Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский Илья Муромец серии В

Страна: Россия

Год: 1915

Сикорский - С-16 / С-XVI - 1914 - Россия<– –>Сикорский - Илья Муромец серии Г - 1915 - Россия


Илья Муромец серии В


"Илья Муромец" тип В (С-23, ИМ-В, облегченный боевой, узкокрылый)
  В конце 1914 г. на РБВЗ строили аппараты "ИМ" серии В, которые отличались уменьшенными размерами и меньшим полетным весом (на 600 - 700 кг) и соответственно более высокими полетными данными, лучше приспособленный для боевого применения. Бензобаки перенесены на крышу фюзеляжа для уменьшения вероятности прострела снизу. С двигателями "Санбим" и "Аргус" скорость достигала 120 км/час, "Сальмсоны", в сочетании с радиаторами охлаждения, обладали столь большим воздушным сопротивлением, что даже их значительная мощность не позволяла разгоняться в воздухе более 100 км/час. Из 14 построенных экземпляров тип В два аппарата оснастили двигателями "Сальмсон"(2х200л.с), три - "Аргус" (4x150л.с), шесть - "Санбим" (4х150л.с), два - "Санбим" (2x255 л.с.) и один "ИМ", серийный № 167, имел четыре двигателя РВЗ-6. Были варианты как с тянущим винтом, так и с толкающим (при этом моторы разворачивались и сдвигались к задней кромке нижнего крыла). Двухмоторные "Муромцы" по характеристикам уступали четырехмоторным и считались учебными. Визуально все эти аппараты также отличались: часть из них имела остекление пилотской кабины с плоским лобовым участком по типу Б, другая часть, называемая "остроносыми", имела клинообразную форму передней части фюзеляжа. Наружные обводы крыльев изготавливались из стальных труб.
  Вооружение: 1-2 пулемета различных типов на шкворневых установках в надфюзеляжном вырезе верхнего крыла между бензобаками. Иногда в полет брали ручной пулемет для стрельбы через окна в фюзеляже. Экипаж: 4 человека. Бомбовая нагрузка ИМ-В достигала 500 кг. Осенью 1915 года на ИМ-Б # 167 проводились опыты по сбросу 25 пудовой бомбы (410 кг). Обычно применялись бомбы от 5 до 15 пудов.
  Первый боевой вылет совершил "ИМ" № 150 14 февраля 1915 г. В марте в строй вошел "ИМ" № 151 - таким образом, до наступления лета 1915 г. в интересах Северо-Западного фронта использовалось два таких воздушных корабля. В начале июля количество боеспособных "Муромцев" увеличилось до пяти единиц. В этот период Эскадра воздушных кораблей перебазировалась в город Лида, затем в город Псков. В октябре 1915 г. из состава эскадры выделили боевой отряд в количестве 5-6 машин, которые до конца года базировались под Ригой (станция Зегевольд) и действовали в интересах Северного фронта. Две машины отправили на Юго-Западный фронт с базированием в Колодзиевке.
  "ИМ" тип В достаточно активно использовались в 1915 г., одна машина была потеряна в аварии в феврале 1915 г., две другие совершили аварийные посадки после встречи с немецкими истребителями. На начало 1916 г. в составе эскадры числилось 10 экземпляров, которые в течение ближайших месяцев в основном вышли из строя по причине изношенности. Один экземпляр - серийный № 169 - окончательно списали лишь в начале 1917 г. За 1915 г. воздушные корабли эскадры выполнили около 100 боевых полетов, сбросив при этом 1220 пудов бомб.


Летные и технические характеристики "ИМ" тип В||зав.№ 150/зав. № 167
Размах верхнего крыла (м)||28,0/29,8
Размах нижнего крыла (м)||19,2/21,0
Длина (м)||17,1/17,5
Площадь крыльев (м2)||120/125
Вес пустого (кг)||2700/3500
Полетный вес (кг)||3500/5000
Полетная скорость (км/час)||100/120
Потолок (м)||3500/3500
Продолжительность полета (час)||4,5/4,5
Суммарная мощность двигателей||560 л.с. (4 х "Аргус" 140 л.с.)/600 л.с. (4хРВЗ-6 150л.с.)


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Илья Муромец" серии В (облегченный боевой, узкокрылый). После первых семи самолетов серия Б была прекращена: начался выпуск новых самолетов серии В, значительно меньших размеров и массы ("облегченный боевой"), более приспособленных к боевому применению. Скорость их значительно возросла. Конструкция, в общем осталась прежней. Экипаж - также 4 человека.

Самолеты этой серии (около 30 экземпляров) неоднократно подвергались изменениям в связи с военными требованиями. Первоначально скругленный и тупой нос фюзеляжа был сделан острым, потом многогранным, причем площадь остеклении непрерывно росла. Сделана была вторая дверь на правом борту и прорезан ряд люков. Бензобаки были перенесены на фюзеляж под центропланом и по бортам, для того чтобы в случае прострела вытекающий бензин не попал на двигатели. Маслобаки были помещены за двигателями. Наружные ободы крыльев начиная с этой серии стали изготовлять из стальных труб (до этого были деревянные).

   Масса планера была около 2000 кг, а с силовыми установками - 2900-3150 кг в зависимости от типа двигателей. Название "узкокрылый" было дано позже, когда уже стала строиться следующая серия Г с более широкими крыльями (верхним, потом и нижним).

