В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
КОДРОН R.4/G.6 / CAUDRON R.4/G.6
В июне 1915 года впервые оторвался от земли прототип нового французского бомбардировщика "Кодрон" R.4. Конструкция этой машины являлась громадным шагом вперед по сравнению с предыдущей моделью братьев Рене и Гастона Кодрон - "Кодроном" G.4.
На фоне распространенных в то время аппаратов с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом элегантный остроносый "Кодрон" смотрелся весьма прогрессивно. Но, несмотря на хорошую аэродинамику, летные данные машины не внушали оптимизма. По скорости и полезной нагрузке самолет практически не отличался от предшественника, а скороподъемность оказалась даже хуже.
Дело в том, что R.4 был явно перетяжелен и переразмерен для стоявших на нем 130-сильных моторов. А более мощных авиадвигателей у французов тогда еще не было.
В качестве бомбардировщика "Кодрон" R.4 себя не оправдал, но без бомб его летные данные были вполне приемлемы. Самолет решили использовать в роли фоторазведчика, тем более, что летчикам импонировала хорошая защищенность машины от атак истребителей. С января 1916-го новые "Кодроны" начали поступать в разведывательные эскадрильи французских ВВС.
Осенью 1915 года Гастон Кодрон решил исправить недостатки R.4, но в декабре талантливый конструктор погиб в авиакатастрофе. Работу продолжил его брат Рене.
В результате появился "Кодрон" G.6 - самолет весьма похожий на R.4 по конструкции и внешнему виду, но при этом значительно меньших размеров и массы. Из трехстоечного биплана машина превратилась в двухстоечный полутораплан. На ней стояли легкие ротативные моторы "Рон", обычно применявшиеся на истребителях. Экипаж сократился с трех человек до двух.
Первый полет прототипа состоялся в июне 1916-го. Летные характеристики облегченного "Кодрона" значительно повысились. Особенно резко возросла скороподъемность (впрочем, для бомбардировщика этот показатель не считался первостепенным).
Бомбовая нагрузка по-прежнему оставалась довольно низкой, зато, в отличие от практически беззащитных "Фарманов" и "Вуазенов", G.6 мог эффективно действовать днем.
Летом 1916-го G.6 был принят на вооружение и строился серийно. Но уже весной того же года французская промышленность освоила выпуск новых авиадвигателей мощностью свыше 200 л.с. С этого времени бомбардировщики, оснащенные более слабыми моторами, быстро перешли в разряд устаревших.
Всего было построено 249 "Кодронов" R.4 и 512 "Кодронов" G.6. В июле 1917 года во фронтовых эскадрильях насчитывалось еще более 300 машин данных типов.
ДВИГАТЕЛИ
На R.4 ставили 2 "Рено" по 130 л.с., а на G.6 - 2 "Рона" по 110, 120 или 130 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ
Одна (на большинстве G.6) или две (на R.4) пулеметные турели с "Льюисами", до 100 кг бомб.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
"Кодрон"R.4 "Кодрон" G.6
Размах, м 21,0 17,22
Длина, м 8,15 8,6
Высота, м 3,20
Площадь крыла, кв.м 42,0 39,0
Сухой вес, кг 932 940
Взлетный вес, кг 1650 1440
Скорость максимальная, км/ч 136 145
Дальность (продолжительность) полета, км (час, мин)
400(3,0) 275
Время набора высоты, мин/м 7,5/2000
Потолок, м 5900 4400
Экипаж, чел 2
Вооружение 2 пулемета
100 кг бомб
|
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
|
Caudron G-6 A3, эскадрилья C 56 ВВС Франции, 1917г.
|
|
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
|
Кодрон G.VI
|
|
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
|
The R4 Type Caudron, with Two 140 h.p. Hispano-Suiza Engines. Used for reconnaissance before R.II became available.
|
|
K.Delve - World War One in the Air /Crowood/
|
A robust and reliable bomber, the Caudron R4 was somewhat lacking in performance and was eventually replaced by the RXI.
|
|
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
|
"Кодроны" R.4 различных боевых частей французских ВВС.
|
|
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
|
|
|
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
|
|
|
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
|
Deployed as a successor day bomber to the Voisins in early 1917, the twin 120hp Le Rhone-powered Caudron G VI soon proved not up to penetrating deep into hostile airspace and was rapidly relegated to artillery observation, being replaced at the front by French-built Sopwith 1 1/2 Strutters. Top level speed of the G VI was 94mph at 6,560 feet, while its maximum bomb load was 506lb. The G VI's defensive armament comprised one or two .303-inch flexibly mounted Lewis guns.
|
|
Журнал - Flight за 1917 г.
|
The French Caudron "G6" twin-engine fuselage biplane.
|
|
W.Pieters - The Belgian Air Service in the First World War /Aeronaut/
|
On 20 April 1917 Paul Thomas flew his first mission with C74. Thomas is on the right; his French pilot, Jean Lousteau, is on the left. Their Caudron G.6 is named Renee.
|
|
W.Pieters - The Belgian Air Service in the First World War /Aeronaut/
|
Escadrille C74 used different types of Caudron two- & three- seaters.
|
|
W.Pieters - The Belgian Air Service in the First World War /Aeronaut/
|
MdL Marcel Bouchon & Lt Victor Biver, Esc C74, crashed on 16 October 1917.
|
|
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
|
"Кодрон" G.6
|