Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Анатра / Хиони В.Н Анадва / Хиони-4

Страна: Россия

Год: 1916

Анатра - Вуазен Иванова - 1916 - Россия<– –>Антонов К.А. - Геликоплан - 1910 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


<Анадва> тип ВХ (<Двухвостка Хиони>, <Двухвостка>, <Анатра-Хиони> № 4).

  Одесский гражданин греческого происхождения Василий Николаевич Хиони является одним из первых российских летчиков и конструкторов самолетов. Летному делу учился во Франции, там же непродолжительное время работал на заводе <Антуаннет>. По возвращении в Россию становится инструктором Одесского аэроклуба, где ведет обучение полетам. В частности, Хиони учил летать знаменитого впоследствии русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева.
  Свой первый самолет, выполненный по схеме двухместного моноплана с двигателем <Гном> 100 л.с. В.Н. Хиони построил в 1912 г. Тогда же, совместно с В.П. Невдачиным, установил поплавковое шасси на <Фарман-IV>, который вполне успешно летал с воды. В дальнейшем участвовал в деятельности завода А. А. Анатра как конструктор и летчик-испытатель.
  В 1916 г. в соответствии с заданием Полевого Управления Воздушного флота Хиони предложил проект двухмоторного, двухфюзеляжного самолета на базе <Анаде>. Использовались элементы крыла и удлиненные фюзеляжи серийного <Анаде>. На крайних крыльевых стойках для повышения путевой устойчивости имелись дополнительные вертикальные поверхности. Летчик находился в левом фюзеляже, стрелок-наблюдатель в правом фюзеляже. Третий член экипажа - воздушный стрелок - размещался в специальной обтекаемой гондоле, устроенной в центре верхнего крыла.
  Самолет получил обозначение <Анадва> ВХ или <Двухвостка>, при его постройке впервые использовали корабельную технологию изготовления. Весь самолет в натуральном масштабе вычертили на фанерных листах, с которых снимались плазы и шаблоны при последующем изготовлении всех частей и деталей.
  Первый экземпляр, оснащенный двигателями <Гном-Моносупап> выпустили в июне
  1916 г. Испытания в воздухе провел лично В.Н. Хиони в начале июля 1916 г. При удовлетворительных характеристиках устойчивости и управляемости сказывалась недостаточная мощность двигателей, поэтому развитие типа продолжилось. К весне 1917 г. построили второй экземпляр, оснащенный двумя двигателями <Сальмсон> мощностью 150 л.с. Фюзеляжи на этой машине взяли от <Анасаль>, соответственно увеличили размах крыльев, изменили конструкцию шасси. Коробчатые радиаторы охлаждения двигателей размещались по бортам фюзеляжей, с внутренней их стороны. Количество экипажа возросло до 5 человек с размещением одного из них в верхней, обтекаемой гондоле.
  После испытаний, проведенных в мае
  1917 г. летчиком Д.М. Зубковым, признавалось, что <Двухвостка> может использоваться в качестве легкого бомбардировщика. В связи с недостатком самолетов <Илья Муромец> самолет Хиони предполагался для снабжения Эскадры воздушных кораблей (ЭВК). 3 ноября 1917 г. последовал заказ на 50 экземпляров, который по причине осложнившейся политической обстановки не был реализован.
  Одновременно с сухопутным назначением, В.Н.Хиони надеялся использовать свой двухфюзеляжный самолет в морском варианте. Для этого в середине 1917 г. <Двухвостку> оборудовали поплавковым шасси и испытали на Черном море в районе Одессы. 11 августа 1917 г. самолет, управляемый конструктором, потерпел аварию при посадке на воду, при этом пассажир, находящийся в верхней кабине, выпал из нее и утонул. Несмотря на значительный интерес к <Двухвостке> в морском варианте, дальнейшего продолжения эти опыты не имели.
  В 1920 г. В.Н. Хиони возобновил свою деятельность в самолетостроении. У него имелся вполне проработанный проект большого, четырехмоторного самолета с суммарной мощностью силовой установки 1000 л.с. В варианте бомбардировщика нагрузка составляла 1000кг бомб, в гражданском варианте самолет рассчитывался для перевозки 18 пассажиров.
  Летом 1921 г. одесский авиазавод, под обозначением Государственные авиамастерские № 7 (ГАМ № 7), включили в число действующих авиапредприятий Советской республики, а В.Н. Хиони назначили главным конструктором. К этому моменту Хиони восстановил свой двухфюзеляжный самолет под обозначением <Хиони> № 4. Машина подверглась дополнительным улучшениям: установили двигатели <Сальмсон> 160 л.с, радиаторы водяного охлаждения разместили в плоскости верхнего крыла, для увеличения дальности полета в пространстве между фюзеляжами над центропланом нижнего крыла оборудовали топливный бак обтекаемой формы на 410 кг бензина. Самолет окрасили в зеленый защитный цвет, на его вертикальном оперении нарисовали орлов с распростертыми крыльями, а на дополнительных вертикальных крыльевых поверхностях и носовой части верхней гондолы в зубчатом круге нанесли стилизованную надпись - <В. Хиони>.
  С восстановлением двухфюзеляжного самолета и последующими его испытаниями связывались определенные надежды на получение последующих заказов. Для демонстрации машины конструктор лично перелетел на ней во второй половине лета 1921 г. в Москву, на Центральный аэродром. Здесь, в начале 1922 г. <Хиони> № 4 был сильно поврежден севшим на него учебным самолетом <Ньюпор>. После ремонта, в конце 1922 г. и начале
  1923 г. на № 4 осуществили несколько десятков успешных полетов. Летали П. Столяров и К.К. Арцеулов с пассажиром Е.Ф. Бурче. По отзывам Арцеулова <Хиони> № 4 был послушен в управлении, имел короткий разбег и хорошую скороподъемность.
  В 1923 г. самолет передали в летную школу в г. Серпухове, где он эксплуатировался в качестве учебного аппарата. Дальнейшего продолжения не имел.


