Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский С-16 / С-XVI

Страна: Россия

Год: 1914

Истребитель

Сикорский - Илья Муромец серии Б - 1914 - Россия<– –>Сикорский - Илья Муромец серии В - 1915 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


С-16 (РБВЗ C-XVI)

  Этот самолет разрабатывался Сикорским осенью 1914 г. в соответствии с заказом Военного ведомства на пять двухместных учебных бипланов, включенных в общее количество строящихся на РБВЗ "легких" аппаратов (45 экземпляров). Самолет, получивший обозначение С-16, представлял собой нормальный одностоечный биплан с двигателем "Рон" 80 л.с.
  Первые три опытных образца были готовы весной 1915 г. Один - заводской № 154 - отличался небольшой стреловидностью крыльев, два других - заводские № 155 и 156 - стреловидности не имели, но обладали увеличенным поперечным V крыльев. Все три аппарата отличались наличием элеронов на верхнем и нижнем крыле.
  Эксплуатация, начавшаяся летом 1915 г. в Эскадре воздушных кораблей, выявила их положительные летные данные, поэтому очередной заказ, оформленный в октябре 1915 г. составил 15 С-16 (т.е. весь заказ, вместе с ранее поставленными тремя самолетами, составил 18 экземпляров).
  Если поначалу С-16 предполагались для тренировки летчиков самолетов "Илья Муромец" и выполнения ближней разведки, то с развитием боевых действий специализация их изменилась. Теперь С-16 требовались для защиты Эскадры воздушных кораблей на месте базирования и для сопровождения бомбардировщиков в ходе следования их на боевое задание. Для этой цели на левом борту фюзеляжа С-16 разместили пулемет "Виккерс", оборудованный синхронизатором Лаврова. Одновременно у серийных С-16 изменилась форма хвостового оперения, площадь крыльев увеличилась за счет увеличения размаха верхнего крыла. Элероны в серийных самолетах имелись только на верхнем крыле.
  Часть построенных истребителей досталась Эскадре, по три самолета поступили в формируемые 7-й и 12-й истребительные авиаотряды.
  В апреле 1916 г. 7-й истребительный отряд включился в активные боевые действия, действуя с аэродрома в районе местечка Яблонов в Галиции. Ряд успешных боев, в котором летчики заявляли о сбитых вражеских самолетах, сопровождался своими неудачами и авариями. 27 апреля 1916 г. прапорщик Гильшер вылетел вторично после удачного воздушного боя. На борту С-16 (заводской № 201) кроме него находился прапорщик Квасников. Возможно, в предыдущем боевом столкновении самолет получил какие-либо повреждения, ибо в районе линии фронта заклинило управление элеронами и машина сорвалась в штопор. В результате падения № 201 оказался разбит, но экипаж, несмотря на полученные ранения, остался жив.
  Последние из 18 заказанных С-16 были сданы к середине 1916 г. Примерно в этот период все поступившие новые и оставшиеся машины этого типа передали в Эскадру воздушных кораблей. В начале 1917 г. здесь использовалось более десятка С-16, к концу года их оставалось не более шести экземпляров. Один самолет, заводской № 202, летал до 1918 г.
  В связи с острой потребностью самолетов- истребителей для Эскадры воздушных кораблей, в начале 1916 г. на РБВЗ заложили новую серию С-16 в количестве 15 экземпляров. Первый самолет из этой партии, заводской № 246, изготовили в августе 1916 г., после чего его отправили для опытной эксплуатации. Этот аппарат, получивший обозначение С-16з, стал лицом новой модификации с измененной коробкой крыльев, с обтекателем за местом пилотов и с размещением пулемета "Кольт" над верхним крылом. Контракт на поставку всей партии в 15 экземпляров был окончательно оформлен 4 января 1917 г. На деле поставка, по причине отсутствия двигателей, затянулась до осени и в связи с начавшимися революционными беспорядками казалась бесперспективной. Лишь в мае 1919 г. два С-16з поступили в Московскую школу авиации и еще пять (три в 1919 г. и два в 1920 г.) в Дивизион воздушных кораблей в Сарапуле. В Дивизионе самолеты использовались как учебные до 1922 г.


