кораблями - их общее количество составило до полусотни экземпляров. Одновременно, не все указанные аппараты можно безоговорочно отнести к данной серии, известно, что часть «ИМ» тип В переделывалась в тип Г и с некоторыми допущениями может быть названа промежуточным типом.
   Основной причиной появления новой модификации явилась недостаточная несущая поверхность крыльев: экипажи докладывали, что в кампании 1915 г. воздушные корабли «ИМ» с полной боевой нагрузкой не достигают высоты полета 2500-3000 метров. Поэтому в машинах серии Г-1 площадь крыльев увеличилась со 120-125 м2 до 148 м2. Характерным отличием отдельных «ИМ» Г-1, при увеличении хорды верхнего крыла, стали элероны меньшей площади. Силовая установка включала двигатели «Санбим» 150 и 160 л.с., «Аргус» 125 и 140 л.с., «Бердмор» 160 л.с., РБВЗ-6 150 л.с. и «Рено» 220 л.с. в разных комбинациях.
   В ходе развития производства серии Г несущая поверхность крыльев еще более увеличилась и достигла 160 м2. Зачастую эти аппараты определяются как Г-2. Однако наиболее вероятно, что данное обозначение не получило распространения и основная масса «ИМ» образца 1916 г. шла как обобщенный тип Г. Одновременно использовались названия по типу установленных двигателей. Так, самолеты, оснащенные двигателями 4 х РБВЗ-6 150 л.с. назывались «Руссобалт», со смешанной силовой установкой 2 х РБВЗ-6 + 2 х «Рено» - «Ренобалт».
   Серия Г-3 отличалась усилением конструкции планера и увеличением количества оборонительных пулеметов до 6. Топливные сигарообразные баки на части машин вынесены над верхним крылом. Все машины серии Г отличались постоянным увеличением площади остекления передней части фюзеляжа. В Г-3 кабина пилотов представляла полностью остекленный прозрачный фонарь.
   На фронт первые 4 экземпляра Г-3 поступили уже в конце 1917 г., поэтому в боевых действиях мировой войны не участвовали.
   В начале 1917 г., суммируя все ранее произведенные улучшения, предполагалось строить серию Г-4. Первый такой самолет испытывался в июне - июле 1917 г., позднее построили несколько экземпляров данной модификации.
   Первые корабли «Илья Муромец» серии Г начали поступать на фронт в январе 1916 г. В течение года всего поступило 32 таких аппарата и еще 3 аппарата серии В. 1916-й является периодом наиболее активного и массового использования «Муромцев» на фронте. Вместе с оставшимися в начале года 10-ю старыми кораблями серии В и четверкой новых аппаратов серии Д и Е общее количество «ИМ» в течение 1916 г. можно определить без малого в 50 машин.
   К участию в боевых вылетах по ряду причин привлекалось не более 10-15 экземпляров. Основные потери приходились на многочисленные аварии по погодным условиям, по причине повреждений, изношенности материальной части, ошибок пилотирования.
   Лишь один «Муромец» был потерян в боевых условиях на Западном фронте в период наибольшей активности русской авиации в августе-сентябре 1916 г. Им оказался «ИМ» №188 поручика Д.Д. Макшеева, сбитый немецкими истребителями 12 сентября 1916 г. в районе местечка Чухны при отходе от объекта бомбардировки - станции Боруны.
   Одновременно в указанный активный период, стрелки «Муромцев» заявили о более чем десятке сбитых немецких истребителях. Очевидно, за свою «колючесть» бортовых пулеметов воздушные корабли получили на фронте в этот период разговорное прозвище - «ежи».
   В связи со сложными метеоусловиями базирования в Пскове в ноябре 1916 г. Эскадру воздушных кораблей в составе 13 самолетов «Илья Муромец» перевели значительно южнее, в Винницу. В этот период на Западном фронте оставалось 3 боеспособных корабля 3-го отряда и на Юго-Западном фронте 4 корабля 1-го отряда. Боевые вылеты до конца года практически не производились.
   Всего за 1916 г. самолеты «Илья Муромец» совершили 156 боевых вылетов и сбросили на противника 1180 пудов бомб.

Окончание практического использования

   Начальный период гражданской войны, сопровождаемый безвластием, анархией и растаскиванием военного имущества, привел к тому, что отдельные экземпляры «Муромцев» оказались в руках разных хозяев: в Красной Армии (Северная Группа воздушных кораблей - СГВК), в авиации самостийной Украины, в авиации 1-го Польского корпуса (один экземпляр). При этом из 20 аппаратов «Илья Муромец», имевшихся в Эскадре на начало 1918 г., ни один экземпляр в создавшейся обстановке не использовался достойным образом. Практически все эти машины в короткий срок сгинули в революционной неразберихе.
   Лишь в 1919 г., после изготовления на РБВЗ 13 разнотипных экземпляров, «красным» удалось приступить к воссозданию соединения под названием ДВК (Дивизион воздушных кораблей). Указанные аппараты собирались из старых заводских заделов, поэтому имели отдельные конструктивные элементы от типов Г-1 и Г-3. Всего с РБВЗ в период 1918-20 гг. в Дивизион воздушных кораблей поступило 20 самолетов «Илья Муромец». Базирование ДВК поначалу осуществлялось в Липецке, а позднее, с августа - сентября 1919 г., - в Сарапуле.
   За весь 1919 г. «Муромцы» ДВК совершили несколько боевых полетов на Южном фронте против армии генерала Деникина и кавалерии генерала Мамонтова.
   В июле 1920-го «Муромцы» с красными звездами совершили два вылета против польской армии в районе Бобруйска, а в августе 1920-го несколько удачных вылетов на Юго-Западном фронте против войск генерала Врангеля. Эти немногочисленные вылазки, по причине малой надежности и ветхости используемой техники, прежде всего опасные для самих экипажей самолетов, стали последними боевыми эпизодами в истории «Муромцев».
   В 1921 г., согласно решению Советского правительства, была открыта почтово-пассажирская линия Москва-Харьков, для обслуживания которой выделили 6 изрядно изношенных «ИМ» Дивизиона воздушных кораблей. За летний период, до закрытия линии 10 октября 1921 г., удалось совершить 76 рейсов, в которых перевезли 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.
   В начале 1922 года, по причине изношенности самолетов и отсутствия новых поступлений, Дивизион воздушных кораблей расформировали, а оставшееся имущество передали для создания летной школы в городе Серпухове (Школа воздушной Стрельбы и бомбометания - «Стрельбом»). В период 1922-23 гг. летчик Б.Н.Кудрин совершил на последнем летном экземпляре «ИМ» №285 в районе Серпухова порядка 80 полетов. Это были последние подъемы в воздух легендарных воздушных кораблей конструкции Сикорского.


Летные и технические характеристики «ИМ» тип Г
   заводской № 182 №183
   Размах верхнего крыла (м) 30,87 30,87
   Размах нижнего крыла (м) 22,0 22,0
   Длина (м) 17,1 17,1
   Площадь крыльев (м2) 159,6 148,0
   Вес пустого (кг) 3800 3800
   Полетный вес (кг) 5500 6100
   Полетная скорость (км/ч) 137 110
   Потолок (м) 4600 -
   Продолжительность полета (час) 4 4
   Суммарная мощность двигателей: 640 л.с. 600 л.с.
   «Бердмор» 160 л.с. 4 -
   «Санбим» 150 л.с. - 4

Показать полностью

Описание:

  • М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969