Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский Илья Муромец серии Д

Страна: Россия

Год: 1916

Сикорский - С-17 / С-XVII - 1915 - Россия<– –>Сикорский - Илья Муромец серии Е - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Илья Муромец» серии Д

   Стремление к уменьшению размеров самолета, с целью получения более высоких летных характеристик, проявилось в новой серии Д. Первый экземпляр - заводской N9223 - закончили на РБВЗ в январе 1916 г. Двигатели «Санбим» 150 л.с. были установлены на нижнем крыле в тандемных установках, т.е. один за другим. Носовая часть фюзеляжа увеличена по высоте до 2,5 м и полностью прикрыта прозрачным фонарем. Топливные баки, состоящие из трех секций, плоские, размещены в центре тяжести за верхней частью фонаря кабины. За этой верхней частью фюзеляжа, заканчивающейся уступом, находилась верхняя стрелковая точка.
   В процессе летных испытаний «ИМ» серии Д с тандемными установками двигателей показали пониженные летные данные по всем показателям и далее не совершенствовались. Известно, что летом 1916 г., «ИМ» серии Д заводской N“223 находился во Пскове и еще один - заводской N“224 - на новой базе ЭВК в Виннице. Имелся третий экземпляр «ИМ» тип Д, заводской N“225, который в 1919 г. доставили в Липецк, но до летного состояния не доводили.

Летные и технические характеристики «ИМ» тип Д
   Размах верхнего крыла (м) 24,9
   Размах нижнего крыла (м) 17,6
   Длина (м) 15,5
   Площадь крыльев (м2) 132,0
   Вес пустого (кг) 3150
   Полетный вес (кг) 4400
   Полетная скорость (км/ч ) 120
   Потолок (м) 200
   Дальность полета (км) 480
   Суммарная мощность двигателей 600 л.с. (4 х «Санбим» 150 л.с.)


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Илья Муромец" серии Д (ДИМ). Самолеты серии Д (три экземпляра) строились в 1915-1916 гг. в промежутке между постройкой самолетов типов Г 1 и Г-2 Заводские испытания первого самолета этой серии были начаты в январе 1916 г Особенность двух самолетов - меньший, чем обычно, размах крыльев и установка четырех двигателей "Санбим" по 150 л.с в двух тандемах. Второй по порядку самолет имел обычную схему - с двигателями в ряд

Во всех трех самолетах впервые в мире было сделано важное конструктивное нововведение - эксплуатационные разъемы фюзеляжа. Передняя часть фюзеляжа составляла одно целое с "моторной клеткой", т. е. центральной частью коробки крыльев, включавшей силовые установки. Разъем фюзеляжа был сделан за задними лонжеронами крыльев. Носовая часть фюзеляжа высотой до 2,5 м была вся остеклена. Спереди и сверху были люки для пулеметов, стрелковая точка была также и за кабиной. Хвостовой установки еще не было. Сиденье летчика размещалось слева. Справа от него было место артиллериста, под правой рукой которого находился рычаг сбрасывания бомб с тросовой проводкой от него к кассетам. Там же сбоку была откидная подножка - скамейка для стрелка.

   Шасси было изменено по сравнению с шасси серий Б, В и Г. Под фюзеляжем не было затяжек и раскосов. Основные N-образные стойки крепились к узлам под стойками у мотоустановок. Полозы шасси были обычными, от их узлов шли дополнительные подкосы к узлам крепления нижних крыльев на фюзеляже.

   Плоскодонные бензобаки, состоявшие из трех секций, лежали на фюзеляже и благодаря своей форме были обтекателями его носовой части. Рулей направления было три. Управление рулями высоты осуществлялось через боковые рычаги и вместо рамы управления была поставлена штурвальная колонка. Тросовая проводка от педалей к рулям направления шла по потолку кабины и фюзеляжа. Рычаги на элеронах были снабжены секторами.

   Второй самолет серии Д отличался от первого удлинением фюзеляжа на одну "клетку" и увеличением размаха крыльев на одну "клетку" в каждую сторону. Рулей направления было два, была хвостовая стрелковая точка.