Летные и технические характеристики||С-16 (№ 201-215)/С-16з(№ 246-260)
Размах верхнего крыла (м)||8,8/8,4
Размах нижнего крыла (м)||7,9/7,9
Длина (м)||7,0/7,0
Площадь крыльев (м2)||25,36/23,5
Вес пустого (кг.)||420/?
Полетный вес (кг)||690/670
Полетная скорость (км/час)||153/?


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


С-16 1915 г.

  Появление этой машины было вызвано необходимостью прикрытия тяжелых бомбардировщиков типа "Илья Муромец" и аэродромов их базирования от атак неприятельских самолетов.
  В принципе, это был первый в мире истребитель сопровождения, построенный специально для этих целей. Совершив свой первый полет летом 1915 года, машина осенью была принята к серийному производству. Однако нехватка моторов привела к тому, что самолет передавался в авиаотряды очень медленно. Вооружение на готовые машины устанавливалось в войсках, что также вело к задержкам в боевом использовании. К концу 1916 года машина уже устарела. К тому же, недостатком самолета изначально был малый радиус действия. На последние самолеты устанавливали более мощные двигатели "Рон" (120 л. с.), что позволило довести скорость С-16 до 150 км/ч. Но в 1917 году это было уже недостаточным. И все жe машина оказалась долгожителем и
несколько машин завершили службу в РККА в 1923 году.
  Следует отметить, что С-16 был как бы дополнительной нагрузкой РБВЗ, а основное внимание уделялось производству "Муромцев".
  Это был одностоечный одно- или двухместный биплан. Фюзеляж изготавливался из дерева. Стрингеры, стойки и раскосы выполнялись из ясеневого бруса, расчалки - из стальной проволоки. Капот двигателя, смонтированного на металлической раме в носовой части, и передние панели фюзеляжа изготавливались из алюминиевого листа, хвостовая часть фюзеляжа обтягивалась полотном. Самолеты последних серий имели металлический гаргрот, что улучшило аэродинамику машины. В двухместном варианте места пилота и наблюдателя располагались рядом.
  Крыло трехлонжеронное, деревянной конструкции. Обтяжка крыла двухсторонняя, полотном. Элероны на верхних и нижних плоскостях были как у всех самолетов. Некоторые машины оборудовались элеронами только на верхнем крыле, но с увеличенной площадью и размерами. Стойки крыла деревянные, растяжка - стальной трос диаметром 2 мм. Оперение обычного типа со стабилизатором и небольшим килем. Рулевые поверхности не имели профиля. Все оперение цельнодеревянной конструкции обтягивалось полотном. Шасси "фармановского" типа с двумя спарками колес на рамах из стальных каплевидных труб с растяжками. Костыль был либо деревянным, либо стальным. Амортизация шнуровая резиновая, двигатели 7- и 9-цилиндровые, воздушного охлаждения, ротативные, звездообразные "Гном" (80 л. с.), "ГномМоносупап" (100 л. с.) или "Рон" (120 л. с.). Топливные баки монтировались между двигателем и кабиной и под сиденьем летчика. Вооружение - 7,71-мм пулемет "Виккерс", первоначально с обтекателями, позднее - синхронный.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Самолет С-XVI (С-16). Это одностоечный двухместной биплан с сиденьями рядом, с двигателем "Гном" в 80 л. с. при довольно большой площади крыльев, с шасси фармановского типа. На одном экземпляре с двигателем "Калеп" в 60 л. с. верхнее крыло было увеличено на 2 м2. При этом элероны на нижнем крыле были упразднены, а на верхнем сильно увеличены. Вооружение - синхронный пулемет; иногда устанавливался еще и подвижный пулемет, направленный назад.

