Книги

 
М.Маслов
Русские самолеты 1914-1917
126

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917

Первый опытный самолет МБ (Моска-Быстрицкий) с двигателем <Гном> 50 л.с. на аэродроме. В кабине Ш. Жильбер и Ф. Моска, у самолета капитан Быстрицкии. За воздушный винт держится неизвестный в шляпе
Первый опытный МБбис летом 1916 г.
Моска МБ в одном строю с самолетами <Моран> на московском аэродроме. У фюзеляжа стоит инструктор-<моранист> А.И. Жуков (впоследствии один из известных советских летчиков-испытателей).
Двухместный самолет МБ (Моска-Быстрицкий)
Одноместный истребитель МБбис
С-16, заводской №155 с одним пилотом
С-16з, собранный в Сарапуле для "красного" Дивизиона воздушных кораблей
Сборка первого С-16з второй серии, заводской № 246 в помещении РБВЗ летом 1916 г.
Участники рекордного полета, состоявшегося 12 февраля 1914 г., все 16 человек (вместе с собачкой), которые поднялись в воздух на <ИМ> № 107. И.И. Сикорский в меховом пальто и летном шлеме стоит почти напротив дверного проема. В центральной части прекрасно обозреваются остатки крепления демонтированного центрального крыла
Первый опытный экземпляр <Илья Муромец>
Собранные "Анаде" на фоне индустриального пейзажа. Малое вертикальное оперение свидетельствует о принадлежности аппаратов к ранней серии. На руле поворота заметна эмблема завода Анатра.
Анатра "Анаде" из состава 3-го корпусного авиаотряда
Вооруженный пулеметом <Максим>, <Анаде> с номером <5> в центре опознавательной хвостовой кокарды захвачен австрийцами в конце 1916 г.
Компоновочная схема самолета Анатра "Анаде", вооруженного оборонительным пулеметом "Кольт"
"Анасаль" с лобовым радиатором перед верхним крылом и выхлопным коллектором двигателя, отводящим отработанные газы под фюзеляж
Внутренний двор одесского завода Анатра в 1917 г. На переднем плане летающая лодка М-5, на заднем плане самолеты "Анасаль", подготовленные к окончательной сборке
Второй опытный <Лебедь-XII> № 457 в ходе испытаний в июне 1916 г.
<Лебедь-XII> (серийный № 442 или 449) на Комендантском аэродроме, 1916г.
<Лебедь-XII> на лыжах с измененным капотированием двигателя и выхлопным патрубком, вынесенным за верхнее крыло
<Лебедь-XIIбис> с двигателем <Испано-Сюиза> 140 л.с.
Компоновочная схема "Лебедь-XII"
Схемы самолета "Лебедь-XII"
Модифицированный биплан Вуазен <В.И> подпоручика Иванова
М-5 с флотским кодовым номером <37> из состава 1 -го корабельного авиаотряда. Черное море, 1916г.
М-5 с бортовым номером <7> из состава школы им. Троцкого. Петроград, Гутуевский остров, ноябрь 1918 г.
Внутренний двор одесского завода Анатра в 1917 г. На переднем плане летающая лодка М-5, на заднем плане самолеты "Анасаль", подготовленные к окончательной сборке
Балтийская лодка М-9 (ЩС-26) в сентябре 1916 г. базировалась на береговой станции Церель
Аппараты М-9 на борту гидрокрейсера (авиатранспорта) "Александр-I", Черноморский флот, 1916г.
М-11 на лыжном шасси. Подкрыльевые поплавки сняты
Летающая лодка М-17 с бортовым номером <18>, Ораниенбаум, 1918 г.
Летающие лодки М-11 и М-12
Самолет <Колпаков-1> на Комендантском аэродроме летом 1916 г. В кабине Л.Д. Колпаков-Мирошниченко
<Лебедь-XI>, A6-300 (<Альбатрос>, 6-й тип, заводской №300) летом 1916г. У самолета (слева направо): Марков Евгений Иннокентьевич, Л.П.Гончаров, Шкульник Леопольд Михайлович, сборочный мастер Берг
<Лебедь-XI> с двигателем <Мерседес> 100 л.с, 1916 г.
