Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Безобразов А.А. триплан

Страна: Россия

Год: 1914

Антонов К.А. - Геликоплан - 1910 - Россия<– –>Былинкин Ф.И. - моноплан - 1910 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Триплан А.А. Безобразова

  Этот оригинальный триплан, который объективно можно определить как экспериментальный аппарат, отличался отсутствием горизонтального оперения. Три узкие несущие плоскости по замыслу автора - Александра Александровича Безобразова - должны были при достаточном обзоре обеспечить высокую устойчивость и маневренность триплана на всем диапазоне полетных скоростей. Ширина каждого из трех крыльев на значительной части размаха составляла всего 500 мм, профиль сечения применялся почти треугольный, с острой передней кромкой.
  В первоначальном проекте Безобразов предусматривал размещение двигателя в центре веретенообразного, хорошо обтекаемого фюзеляжа, с использованием удлиненного вала к тянущему воздушному винту. Летчика предлагалось разместить в закрытой кабине с остеклением по бортам и сверху фюзеляжа, дополнительный обзор обеспечивался при помощи специального перископа. Разрешить столь оригинальные предложения на практике оказалось нереально, поэтому фюзеляж самолета Безобразова строился по обычной, распространенной методике, с размещением двигателя <Анзани> 60 л.с. (затем <Гном> 80 л.с.) в носовой части фюзеляжа.
  Триплан строился в 1914 г. на средства автора в арендованном помещении на окраине Ходынского поля в Москве при деятельнейшем участии и конструкторской поддержке Ф.Э. Моска. С началом войны, летом 1914 г. А.А. Безобразов, являвшийся прапорщиком русской армии отправился на фронт, поэтому аппарат достраивался уже без него.
  2 октября 1914 г. Ф.Э. Моска благополучно испытал триплан Безобразова. Военный приемщик, штабс-капитан Быстрицкий, присутствующий при испытаниях, докладывал Великому князю Александру Михайловичу: <Полет, сделанный в присутствии московского губернатора графа Муравьева, был произведен около недели назад в часы занятия школы (Московской школы авиации - М.М.), почему я и многие военные летчики наблюдали его.
  Полет был совершен с общей полезной нагрузкой около 85 кг, продолжался 10 мин., разбег при взлете около 60 - 70 м. Пробег при спуске - около 70 - 80 м. Высота полета не превосходила 100 м. Скорость около 100 км/час>.
  В декабре 1914 г. А.А. Безобразов после получения тяжелого ранения на фронте направился в тыл на излечение. Одновременно, он пытался добиться финансирования для продолжения опытов со своим аппаратом. В конце года, в штаб верховного командования из соответствующих инстанций доносилось: <Чрезвычайно желательно оказать Безобразову помощь для немедленной постройки нового аппарата, что займет к тому же незначительное время, и аппарат может поступить в армию уже к весне>.
  Новый образец, однако, не строился, автор продолжил совершенствование построенного аппарата, для чего перевез его на территорию Севастопольской авиашколы, ближе к более благоприятной летной погоде. До середины 1915 г. триплан Безобразова усовершенствовали и испытали, после чего его вновь вернули в Москву. Здесь, 6 августа 1915 г., при попытке взлета летчиком ИА. Орловым самолет потерпел аварию, в результате которой оказался значительно поврежденным. Причиной аварии стала довольно типичная для той поры поломка оси колеса шасси.
  После аварии самолет долго восстанавливался, но не летал, последние упоминания о нем датируются февралем 1917 г.


Летные и технические характеристики||триплан Безобразова
Размах верхнего крыла (м)||13,30
Длина в линии полета (м)||6,9 (8,0*)
Площадь крыльев (м2)||около 20,0 (17,0*)
Вес пустого (кг)||388
Полетный вес (кг)||547 (400*)
Скорость у земли (км/час)||100
Потолок (м)||2000
  ||* другие данные


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Триплан Безобразова. Александр Александрович Безобразов, офицер, увлекшись авиацией, в начале 1914 г. стал строить самолет. Соавтором был Ф. Э. Моска, которому принадлежала значительная часть конструкторской работы по этому самолету. Схема - триплан-тандем без горизонтального оперения с большим удлинением крыльев (около 25) и с большим выносом. Рули высоты входили в контур средней части нижнего крыла. В систему стоек и расчалок входили шпренгели на верхних и средних крыльях и высокий кабан для обратных расчалок. Крылья были однолонжеронные с острой передней кромкой и фестончатой задней, профиль их - почти треугольный, сверху образованный прямыми от лонжерона (на 35 % хорд) к кромкам, снизу слабо вогнутый. Длина хорд 0,5 м. Узкие крылья должны были обеспечить самолету малую видимость его с земли на фоне неба.

   Проектом Безобразова предусматривалась установка двигателя в фюзеляже с удлиненным валом к винту, что давало возможность придать фюзеляжу обтекаемую веретенообразную форму. Летчик должен был размещаться в закрытой кабине без фонаря с обзором через перископ и прозрачные окна в бортах и сверху. Реализовать это оказалось делом трудным, поэтому силовая установка и кабина были сделаны обычными. Двигатель первоначально был "Анзани" в 60 л. с., затем "Гном" в 80 л. с. Назначение самолета - одноместный истребитель.

   Самолет строился в сарае-мастерской у Ходынского поля в Москве на средства А. А. Безобразова, но закончен был уже без него, так как А. А. Безобразов с начала войны находился на фронте. Первый полет был совершен 2 октября 1914 г., летал Ф. Э. Моска. В декабре 1914г. А, А. Безобразов после тяжелого ранения был откомандирован для продолжения работ над своим самолетом. После первых испытаний самолет был перевезен в Севастополь, в авиашколу, куда в начале 1915 г. прибыл его автор. На протяжении 1915 г. здесь он занимался переделками и доводкой самолета. Во второй половине 1915 г. самолет был закончен и испытан, а в июне 1916 г. перевезен снова в Москву на аэродром авиашколы. 6 августа 1916 г. летчик И. А. Орлов при попытке взлета на нем потерпел аварию - полный капот на разбеге из-за поломки оси колес. В феврале 1917 г. самолет был отремонтирован, но дальнейшая его судьба неизвестна.

   Триплан Безобразова интересен как оригинальный экспериментальный аппарат, один из шести трипланов, строившихся в нашей стране (АПВ, "Агапов", "Леллье", "Шиуков", КОМТА).


Самолет||Триплан Безобразова
Год выпуска||1914
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Гном>
   Мощность||80
Размах крыла, м||13
Площадь крыла, м2||17
Масса пустого, кг||~400
Масса топлива+ масла, кг||70
Масса полной нагрузки, кг||150
Полетная масса, кг||550
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||32,4
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||6,9
Весовая отдача, %||27
Скорость максимальная у земли, км/ч||~100
Потолок практический, м||Более 1000

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Триплан Безобразова осенью 1914 г. на территории Ходынского аэродрома в Москве
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Триплан А. А. Безобразова
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917