Фриде Г.А. Морской Парасоль
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Летающая лодка Фриде
Морской летчик Георгий Анатольевич Фриде являлся испытателем многих морских самолетов. Известен тем, что первым пролетел на летающей лодке М-5 под Троицким мостом в Петрограде. В частности, именно он проводил испытания летающей лодки Виллиша ВМ-1, снабженной специальными устройствами в виде небольших подводных крыльев, так называемых «ножей». Возможно, Фриде первым предложил подобное устройство в разработанном им в 1916 г. самолете, представляющем собой летающую лодку с крыльями и хвостовым оперением от самолета «Моран-Парасоль» (Morane L). Корпус лодки с большой килеватостью, с одним реданом, в передней части оборудован указанными «ножами» (судя по фотографиям их правильнее назвать «гребенкой»). Двигатель в обтекателе крепился на центральном узле, к которому крепились и крылья.
Самолет построили на заводе В.А. Лебедева в 1916 г. при деятельном участии В.И.Ярковского. Испытания, проведенные лично изобретателем и летчиком Грузиновым показали, что эффект от «ножей» оказался велик - благодаря их наличию лодка выходила из воды не успев набрать скорость. При их устранении самолет не выходил на редан и не отрывался от воды.
Практически в одно время с работой над морским «Парасолем» Фриде разрабатывал проект крупного морского самолета, с расчетным полетным весом 6 тонн, с тремя двигателями «Ролле Ройс» 300 л.с. Самолет не строился.
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Морской "Парасоль" Фриде. Это была своеобразная переделка в гидросамолет "Морана-Парасоля", от которого были взяты крыло, оперение, двигатель "Гном" в 80 л. с.; корпус, был выполнен в форме лодки с большой килеватостью. Кроме того, были подводные крылья "ножи" около нижних скул и за реданом - всего три установки по три "ножа" в каждой.
Самолет строился в 1915-1916 гг. на заводе Лебедева. Летом Г. А, Фриде и А. Е. Грузинов испытывали его. Эффект от "ножей" оказался слишком велик - они выгоняли лодку из воды раньше, чем крылья начинали нести и самолет становился управляемым. Как тогда говорили, "ножи зарезали" и отрываться с ними летчики не рисковали. Вскоре "ножи" были сняты, однако без них лодка не смогла оторваться - хвостовое оперение мешало взлету, а лодка глубоко сидела в воде.