Летные и технические характеристики||<Хиони> № 4.
Размах верхнего крыла (м)||19,10
Длина в линии полета (м)||8,630
Высота (м)||3,74
Площадь крыльев (м2)||62,0
Вес пустого (кг)||1300
Полезная нагрузка (кг)*||80 (по др. данным 60 пудов)
Скорость у земли (км/час)||140 - 150
Время набора высоты 500 м||3 мин. 15 сек.
Время набора высоты 4400 м||1 час 30 мин.
  ||*В полезную нагрузку входили 4 пулемета, 10 пудов бомб или 7 пассажиров.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Анадва" , тип ВХ ("Двухвостка" Хиони, "Двухвостка" , "Анатра-Хиони" № 4). Это был двухфюзеляжный трехстоечный биплан большого размаха, составленный из фюзеляжей самолетов "Анаде" Крылья - новые, но с использованием нервюр "Анаде" Хвостовое оперение - применительно к двухфюзеляжной схеме. Элероны только на верхнем крыле.

   Летчик помещался в левом фюзеляже, наблюдатель - в правом. На верхнем крыле была сделана выступающая вперед неглубокая гондола для стрелка. На крайних передних стойках коробки крыльев были сделаны поворотные поверхности шириной 0,5 м для компенсации заворачивающего момента при остановке одного двигателя (не оправдавшие себя). Экипаж первоначально состоял из трех человек, потом из шести.

   Самолет был построен по проекту В. Н. Хиони в двух экземплярах. При его постройке впервые был применен А. К. Михалькевичем своеобразный плазово-шаблонный метод производства. На фанерных плазах был расчерчен в натуру весь самолет - его теоретические контуры, сечения, узлы, проводка управления и пр. С плазов брались кривые линии сечений посредством фанерных шаблонов, по ним определялись расстояния, углы и т. п. Самолет был выпущен 30 июня 1916 г. первоначально с двумя двигателями "Гном-Моносупап" в 100 л. с., с которыми и испытывался (акт от 9 июля 1916 г.). Потом были взяты фюзеляжи от "Анасаля", переделана коробка крыльев и увеличен их размах. Двигатели "Сальмсон" мощностью 140 л. с. Первые испытания производил сам В. Н. Хиони, после него летали военные летчики. Во втором варианте самолет был испытан 5 мая 1917 г. Общая оценка сводилась к тому, что самолет не имел преимуществ перед одномоторным. Однако считалось, что в качестве легкого бомбардировщика самолет может быть использован, и в 1917 г. эскадра воздушных кораблей, испытывавшая трудности со снабжением ее "Муромцами", сделала заказ на 50 экземпляров этих "Двухвосток". В журнале технического комитета Управления воздушного флота от 18 июля было дано заключение об этом самолете. 3 ноября 1917 г. заказ Эскадры был оформлен. Однако выполнен он не был.

