Чечет Г.Г., Ушков М.К., Ребиков Н.В. ЧУР-1
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет ЧУР № 1 (Чечет-Ушков-Ребиков). Конструктором самолета был инженер Николай Васильевич Ребиков - известный тогда деятель русской авиации; М. К. Ушков - московский богач - финансировал постройку самолета, начатую по инициативе его изобретателя Григория Герасимовича Чечета. Постройка производилась в 1911 г. в частной мастерской в Петербурге. С 25 марта по 8 апреля 1912 г. самолет экспонировался в Москве на 2-й Воздухоплавательной выставке, потом испытывался на Комендантском аэродроме в Петербурге.
Схема самолета отражала в себе некоторые превратные представления, характерные для 1910-1911 гг.
Это был расчалочный моноплан, с добавочной поверхностью крылом, как бы обратный полутораплан с обычным фюзеляжем, тянущей силовой установкой и бипланным хвостовым оперением.
Двигатель - "Аргус" в 100 л. с. Основное крыло не имело элеронов и перекашивания, а на его концах были поставлены раздвоенные под углом 90° поверхности (против скольжения). Верхняя плоскость могла менять угол установки в полете и несла элероны, поставленные наискось в ее передней кромке и отклоняемые вверх на угол до 30°. В ходе испытаний элероны были сделаны и на нижнем крыле. Фюзеляж в передней части был четырехгранный ферменный, выполненный из стальных труб на автогенной сварке (впервые в России), в задней части - трехгранный деревянный расчалочный с алюминиевыми стаканчиками. Обтяжка фюзеляжа имелась по всей длине Стойки шасси - деревянные, равного сопротивления, т. е. сужавшиеся к концам. Над треугольным стабилизатором была добавочная поверхность, менявшая в полете угол установки для устранения усилия на ручке.
Полеты Н. В. Ребикова на этом самолете закончились аварией 5 июля 1912 г., после которой самолет не восстанавливался.
Самолет||ЧУР № 1
Год выпуска||1911
Двигатель, марка||
Мощность||100
Длина самолета, м||11
Размах крыла, м||12,0/14,0
Площадь крыла, м2||36,0
Масса пустого, кг||600
Масса топлива+ масла, кг||25
Масса полной нагрузки, кг||100
Полетная масса, кг||700
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||19,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,8
Весовая отдача, %||15
H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
A very interesting design at this time was the TchUR 1 monoplane by N. W. Rebikov, assisted by Chechet and Ushkov. Fitted with an 80 h.p. Argus engine and with a fuselage resembling the French Antoinette, it had a small aerofoil surface above the cockpit and another over the tail, both of these auxiliary lift surfaces having manually-operated variable incidence, with the idea of improving the initial rate of climb, and of shortening the landing run by using the surfaces as airbrakes. An additional device to provide extra lift took the form of flaps fitted at the wing tips. This machine, test-flown at Mezhdunarodni in 1912, must surely rank as one of the ancestors of modern S.T.O.L. (short take-off and landing) aircraft! This principle of variable lift and drag was later evident in two British aircraft. The Royal Aircraft Factory S.E.4 had movable portions of the wing trailing edges by which the pilot could increase lift, and the Sopwith 1 1/2 Strutter was fitted with hinged wing panels to increase drag during landing runs.