Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Федоров Е.С. самолет

Страна: Россия

Год: 1903

Фальц-Фейн А.А. - биплан - 1913 - Россия<– –>Фриде Г.А. - Морской Парасоль - 1916 - Россия


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Евгений Степанович Федоров (1851-1909 гг.) - военный инженер, один из известных русских деятелей в области воздухоплавания и авиации. Будучи одним из активных деятелен VII отдела Русского технического общества, он принимал участие во многих мероприятиях общества. В трудах Е. С. Федорова, опубликованных в "Записках И. Р. Т. О", рассматривались вопросы полета птиц, исследовалась работа, производимая птицей в полете, и многое другое. Он проводил аэродинамические исследования и, в частности, опыты с плоскостью, установленной на весах, смонтированных на тендере паровоза.

   В 1888 г. Е. С. Федоров составил "Примерный проект воздухоплавательной машины" - летательного аппарата по схеме микст. Основу аппарата составлял кольцеобразный баллон, подобный спасательному кругу, наполненный водородом. Внутри кольца - большой воздушный винт для подъема и спуска, по краям баллона - небольшие крылья и руль для управления, внизу помещались трехместная гондола с двигателем и посадочные приспособления. Аппарат не строился.

   В 1895 г. Е. С. Федоров выдвинул проект самолета-пятиплана, модель которого удачно летала на привязи, подобно воздушному змею. В 1896 г. в Петербурге он приступил к постройке такого самолета на свои средства.

   Схема самолета - пятиплан-тандем одноместный. Крылья (Е. С. Федоров их называл "перьями") - сильно вогнутого профиля с вертикальной фермой-лонжероном под передней кромкой, с обтяжкой только поверху - были установлены на равных расстояниях на наклонном деревянном брусе, поставленном под углом 30° к направлению полета, хорда их 0,8 м, размах около 6,5 м, общая площадь 26 м2. Поперечная управляемость и повороты должны были достигаться перекашиванием концов крыльев. Под главным брусом была "каретка" - незакрытая кабина с сиденьем. Самолет был оснащен двигателем "Бюше" в 10 л. с.

   Самолет строился очень долго (1897-1903 гг.), был закончен, но не испытывался.

   Из анализа проектов и конструкции самолета Е. С. Федорова видно, что конструктор не использовал схему А. Ф. Можайского, и в результате после технически передовой схемы появились схемы менее совершенные такие, как микст и пятиплан. В конце XIX века еще господствовали превратные представления из-за непонимания многих принципов полета, и Е. С. Федоров, видимо, тут не был исключением.

   Проекты А. Н. Лодыгина, В. Д. Спицына, П. Д. Кузьминского и других ясно говорят, что А. Ф. Можайский не был понят многими из его современников. Но тем выше его заслуги как подлинного основоположника самолетостроения.

Самолет Е. С. Федорова интересен как первый самолет, построенный и России после самолета А. Ф. Можайского.



Самолет||Пятиплан Федорова
Год выпуска||1901
Двигатель, марка||"Бюше"
   мощность, л. с.||10
Длина самолета, м||6
Размах крыла, м||6,5
Площадь крыла, м2||26
Масса топлива+ масла, кг||20
Масса полной нагрузки, кг||100

В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета Е.С. Федорова.