М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
«Илья Муромец» серии Е
Эта модификация явилась последней, практически осуществленной, и представляет собой наиболее совершенный вариант самолета «Илья Муромец». Самолеты серии Е оснащались четырьмя двигателями «Рено» мощностью по 225 л.с., имели все изменения носовой части фюзеляжа по типу серии Д со внесенными очередными улучшениями. Увеличился размах крыльев, их общая площадь составила 200 м2. Конструкция самолета в очередной раз подверглась усилению, вес пустого приблизился к 5000 кг, а полетный вес составил 7000-7500 кг. Стрелковое оборонительное вооружение возросло до 7-8 пулеметов, при этом один размещался в кормовой точке, а один в выпускаемой вниз установке («воронье гнездо») для обстрела задней, нижней полусферы.
Известно о существовании всего двух «ИМ» серии Е (заводские №265 и №266), которые поступили на фронт в 1916 г. В 1917 г. предполагалось построить еще 15 экземпляров серии Е, однако эти планы не были реализованы.
В начале 1917 г. в Эскадре воздушных кораблей насчитывалось до 30 экземпляров «Муромцев». В большинстве своем они использовались для учебных целей, на фронте отметились единичные аппараты. Кампания 1917 г. для «Муромцев» проходила на Румынском фронте (2-3 экземпляра) и на Юго-Западном фронте (3-4 экземпляра). За весь год воздушные корабли «ИМ» совершили около 70 вылетов на разведку и бомбометание, при этом сбросили на противника до 650 пудов бомб.
В период 1914-1917 гг., до момента выхода России из войны, РБВЗ сдал 65 «Муромцев», из которых 51 экземпляр поступил на фронт. 40 воздушных кораблей принимали участие в боевых действиях, совершили 300 вылетов и сбросили на противника около 3000 пудов бомб.
Летные и технические характеристики «ИМ» тип Е
Размах верхнего крыла (м) 31,35
Размах нижнего крыла (м) 24,0
Длина (м) 18,2
Площадь крыльев (м2) 200
Вес пустого (кг) 4800
Полетный вес (кг) 7000
Полетная скорость (км/ч) 130
Потолок (м) 3000
Дальность полета (км) 560
Суммарная мощность двигателей 900 л.с. (4 х «Рено» 225 л.с.)
Показать полностью
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Илья Муромец" серии Е. Конструктивно этот тип самолета сходен с машинами типа Д, но схема его обычная - с двигателями в ряд, а размеры значительно больше, чем во всех остальных типах "Муромцев". Четыре двигателя "Рено" в 220л. с. каждый установлены нормально в ряд, носовая часть кабины полностью остеклена. Самолетов серии Е было построено не менее восьми экземпляров в двух модификациях: Е-1 и Е-2, значительно между собой различавшихся. При этом название Е-1 возникло лишь тогда, когда появился тип Е-2, а до того было одно обозначение Е.
Первый самолет серии Е проходил испытания в Пскове, был признан вполне пригодным для боевых полетов, хотя и строгим на посадке, и был принят.
Из конструктивных особенностей самолетов серии Е следует отметить то, что управление элеронами было изменено с целью уменьшения усилий на штурвале, рычаги на элеронах были значительно удлинены и сделаны сварными из труб. Остальное управление и установка баков, как и в серии Д. Шасси такие же, как и в серии Д, но с проволочными затяжками под фюзеляжем. Колеса - тяжелого типа, 670 х 100 мм, двухободные, всего восемь штук в четырех парах.
В первом экземпляре самолета не было еще хвостовой стрелковой кабины, но в полу за коробкой крыльев была устроена опускающаяся вниз площадка (на тросах) для стрельбы назад ("воронье гнездо"), причем пулемет также опускался на специальной установке рядом с площадкой, на которой лежал стрелок. Бомбовые кассеты вертикальные. В машинах последующего выпуска бомбовые кассеты - только для сбрасывания бомб - горизонтальные.
Первый самолет серии Е отличался от последующих размерами и массой Масса планера Е-1 была 2825 кг, масса четырех двигателей "Рено" - 1662 кг, масса радиаторов - 138 кг, масса пустого - 4960 кг. Вооружение возросло до восьми пулеметов два "Виккерса" с 1200-1500 патронами, три "Люиса" с 940-1700 патронами и три "Мадсена" с 750-1000 патронами На первом самолете было только пять пулеметов, весивших вместе с запасом патронов 320 кг. Экипаж 7-8 человек
Из машин серии Е были приняты и совершали боевые полеты с весны 1917 г. два самолета (Нижнего и Алехновича), не считая первого, принятого в 1916 г.
Относительно самолетов серии Е-2 в архивных материалах имеются только некоторые упоминания. Это объясняется тем, что самолеты этой серии строились в 1917 г. на фронт уже не попали. Их было два или три экземпляра, и по крайней мере один из них проходил заводские испытания. Бензобаки в них стояли на центроплане, была хвостовая стрелковая установка и два руля направления без среднего киля, который был в серии Е-1. В боковых стенках задней стрелковой кабины были окна для обзора. Вооружение составляли семь пулеметов с 4000 патронов.