   Самолеты серии Д с тандемными установками успеха не имели и приняты не были. Потери в тяге, особенно задних винтов, были чрезмерно велики. Вредило и небольшое удлинение крыльев. Летные характеристики самолета оказались плохими: сильно удлинился разбег, потолок был не более 200 м при небольшой нагрузке (экипаж из трех человек), боевая нагрузка отсутствовала. Было совершено всего два полета. Самолет с двигателями, установленными в ряд на нижнем крыле, вел себя нормально, как и машина серии В с теми же двигателями. Заложенная серия Д в десять экземпляров была прекращена.


Самолет ИМД-1 (ДИМ) ИМД-1 (ДИМ) ИМД-2
Год выпуска 1916 1916
Количество двигателей 4 4
Двигатель, марка
Мощность. л. с. 150 150
Длина самолета, м 15,5 17
Размах крыла (верхн.) (нижн.) 24,9 17,6 29,7
Площадь крыла, м2 132 148
Масса пустого, кг 3150 3800
Масса топлива+ масла, кг 690 540+160
Масса полной нагрузки, кг 1250 1400
Полетная масса, кг 4400 5200
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 33,2 35,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 7,3 8,5
Весовая отдача,% 28,4 27
Скорость максимальная у земли, км/ч 120 110
Скорость посадочная, км/ч 80 75
Время набора высоты 1000 м, мин 16
Время набора высоты 2000м, мин 40
Время набора высоты 3000м, мин
Потолок практический, м 200 2900
Продолжительность полета, ч 4,0 4,8
Дальность полета, км 480 520
Разбег , м(с) 700
Пробег, м(с) 350


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

МОДИФИКАЦИИ

<...>
   «Илья Муромец» серии Д (ДИМ): машина значительно меньших размеров, чем все прочие модификации «Муромцев». Носовая часть фюзеляжа полностью остеклена. Двигатели - 4 «Санбима» по 150 л.с. в двух тандемах. Эффективность тандемных силовых установок оказалась низкой, а летные характеристики самолета - неудовлетворительными. Построено 3 экземпляра.
<...>


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


С-22 - С-26 «Илья Муромец», 1914 г.

Модификации

<...>
   ИМ-Д - построено всего 3 машины этого типа, являвшихся развитием Г-2. Уменьшен на одну клетку размах крыла, укорочен фюзеляж. Установлены четыре двигателя «Санбим» в двух тандемах. Впервые внедрены эксплуатационные разъемы фюзеляжа. Носовая часть фюзеляжа имела большой мидель и была полностью остеклена. Изменена конструкция шасси. Вместо затяжек и раскосов - подкосы от V-образных стоек, что было конструктивно проще. Бензобаки плоскодонные по верху фюзеляжа. Улучшена конструкция управления. Оперение у первой машины было по типу Г-1, вторая и третья машина имели более длинный фюзеляж и крыло, а оперение повторяло тип Г-3. Тандемная установка, несмотря на уменьшение массы машины, привела к потере тяги двигателей. Летные характеристики оказались плохими, и самолет использовался как учебный.
<...>

Показатель С-25 ИМ-Д-1 1916 г. С-25 ИМ-Д-2 1917 г. С-26 ИМ-Е-1 1916 г. С-26 ИМ-Е-2 1917 г. С-26 ИМ-Е-2 1918 г.
   Размеры, м:
   длина 15,50 17,0 18,20 18,80 18,50
   размах крыльев 24,9/17,6 29,7/21,0 31,35/24,0 34,5/26,6 30,4/24,4
   Площадь крыла, м2 132,0 148,0 200,0 220,0 190,0
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 4400 5200 7000 7460 6100
   пустого 3150 3800 4800 5000 4200
   Двигатели: «Санбим» «Санбим» «Рено» «Рено» «Рено»
   число х мощность, л. с. 4 х 150 4 х 150 4 х 220 4 х 220 4 х 220
   Скорость, км/ч 120 110 130 130 137
   Дальность полета, км 480 520 560 560 540
   Потолок практический, м 2000 2900 3000 3200 4000
   Экипаж, чел. 5 5-6 7-8 7-8 7-8
   Вооружение 8 пулеметов, 320 кг бомб 7 пулеметов 320 кг бомб 8 пулеметов 400 кг бомб • •

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-25 "Илья Муромец" серии Д-1 N 223 2-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей (1916г.)
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" Тип Д-1, Эскадра Воздушных Кораблей, 1917г.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
РБВЗ С-25-Д
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип Д, заводской №223 на аэродроме в городе Псков летом 1916 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип Д, заводской №223 на аэродроме в городе Псков летом 1916 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
"Илья Муромец" серии Д