Самолет был установлен В. Н. Хиони на поплавки летом 1917 г. Поплавки - по типу "Альбатрос". В одном из испытательных полетов в Одессе 11 августа Хиони разбил самолет при неудачной посадке на зеркальную поверхность спокойного моря. При этом из верхней гондолы его выпал и утонул сидевший там пассажир.

После окончания гражданской войны В. Н. Хиони в 1921 г. восстановил свой самолет В. X. № 4 и поставил на него двигатели "Сальмсон" в 160 л. с. Радиаторы были вделаны в верхнее крыло, под гондолой между крыльями был подвешен дополнительный бензобак на 410 кг бензина. На этом самолете В. Н. Хиони совершил перелет из Одессы в Москву и ряд полетов на Центральном аэродроме. В начале 1922 г. самолет был сильно поврежден севшим на него самолетом "Ньюпор", пилотировавшимся учлетом, потом был отремонтирован. В конце 1922 - начале 1923 гг. на нем было совершено несколько десятков удачных полетов (летчики К. К. Арцеулов и П. Столяров). Полеты производились с колесным и лыжным шасси на Центральном аэродроме в Москве. В 1923 г. самолет был передан в Школу стрельбы и бомбометания в Серпухове.



Самолет||<Анадва>, тип ВХ/<Анадва- Сальмсон>/<Хиони № 4>
Год выпуска||1916/1917/1921
Количество двигателей||2/2 /2
Двигатель, марка||<Гном-Моносупап>/<Сальмсон>/<Сальмсон>
   Мощность||100 /140/160
Длина самолета, м||7,7/8,1/8,1
Размах крыла, м||19,0/19,1/19,1
Площадь крыла, м2||62,0/62,0/62
Масса пустого, кг||?/1280/1300
Масса топлива+ масла, кг||160+45/180+30/340+40
Масса полной нагрузки, кг||600/650/800
Полетная масса, кг||?/1930/2100
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||?/31,2/34,0
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||?/6,9/6,5
Весовая отдача, %||?/33/38
Скорость максимальная у земли, км/ч||?/140/140
Время набора высоты 1000 м, мин||?/7,6/7,7
Время набора высоты 2000 м, мин||?/?/19,0
Время набора высоты 3000 м, мин||?/34/34,5
Потолок практический, м||?/4000/4400
Продолжительность полета, ч||3,0/?/?
Разбег, м||?/60/?
Пробег, м||?/60/?


L.Andersson Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941 (Putnam)


Khioni No. 4 (Anatra VKh Anadva)

  The twin-fuselage VKh light bomber was built by the Anatra firm at Odessa during the First World War. It was designed by V N Khioni and actually consisted of two Anatra Anade fuselages fitted to new wings and a new tail unit. Anatra Anasal fuselages were used later. The crew consisted of a pilot and a gunner in the left fuselage, an observer and another gunner in the right fuselage, and a third gunner in a small nacelle fitted to the upper wing. Two prototypes were completed in June 1916 and May 1917 respectively and a batch of fifty series aircraft was ordered on 3 November 1917, but none was completed due to the Revolution.
  After the Civil War the second prototype was rebuilt at Odessa as the Khioni No. 4 and flown to Moscow on 17 July 1922. It was tested there by K K Artseulov. It was now fitted with seats for seven passengers. On 21 July a Nieuport fighter from the Moscow aviation school crashed into the wings of the Khioni, which was severely damaged. The tests continued when the aircraft had been repaired and after some time with the 14th Otdel'nyi razvedivatel'nyi aviaotryad in Moscow in 1923 the aircraft was finally handed over to Strel'bom, the VVS bombing and gunnery school at Serpukhov.

  Two 160hp Salmson
  Span 19.1m; length 8.1m; height 3.74m; wing area 62m2
  Empty weight 1,300kg; loaded w eight 2,100kg
  Maximum speed 140km/h; climb to 1,000m in 7.7min; ceiling 4,400m

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
"Хиони" № 4 после прилета в Москву на Ходынском аэродроме
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Анадва" , тип ВХ, с двигателями "Сальмсон"
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета "Анадва", тип ВХ
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
"Хиони" N 4