"Муромцы" серии Е-2 были крупнейшими по тем временам воздушными кораблями. По грузоподъемности не было самолетов им равных. Кроме того, они обладали весьма совершенной стрелковой защитой.
Полный перечень самолетов "Илья Муромец" составить очень трудно, поскольку большая часть архивных и других документов не сохранилась. Сколько-нибудь полных чертежей нет, имеются лишь единичные листы и схемы. Имеются данные, что всего было построено до 80 экземпляров этих самолетов.
Самолет ИME опытный ИМЕ-1 ИМЕ-2 ИМЕ
Год выпуска 1916 1916 1917 1918
Количество двигателей 4 4 4 4
Двигатель, марка
Мощность. л. с. 220 220 220 220
Длина самолета, м 17,1 18,2 18,8 18,5
Размах крыла (верхн.) (нижн.) 33,0 27,0 31,35 24,0 34,5 26,6 30,4 24,4
Площадь крыла, м2 190 200 220 190
Масса пустого, кг 4620 4800 5000 4200
Масса топлива+ масла, кг 540 + 160 920+130 920+130
Масса полной нагрузки, кг 2000 2200 2460 1900
Полетная масса, кг 6620 7000 7460 6100
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 32,6 35 34,2 32
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 7 8 8,5 6,9
Весовая отдача,% 32,2 29 33 31,2
Скорость максимальная у земли, км/ч 130 130 130 137
Скорость посадочная, км/ч 80 80 80 93
Время набора высоты 1000 м, мин 10,1 9 9,4 10
Время набора высоты 2000м, мин 25 25 26 25
Время набора высоты 3000м, мин 75 74 68 48
Потолок практический, м 3000 3000 3200 4000
Продолжительность полета, ч 4,8 4,4 4,4 4,0
Дальность полета, км 620 560 560 540
Разбег , м(с) 350 400 450 350
Пробег, м(с) 300 300 300
Показать полностью
В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
МОДИФИКАЦИИ
<...>
«Илья Муромец» серии Е (ИМ-Е): последняя и самая крупная модификация бомбардировщика. Двигатели «Рено» по 220 л.с. Остекление кабины - по типу ДИМ. Вооружение - до 8 пулеметов: 2 «Виккерса», 2 «Льюиса» и 3 «Мадсена». Экипаж - 7-8 человек. В 1917 году успели построить и отправить на фронт только 3 экземпляра ИМ-Е. Еще несколько было собрано в 1918 году из дореволюционного задела.
К вышесказанному надо добавить, что экипажи «Муромцев» далеко не всегда летали с полным комплектом пулеметов. Нередко вместо «стволов» и патронов брали дополнительный запас бомб.
Показать полностью
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-22 - С-26 «Илья Муромец», 1914 г.
Модификации
<...>
ИМ-Е-1 - развитие серий Г и Д. Кабина имела остекление, как у ИМ- Д. Изменено управление элеронами для снижения нагрузки на штурвал. Шасси по типу Г-4. За коробкой крыла - опускная площадка для стрельбы. Вооружение - до 8 пулеметов: два 7,71-мм «Виккерс» (по 1500 патронов), три 7,69-мм «Льюис» (940-1700 патронов) и три 7,62-мм «Мадсен» (750-1000 патронов на ствол). Двигатели - четыре «Рено» по 220 л. с.
ИМ-Е-2 - самый совершенный вариант самолета. Развитие серии Е-1. Была увеличена площадь вертикальных рулей поворота. Небольшой киль упразднен. В задней стенке делались окна для улучшения обзора стрелку хвостовой установки. По грузоподъемности и огневой защите не было равных ему машин ни у одной из воюющих держав.
Показатель С-25 ИМ-Д-1 1916 г. С-25 ИМ-Д-2 1917 г. С-26 ИМ-Е-1 1916 г. С-26 ИМ-Е-2 1917 г. С-26 ИМ-Е-2 1918 г.
Размеры, м:
длина 15,50 17,0 18,20 18,80 18,50
размах крыльев 24,9/17,6 29,7/21,0 31,35/24,0 34,5/26,6 30,4/24,4
Площадь крыла, м2 132,0 148,0 200,0 220,0 190,0
Вес, кг:
максимальный взлетный 4400 5200 7000 7460 6100
пустого 3150 3800 4800 5000 4200
Двигатели: «Санбим» «Санбим» «Рено» «Рено» «Рено»
число х мощность, л. с. 4 х 150 4 х 150 4 х 220 4 х 220 4 х 220
Скорость, км/ч 120 110 130 130 137
Дальность полета, км 480 520 560 560 540
Потолок практический, м 2000 2900 3000 3200 4000
Экипаж, чел. 5 5-6 7-8 7-8 7-8
Вооружение 8 пулеметов, 320 кг бомб 7 пулеметов 320 кг бомб 8 пулеметов 400 кг бомб • •
Показать полностью
H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
After a small production batch of ‘I.M.’ Type D machines, which were a lightweight version of Type G powered by four R.B.V.Z.-6 engines, the ‘I.M.’ Type Ye emerged in August, 1916. This was the most powerful of all the series, having four R.B.V.Z.-built 225 h.p. Renault engines and able to carry a useful load of 5,510 lb. to 10,000 ft. in 44 minutes, the maximum bomb-load being 1,764 lb. Defensive armament consisted of seven Lewis guns, self-sealing tanks were fitted, and the pilot and co-pilot provided with armour plate below and behind their positions. The Type Ye2 was truly a ‘Flying Fortress’ with defensive armament of eight Lewis guns and a 50 mm. quick-firing cannon, the gunner’s positions featuring armour plate protection. Due to the extra weight, the bomb-load was reduced in the Ye2, the armour alone weighing some 600 lb. Both Type D and Ye machines incorporated an internal bomb-bay, which much reduced the drag experienced in earlier models equipped with external bomb racks beneath wings and fuselage.
