burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна: Россия

Год: 1917

М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)

Учебный самолет П-IV (П-IV бис)

   В период 1914-17 гг. Пороховщиков неоднократно предлагал Военному ведомству проект учебного самолета, в основном соответствующий схеме, применяемой в самолетах Фарман. Под обозначением П-IV такой самолет построили в феврале 1917 г. Особенностью П-IV являлась простота его сборки, разборки и регулировки, возможность отключения второго управления, а также установки различных ротативных двигателей мощностью 50, 60, 70 и 80 л.с. Гондола экипажа, с размещением ученика и инструктора друг за другом, вынесена вперед, двигатель с толкающим винтом.
   После прохождения испытаний в мае 1917 г. П-IV, благодаря удачному сочетанию высокой устойчивости и простоты управления, признавался хорошим учебным самолетом и рекомендовался к серийной постройке. Неустановленное количество таких аппаратов было изготовлено и использовалось для обучения летчиков.
   В 1919 г. Пороховщиков построил учебный самолет П-IV бис, отличающийся установкой двигателя «Рон» 80 л.с. с тянущим винтом и посадкой ученика и инструктора рядом друг с другом. Известно, что согласно докладной записке Главного управления объединенных авиазаводов от 27 сентября 1919 года на заводе «Моска» велось изготовление 55 экземпляров П-IV бис, (РГАЭ. Ф.2097, оп.7, д.29). Однако другой документ (Протокол Объединенного согласительного совещания по вопросам авиастроения от 29 октября 1919 г.) указывает о возможном изготовлении к 1 мая 1920 года лишь 20 самолетов П-IV бис (РГАЭ. Ф.2097, оп.З, д.120). Скорее всего, по причине недостатка материалов и это количество было затем уменьшено.
   В дальнейшем, используя ту же схему, конструктор построил аппараты П-IV 2 бис, П-VI, П-VI бис, которые выпускались в небольших количествах и использовались для обучения летчиков до середины 1920-х годов.

Основные данные и характеристики самолета П-IV бис
   Размах верхнего крыла (м) 10,2
   Размах нижнего крыла (м) 8,8
   Длина в линии полета (м) 7,3
   Площадь крыльев (м2) 33,1
   Вес пустого (кг) 398
   Полетный вес (кг) 660
   Скорость максимальная (км/ч) 112
   Время набора высоты 1000 м (мин) 9,5
   Практический потолок (м) 3000
   Продолжительность полета (час) 4,6

Показать полностью

Описание:

  • М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
  • В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
  • L.Andersson Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941 (Putnam)