<Лебедь-XIV> (<Лебедь-Гранд>) в сборочном цехе. 1916 г.
Самолет П-IV бис, установленный на лыжи
The Porokhovshchikov P-lVbis trainer built in GAZ No.5 in Moscow in 1920. Note the ski arrangement.
Схема самолета Пороховщикова П-IV
Проба моторов на самолете, имеющем новое название - <Русский Витязь>. Все четыре двигателя <Аргус> установлены в ряд на нижнем крыле с тянущими воздушными винтами. В передней части фюзеляжа (на балконе) И.И. Сикорский демонстрирует носовой прожектор барону А.В. Каульбарсу
И.И.Сикорскии за штурвалом самолета С-9 <Гранд>, 1913 г.
С-12 бис на службе в Дивизионе воздушных кораблей в начале 1920-х годов
Депердюссен <Спорт> (Монокок №11) с двигателем <Гном-Моносупап> 100 л.с, 1916 г.
До 1914г. русские самолеты не имели установленных опознавательных знаков, однако порою на них наносились надписи для определения принадлежности. Представленный на снимке "Фарман-IV" несет на передней рулевой поверхности надпись "ВОЕННЫЙ"
Типичная картина проведения полетов первых авиаотрядов на русских аэродромах в период 1913-1914 гг.
Сборка фюзеляжа самолета <Святогор> в помещении завода В.А. Лебедева, начало 1916 г.
Испытание силовой установки. Фото наглядно демонстрирует исполинские размеры <Святогора>
<Святогор> в ноябре 1916 г. во время аварии шасси
<Святогор> после время аварии шасси в ноябре 1916 г.
"Анаклер" с подковообразным капотом "ньюпоровского" типа
Трехмоторный "Анатра ДЕ"
Анатра <Анадис>, подготовленный к перелету по маршруту Одесса - Салоники - Рим - Марсель - Париж. На крыльях самолета живописно изображены полуобнаженные дамы, на фюзеляже - двуглавый орел, несущий флаги государств Антанты
"Хиони" № 4 после прилета в Москву на Ходынском аэродроме
Сельскохозяйственный самолет <Конек-горбунок> конструкции Хиони в ходе подготовки к полету по борьбе с саранчой
Fifteen Khioni Konek-Gorbunoks were used by Dobrolet for crop-dusting. This example, DL- 24 (c/n 24), was photographed in 1928. It was earlier RR-DEP and later became CCCP-107.
<Моран Парасоль> Ольховского со снятой обшивкой
Двухместный вариант <Торпедо> после окончательной сборки. В передней кабине В.М. Ольховский. Август 1916 г.
Одноместный вариант <Торпедо> в ходе испытаний на лыжах в феврале 1917г.
Модель биплана конструкции Ольховского
Триплан Безобразова осенью 1914 г. на территории Ходынского аэродрома в Москве
Летающая лодка М-1 на территории береговой военно-морской базы "станция Кильконд" в сентябре 1914 г.
Летающая лодка М-2 (М-4) с бортовым номером <29> весной 1915 г. в Севастополе. 12 апреля 1915 г. этот аппарат, спущенный с борта гидрокрейсера <Император Николай I>, атаковал в Черном море турецкую канонерскую лодку
Лодка М-15 с бортовым номером <42> в Баку в 1917 г. В передней части лодки место стрелка с цилиндрическими отбортовками
Летающая лодка М-10 в ходе скоростного руления по воде
Поплавковый гидросамолет М-16 № 1207/7 сфотографирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1917 г. В кабине пилот подпоручик А.В. Трофимов и унтер-офицер С.А. Волков
Летающая лодка М-20 в Ораниенбауме. Самолет сфотографирован в 1918 - 1919 гг.
Поплавковый гидросамолет ГАСН на Крестовском острове в Петербурге в 1920 г.