In late 1915 the ‘Ilya Muromets’ Squadron received the first supplies of the specially-designed Oranovski bombs, these being missiles of good aerodynamic shape and fitted with fins, their sizes ranging from 70 lb. to 882 lb. Two ‘Flying Ship Squadron’ officers, Captains Zhuravchenko and Ivanov, had designed an improved bombsight at about the same time, the result being a marked increase in the percentage of direct hits scored by the giant bombers. The U.S. Military Attache in Russia reported to his Government (Report No. 987, December 15th, 1915) that an ‘ I.M.’ had dropped a bomb weighing no less than 1,425 lb.!
During all their raids, the ‘I.M.s’ carried cameras and two reconnaissance officers, their photographs of target damage and of enemy areas being developed after landing and despatched to Army Headquarters. Some 7,000 photographs were taken in this fashion during the war.
Показать полностью
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
Igor Ivanovich Sikorsky
Sikorsky Il'ya Muromets (S-27 "E" Series)
The "E" prototype was completed at the end of 1916, and powered by four 220hp Renault engines. With a wing span of 102 feet and a gross weight at take-off of 15,5000 pounds, the S-27 was the biggest and heaviest version of the Il'ya Muromets series.
The prototype E did not have a tail-gun; however, at a midships position, it had a retractable, aft-facing belly-gun position. The nose had additional glass panels added for better visibility. With a crew of eight and armed with five machine guns, the S-27 prototype was sent to the front in early 1917.
Between February and March 1917, the prototype "E" was joined by two production "E" models, identified as aircraft "E-1" and "E-2." This machine had some changes that included a tail gunner's position, armament increased to eight machine guns, and a crew of eight; two pilots, one mechanic, and five gunners.
At least five more "E" versions built during 1917 were tested and stored at the R-BVZ's facilities at Komandantsky Aircraft. Later, these "E" machines would become part of the Soviet Air Force.
Показать полностью
J.Davilla, A.Soltan French Aircraft of the First World War (Flying Machines)
Sikorsky Bomber
Igor Sikorsky arrived in France in 1917 alter the Russian Revolution had begun. Supplied with a letter of introduction from the chief of the French military mission to Russia, Sikorsky met with the representatives of STAe. He was asked to use his talent for producing large aircraft (such as the Ilya Muromets) to design one capable of carrying a 1,000-kg bomb load (BN class). It has been reported that Sikorsky examined parts of German bombers that had been shot down over Paris, searching for any technical advances over his earlier designs.
The final design was to have been powered by two 400-hp Liberty engines, although another source states that four 300-hp Hispano-Suizas were planned. Probably due to the unavailability of these engines, Sikorsky was ordered to use four 180-hp Hispano-Suizas.
Five aircraft were ordered but the Armistice ended the urgent need for a night bomber. The project was terminated before a single aircraft could be completed, and Sikorsky left for the United States a few months later.
Model: S-23V (#167) S-24G-1 S-25G-2 S-25G-3 S-26D-1 S-26D-2 S-27E
Year: 1915 1916 1916 1916 1916 1916 1917
Engine(s) type: 150hp R-BVZ x4 160hp Sunbeam x4 160hp Beardmore x4 220hp Renault x2 150hp R-BVZ x2 150hp Sunbeam x4 150hp Sunbeam x4 220hp Renault x4
Length, m: 27.5 17.1 17.1 17.1 15.5 17 18.8
WingSpan, m: top/bottom 29.8/21 30.87/22 30.87/22 30.87/22 24.9/17.6 29.7/29.7 34.5/26.6
Wing Area, m2: 125 148 159.6 159.6 132 148 220
Wt. empty, kg: 3500 3800 3800 3800 3150 3800 5000
Wt. fuel/ oil, kg: 600 650 686 656 690 540 920
Wt. load, kg: 1500 1560 1700 1500 1250 1400 2460
Wt. flying, kg: 5000 5400 5500 5300 4400 5200 7460
Wingload, kg/m2: 40 36.5 34.5 33.2 33.2 35.5 34.2
Powerload, kg/hp: 8.3 8.4 8.6 7.1 7.3 8.5 8.5
Speed, km/h: 120 135 137 120 120 110 130
Показать полностью