Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Пороховщиков А.А. Би-Кок / Пороховщиков-2

Страна: Россия

Год: 1914

Пороховщиков А.А. - Пороховщиков-1 - 1911 - Россия<– –>Пороховщиков А.А. - П-IV / П-VI - 1917 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Би-Кок» (Пороховщиков №2, «Двухвостка»)

   Этот оригинальный самолет, известный как «Би-Кок», может рассматриваться как один из первых в мировой практике, выполненных по двухбалочной схеме. Используя распространенную компоновку аппаратов с толкающим винтом, конструктор заменил многочисленные конструкции из труб и расчалок легкими коробчатыми балками, обтянутыми полотном. По схеме «Би-Кок» представлял собой ярко выраженный полутораплан с двухместной кабиной и двойным управлением, был оборудован двигателем «Гном» 50 л.с. Хвостовые балки заканчивались цельноповоротными рулями направления, в верхней части соединялись неподвижным стабилизатором, в нижней части - цельноповоротным рулем высоты.
   Самолет предназначался для военного использования, поэтому предполагалась установка бронирования и вооружения. Кроме того, конструкция легко разбиралась в течение 5 минут, в разобранном виде «Би-Кок» помещался в транспортный контейнер размерами 3,7 х 1,8 х 1,7 м. Между тем основной причиной появления «разборного» самолета стало его строительство на личной квартире конструктора, размещенной на 6-м этаже жилого дома.
   «Би-Кок» успешно прошел испытания в период с 15 августа по 5 сентября 1914 г. С полной нагрузкой 256 кг, равной весу пустого самолета, летчику М.Л. Григорашвили удалось достичь максимальной скорости около 100 км/ч. Для самолета с двигателем 50 л.с. такие данные считались весьма высокими. До конца года велись переговоры с Военным ведомством об изготовлении небольшой серии «Би-Кок» на заводе Ф.Ф. Терещенко. Однако Пороховщиков желал строить свой самолет лично, в количестве, достаточном для вооружения одного авиаотряда, о чем уведомил в своем письме от 8 января 1915 г. Дальнейшие переговоры зашли в тупик и постройка военных «Двухвосток» Пороховщикова не состоялась.
   В 1915 г. построили второй экземпляр «Би-Кок» с оригинальным гусеничным шасси, которое можно было устанавливать вместо колес. Гусеничное шасси представляло собой брезентовую ленту, двигающуюся на деревянных барабанах. Проведенные испытания подтвердили работоспособность оригинального устройства, однако дальнейшего развития изобретения не произошло.

Основные данные и характеристики самолета «Би-Кок»
   Размах верхнего крыла (м) 10,5
   Длина в линии полета (м) 7,5
   Площадь крыльев (м2) 20,5
   Вес пустого (кг) 260
   Полетный вес (кг) 516
   Скорость у земли (км/ч) 99
   Время набора высоты 1000 м (мин) 5


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Би-Кок" (№2, "Двухвостка"). Построенный по весьма оригинальной схеме этот самолет может рассматриваться как прототип всех последующих самолетов двухбалочной схемы. В нем обычная для того времени расчалочная хвостовая ферма была заменена двумя расчалочными балками, обтянутыми полотном. Назначение - двухместный разведчик. Двигатель - "Гном" в 50 л. с. с толкающим винтом. Схема - полутораплан, верхнее крыло несло элероны и имело подкосные консоли большого размаха. Гондола была расположена вплотную под верхним крылом и замыкалась сзади силовой установкой. Управление - двойное. Самолет легко разбирался на основные части двумя лицами за 5 мин и мог быть уложен в ящик размерами 3,7х1,8х1,7 м. Из конструктивных особенностей следует отметить армирование полок лонжеронов стальными полосами, прикрепленными к их верхней и нижней полкам, а также применение специального неразмокающего клея, изобретенного А. А. Пороховщиковым.

   Самолет был построен конструктором лично на его квартире на шестом этаже. Первые испытания производились на Комендантском аэродроме 15 августа - 5 сентября 1914 г. Летал М. Л. Григорашвили, инженер путей сообщения, автор воздушных винтов. Самолет показал хорошие качества: скорость 99 км/ч, полная нагрузка при этом составляла 256 кг., т. е. была равна массе пустого. Для самолета с двигателем в 50 л. с. это были рекордные данные. Военное ведомство обратило внимание на этот самолет, ф. Ф. Терещенко было предложено принять заказ на постройку нескольких самолетов "Би-Кок". Были начаты переговоры с А. А. Пороховщиковым, но тот письмом от 8 января 1915 г. ответил, что хочет строить аппараты сам и при том в количестве не менее, как на целый авиационный отряд. Заказ оформлен не был, и этот оригинальный и интересный самолет развития не получил.

   В 1915 г. на втором экземпляре "Би-Кока" было гусеничное шасси - брезентовая лента на семи установленных в ряд деревянных барабанах - двух крайних диаметром 20 см и пяти малых промежуточных в общей раме. Эти гусеницы ставились взамен колес - возможно, впервые в мире - были испытаны, но применения не нашли.


Самолет|| ()
Год выпуска||1914
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
   Мощность||50
Длина самолета, м||7,5
Размах крыла, м||10,5
Площадь крыла, м2||20,5
Масса пустого, кг||260
Масса полной нагрузки, кг||256
Полетная масса, кг||516
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||25,2
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||10,3
Весовая отдача, %||50
Скорость максимальная у земли, км/ч||99
Время набора высоты 1000 м, мин||5


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


The ‘BiKok’ (Double-tail) aircraft, built in St. Petersburg by A. A. Porokhovshchikov, had an excellent performance due to its very low all-up weight of just over 1,100 lb. A two-seater, powered by a 50 h.p. Gnome engine, it had a novel feature with military applications in its capability of being folded for land transport. The rate of climb on its 50 h.p. was 600 ft./min. and level flight maximum speed 62 m.p.h. Unfortunately, the official inspecting officer only got as far as hearing the name ‘BiKok’ and without examination refused acceptance of the type...

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Самолет «Би-Кок», 1915 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Би-Кок" А. А. Пороховщикова
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
‘BiKok’ and crew, ready for flight.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Самолет «Би-Кок», 1915 г.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Porokhovshchikov’s 'BiKok'. The assembled aircraft, showing the simplicity of its design and construction, which proved to be too far advanced for officialdom of the period!
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Porokhovshchikov’s 'BiKok'. Dismantled and folded for land transport.
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/