Поплавковый гидросамолет ГАСН
М-24, установленный на лыжи в зимнее время
В.А. Лебедев (в центре) в окружении двух французских офицеров у самолета <Лебедь-XVI>, конец 1916 г. На снимке крайний слева - Л.П. Гончаров, крайний справа - С.Б. Гуревич
Биплан <Лебедь-VII> с мотором <Гном> 80 л.с, 1915 г.
<Лебедь-Х> с мотором <Рон> 80л.с, 1916 г.
Опытный <Лебедь-XVII> летом 1917 г. на виде сверху, у крыла С.Б. Гуревич
Испытания ЛМ-1 в районе Крестовского острова. Аппарат оборудован двухлопастным воздушным винтом
<Илья Муромец> № 107, установленный на поплавки на базе в Либаве, май 1914 г.
<Илья Муромец> тип Б, заводской № 135, именовался еще как 1-й боевой корабль и являлся одним из первых, оправленных на фронт. Снимок сделан 25 ноября 1914 г. по прилете штабс-капитана Е.В.Руднева во Львов. Интерес представляет пулемет <Максим>, размещенный на верхней площадке и прямоугольный <триколор>, наглядно демонстрирующий чередование цветов на российском флаге сверху вниз. Для их запоминания в русской армии пользовались словом <бесик> - БЕлый, СИний, Красный
<ИМ> тип В, предположительно заводской № 150, на якорной стоянке в Старой Яблонне летом 1915 г.
<ИМ> № 167 в июле 1916 г. при отправке в тыл. На борту надпись, свидетельствующая о боевых успехах: <Воздушный корабль Илья Муромец 2-й. Налетал около 10 000 верст, сброшено 300 бомб, общим весом до 400 пудов>
<ИМ> тип Г-3, из дивизиона воздушных кораблей, Сарапул, 1920 г.
Посадка <ИМ> с красными звездами
Посадка <ИМ> с красными звездами
Пилотская кабина <ИМ> тип Г-3. Липецк, 1919 г.
Авария <ИМ> тип Г, заводской № 190, на Западном фронте 16 июля 1916 г.
<ИМ> тип Д, заводской № 223 на аэродроме в городе Псков летом 1916 г.
<ИМ> тип Д, заводской № 223 на аэродроме в городе Псков летом 1916 г.
<ИМ> серии Е отличался большим прозрачным фонарем в передней части фюзеляжа при высоте кабины 2,5 м.
Двухместный разведчик С-17 с двигателем <Санбим> входе постройки
<Двухвостка> С-19 в процессе испытаний
<Двухвостка> С-19 в процессе испытаний
"Меллер II" (Меллер № 2), 1913 г.
Схема самолета <Дукс двухмоторный> с некоторой условностью позволяет представить общий вид самолета
Проект трехмоторного самолета Савельева и Залевского. 19 сентября 1915 г.
Моноплан <Терещенко № 5> на фронте. Зима 1914/15 г.
Биплан с переменным углом установки крыльев <Терещенко № 7>. 1917 г.
A Gnome Monosoupape engine powered the Tereshchenko No 7 prototype.
Самолет <Орел>. Севастополь, 1915 г.
Летающая лодка Энгельса на летной станции школы морских летчиков в Баку. 1916 г.
Летающая лодка <Энгельс-III>, 2-й экземпляр. Август 1917 г.
Летающая лодка BM-1 во дворе мастерской Ф.В. Эбергарда. Двигатель не установлен. 1915 г.
Летающая лодка BM-2 на территории школы морских летчиков в Баку. 1917 г.
Установка двигателя <Гном-Моносупап> 100 л.с. на BM-2
Летающая лодка ВМ-5 в Петрограде. 1917 г.
Испытания ВМ-5 на лыжах в марте 1919 г.
<Касяненко № 5> в процессе проведения летных испытаний. Лето 1917 г.
Демонстрация легкой конструкции самолета <Касяненко № 6>