Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Фриде Г.А. Морской Парасоль

Страна: Россия

Год: 1916

Федоров Е.С. - самолет - 1903 - Россия<– –>Хиони В.Н - Конек-Горбунок - 1923 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Летающая лодка Фриде

  Морской летчик Георгий Анатольевич Фриде являлся испытателем многих морских самолетов. Известен тем, что первым пролетел на летающей лодке М-5 под Троицким мостом в Петрограде. В частности, именно он проводил испытания летающей лодки Виллиша BM-1, снабженной специальными устройствами в виде небольших подводных крыльев, так называемых "ножей". Возможно, Фриде первым предложил подобное устройство в разработанном им в 1916 г. самолете, представляющем собой летающую лодку с крыльями и хвостовым оперением от самолета "Моран-Парасоль" (Morane L). Корпус лодки с большой килеватостью, с одним реданом, в передней части оборудован указанными "ножами" (судя по фотографиям их правильнее назвать "гребенками"). Двигатель в обтекателе крепился на центральном узле, к которому крепились и крылья.
  Самолет построили на заводе В.А. Лебедева в 1916 г. Испытания, проведенные лично изобретателем и летчиком Грузиновым, показали, что эффект от "ножей" оказался велик - благодаря их наличию лодка выходила из воды не успев набрать скорость. При их устранении самолет не выходил на редан и не отрывался от воды.
  Практически в одно время с работой над морским "Парасолем" Фриде разрабатывал проект крупного морского самолета, с расчетным полетным весом 6 тонн, с тремя двигателями "Ролле Ройс" 300 л.с. Самолет не строился.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Морской "Парасоль" Фриде. Это была своеобразная переделка в гидросамолет "Морана-Парасоля", от которого были взяты крыло, оперение, двигатель "Гном" в 80 л. с.; корпус, был выполнен в форме лодки с большой килеватостью. Кроме того, были подводные крылья "ножи" около нижних скул и за реданом - всего три установки по три "ножа" в каждой.

Самолет строился в 1915-1916 гг. на заводе Лебедева. Летом Г. А, Фриде и А. Е. Грузинов испытывали его. Эффект от "ножей" оказался слишком велик - они выгоняли лодку из воды раньше, чем крылья начинали нести и самолет становился управляемым. Как тогда говорили, "ножи зарезали" и отрываться с ними летчики не рисковали. Вскоре "ножи" были сняты, однако без них лодка не смогла оторваться - хвостовое оперение мешало взлету, а лодка глубоко сидела в воде.

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Сборка морского самолета "Парасоль" лейтенанта Г. А. Фриде