   Большая часть самолетов серии В (по-видимому, 22 экземпляра) была оснащена четырьмя двигателями "Санбим" в 150 л. с., но были и другие вариангы:

- два двигателя "Аргус" в 140 л. с. и два в 125 л. с. ("Корабль Киевский") и четыре двигателя "Аргус" в 140 л. с. каждый. Оба варианта превосходили по своим летным качествам самолеты с двигателями "Санбим", которые фактически давали всего 110-120 л. с.;

- четыре двигателя РБЗ-6 в 150 л. с.;

- два двигателя "Сальмсон" в 200 л. с.;

- два двигателя "Санбим" в 225 л. с. - учебные варианты, причем двигатели "Санбим" ставились также и с толкающими винтами. В обоих этих, довольно необычных для "Ильи Муромца" двухмоторных модификациях, коробка крыльев имела немного (на 1-1,5 м) меньший размах вследствие выключения участков под крайними двигателями. Для учебных полетов без боевой нагрузки мощности этих двух двигателей было достаточно.

   "Корабль Киевский" имел славную историю. На нем в 1915 г. было выполнено 30 боевых полетов с очень хорошими результатами. Как этот самолет, так и его экипаж (И. С. Башко, М. В. Смирнов, Г. Г. Горшков, А. А. Наумов) были знаменитыми, показывая наглядный пример того, что можно получить от освоенной боевой техники.

   Осенью 1915 г. на корабле № 167 с двигателями РБЗ-6 (рис 124) был произведен впервые в мире опыт поднятия и сбрасывания 25-пудовой бомбы (410 кг) невиданных до того размеров. Опыт удался в совершенстве. Бомба была учебная. Практически же и после этого применялись бомбы массой не свыше 15 пудов (редко), а обычно - не более 5 пудов Была сделана бомба и в 40 пудов (656 кг), но ее не сбрасывали.

   По неподтвержденным пока документами сведениям, был самолет "Илья Муромец" с четырьмя двигателями "Фиат" по 110 л. с. каждый с лобовыми радиаторами.





Самолет ИМ- В <Корабль Киевский> (№ 143) ИМ-В (№ 151) ИМ- В ( № 150, 157) ИМ-В (№ 159, 161) ИМ-В боевой, узкокрылый ИМ-В учебный ИМ-В (№ 167, В-21) ИМ-В ширококрылый (№ 179, В-33)

Год выпуска 1914 1915 1915 1915 1915 1915 1915 1915

Количество двигателей 2 2 4 2 2 4 2 4 4

Двигатель, марка <Аргус> <Аргус> <Аргус> <Сальмсон> <Санбим> <Санбим> <Санбим> РБЗ-6 <Санбим>

   Мощность. л. с. 140 125 140 200 225 150 150 150 150

Длина самолета, м 17,1 17,1 17,1 17,1 17,5 17,1 17,5 17,1 17,5 17,1

Размах крыла (верхн.) (нижн.) 29,8 21,0 29,8 21,0 28.) 19,2 28,0 19,2 29,8 21,0 28,0 19,2 29,8 21,0 30,87 22,0

Площадь крыла, м2 125,0 125,0 120,0 120,0 125,0 120,0 125,0 148,0

Масса пустого, кг 2900 2950 2700 2800 3150 2500 3500 3800

Масса топлива+ масла, кг 550 550 400 400 600 300 600 600

Масса полной нагрузки, кг 1500 1500 800 800 1450 700 1500 1300

Полетная масса, кг 4400 4450 3500 3600 4600 3200 5000 5100

Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 35,3 35,5 29 30 36,8 27 40 31.5

Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 8,3 8,1 8,8 8 7,7 10,7 8,3 8,5

Весовая отдача,% 34 34 23 22 3,5 22 30 25

Скорость максимальная у земли, км/ч 120 125 100 105 110 90 120 110

Скорость посадочная, км/ч 75 75 70 70 73 70 75 75

Время набора высоты 1000 м, мин 12 11 16 9

Время набора высоты 2000м, мин 25 25 40 20

Время набора высоты 3000м, мин 55 45

Потолок практический, м 3500 3700 2900 3500

Продолжительность полета, ч 5,0 5,3 4,0 4,5

Дальность полета, км 630 650 440

Разбег , м(с) 250 (17) 220 (17) 400 400

Пробег, м(с) 200 200 220 180

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Дальний разведчик/бомбардировщик С-23 "Илья Муромец" тип В N 150 Эскадры воздушных кораблей (1914г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
<ИМ> тип В, предположительно заводской № 150, на якорной стоянке в Старой Яблонне летом 1915 г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец В" в полете, весна 1915г.
Журнал - Flight за 1919 г.
Three views of a four-engined Sikorsky biplane in flight
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Мурромец" серии В с ("корабль Киевский")
G.Haddow, P.Grosz - The German Giants /Putnam/
Sikorsky I.M. V, one of several aircraft that bore the name "Kievsky". Igor Sikorsky is seen second from the right.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии В с двигателями РБЗ-6 с подвешенной 25-пудовой бомбой
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
<ИМ> № 167 в июле 1916 г. при отправке в тыл. На борту надпись, свидетельствующая о боевых успехах: <Воздушный корабль Илья Муромец 2-й. Налетал около 10 000 верст, сброшено 300 бомб, общим весом до 400 пудов>
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Стрелковая установка в центроплане на "Муромцах" серии В. На переднем лонжероне пулемет "Люис", на заднем - ружье-пулемет " Мадсен"
Журнал - Flight за 1919 г.
A 1,000-lb. bomb in front of a Sikorsky biplane
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии В учебный с двумя двигателями "Санбим" по 225 л. с. с тянущими винтами
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Early Spring IM-6 still on skis
Журнал - Flight за 1919 г.
Three views of one of the early Sikorsky biplanes, fitted with two 250 h.p. Salmson engines, which side-slipped from about 20 metres during the retreat from Warsaw
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" В
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема самолета "Илья Муромец" , тип В, 1915 г.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917