Самолет создавался как истребитель сопровождения для охраны "Муромцев" в воздухе, а также для прикрытия их аэродромов базирования. Выпущен он был в конце 1915 г. Всего было построено 18 самолетов в январе-марте 1916 г. и еще несколько в 1917 г. Самолеты С-XVI применялись главным образом позже, уже в гражданской войне и существовали до 1923 г.

   Гидросамолет И. И. Сикорского С-XVI поплавковый. Один экземпляр этого самолета в 1916 г. был установлен на поплавки такого же типа, как и на самолете С-5а. Гидросамолет испытывался, но себя не оправдал.


Самолет||С-XVI
Год выпуска||1915
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Гном>
   Мощность||80
Длина самолета, м||5,9
Размах крыла, м||8
Площадь крыла, м2||25,3
Масса пустого, кг||407
Масса топлива+ масла, кг||96
Масса полной нагрузки, кг||270
Полетная масса, кг||676
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||26,7
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,5
Весовая отдача, %||40
Скорость максимальная у земли, км/ч||120
Время набора высоты||
   1000 м, мин||8
   3000 м, мин||40
Потолок практический, м||3500


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


RBVZ S-XVI Russia

  Conceived in response to a demand for an escort fighter for the Ilya Muromets bombers and similarly built by the RBVZ (Russko-Baltiiskii Vagonnyi Zavod - Russo-Baltic Wagon Works), the S-XVI was an equi-span single-bay two-seat biplane designed by Igor I Sikorsky. Of wooden construction, the S-XVI accommodated its two crew members in slightly staggered side-by-side seats and was noteworthy in utilising the Lavrov-developed synchronisation gear for its single 7.7-mm gun. It was, in fact, one of the world’s first fighters to possess gun-synchronising equipment. Intended to be powered by a 100 hp Le Rhone rotary, the first S-XVI was completed on 6 February 1915 with an 80 hp Gnome rotary because of the non-availability of the more powerful engine. Two more S-XVIs were delivered in the following month and a contract for 18 was placed with the RBVZ on 17 December 1915, these being delivered between January and March 1916. Although highly manoeuvrable, the S-XVI possessed a comparatively poor performance because of insufficient power. A further small batch of S-XVIs was completed in 1917, some being used during the Revolution and examples remaining in service until 1923. One S-XVI was fitted with a 60 hp Kalep rotary engine, had an enlarged upper wing (by 21.53 sq ft/2,0 m2) and lacked the lower-wing ailerons of the standard model. Another was unsuccessfully tested with floats and others were operated with ski undercarriages. Several were fitted with a 7.7-mm gun above the upper wing to supplement the synchronised weapon.

Max speed, 75 mph (120 km/h).
Time to 3,280 ft (1 000 m), 8.0 min.
Empty weight, 897 lb (407 kg).
Loaded weight, 1,490 lb (676 kg).
Span, 27 ft 6 3/4 in (8,40 m).
Length, 20 ft 4 in (6,20 m).
Height, 9 ft 1 1/2 in (2,78 m).
Wing area, 272.98 sq ft (25,36 m2).

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Сикорский C-16, "Эскадра воздушных кораблей", 1915г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Сикорский" С-16 из состава "Эскадры воздушных кораблей", аэродром "Яблонна", лето 1916г.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Истребитель С-16 образца 1916г. Эскадры воздушных кораблей (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-16 образца 1917г. 4-го авиаотряда (1917г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-16 образца 1917г. с гаргротом авиации РККА (1918г.)
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет Русско-Балтийского вагонного завода C-XVI
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The RBVZ S-XVI, the first fighter to be designed by Igor I Sikorsky.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
С-16, заводской №155 с одним пилотом
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Невооруженный С-16, принадлежавший "Эскадре воздушных кораблей", на лыжном шасси. Зима 1916 года.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Невооруженный С-16 из "Эскадры воздушных кораблей" на колесном шасси.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
С-16 с синхронным пулеметом "Виккерс".
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
С-16з, собранный в Сарапуле для "красного" Дивизиона воздушных кораблей
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Сборка первого С-16з второй серии, заводской № 246 в помещении РБВЗ летом 1916 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Сикорский С-16
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters