Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский Илья Муромец серии Е

Страна: Россия

Год: 1916

Сикорский - Илья Муромец серии Д - 1916 - Россия<– –>Сикорский - С-18 / С-XVIII - 1916 - Россия


Илья Муромец серии Е


<Илья Муромец> серии Е (С-27, ИМ-Е)

  Эта модификация явилась последней, практически осуществленной и представляет собой наиболее совершенный вариант самолета <Илья Муромец>. Самолеты серии Е оснащались четырьмя двигателями <Рено> мощностью по 220 л.с, имели все изменения носовой части фюзеляжа по типу серии Д со внесенными очередными улучшениями. Увеличился размах крыльев, их общая площадь составила 200 м2. Конструкция самолета в очередной раз подверглась усилению, вес пустого приблизился к 5000 кг, а полетный вес составил 7000 - 7500 кг. Изменено управление элеронами для снижения нагрузки на штурвал. Шасси по типу Г-4. Стрелковое оборонительное вооружение возросло до 7 - 8 пулеметов (два 7,71-мм "Виккерс" (по 1500 патронов), три 7,69-мм "Льюис" (940-1700 патронов) и три 7,62-мм "Мадсен" (750-1000 патронов на ствол)), при этом один размещался в кормовой точке, а один в выпускаемой вниз установке (<воронье гнездо>) для обстрела задней, нижней полусферы. Экипаж - 7-8 человек.
  Известно о существовании всего двух <ИМ> серии Е (заводские № 265 и 266), которые поступили на фронт в 1916 г. В 1917 г. предполагалось построить еще 15 экземпляров серии Е, однако эти планы не были реализованы. Еще несколько было собрано в 1918 году из дореволюционного задела.
  ИМ-Е-2 - самый совершенный вариант самолета. Развитие серии Е-1. Была увеличена площадь вертикальных рулей поворота. Небольшой киль упразднен. В задней стенке делались окна для улучшения обзора стрелку хвостовой установки. По грузоподъемности и огневой защите не было равных ему машин ни у одной из воюющих держав, но он на фронт не попал.
  В начале 1917 г. в Эскадре воздушных кораблей насчитывалось до 30 экземпляров <Муромцев>. В большинстве своем они использовались для учебных целей, на фронте отметились единичные аппараты. Кампания 1917 г. для <Муромцев> проходила на Румынском фронте (2 - 3 экземпляра) и на Юго-Западном фронте (3 - 4 экземпляра). За весь год воздушные корабли <ИМ> совершили около 70 вылетов - на разведку и бомбометание, при этом сбросили на противника до 650 пудов бомб.
  В период 1914 - 1917 гг., до момента выхода России из войны, РБВЗ сдал 65 <Муромцев>, из которых 51 экземпляр поступил на фронт. 40 воздушных кораблей принимали участие в боевых действиях, совершили 300 вылетов и сбросили на противника около 3000 пудов бомб.


Летные и технические характеристики||<ИМ> тип Е
Размах верхнего крыла (м)||31,35
Размах нижнего крыла (м)||24,0
Длина (м)||18,2
Площадь крыльев (м2)||200
Вес пустого (кг)||4800
Полетный вес (кг)||7000
Полетная скорость (км/час)||130
Потолок (м)||3000
Дальность полета (км)||560
Суммарная мощность двигателей||900 л.с. (4 х <Рено> 225 л.с.)


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Илья Муромец" серии Е. Конструктивно этот тип самолета сходен с машинами типа Д, но схема его обычная - с двигателями в ряд, а размеры значительно больше, чем во всех остальных типах "Муромцев". Четыре двигателя "Рено" в 220л. с. каждый установлены нормально в ряд, носовая часть кабины полностью остеклена. Самолетов серии Е было построено не менее восьми экземпляров в двух модификациях: Е-1 и Е-2, значительно между собой различавшихся. При этом название Е-1 возникло лишь тогда, когда появился тип Е-2, а до того было одно обозначение Е.

Первый самолет серии Е проходил испытания в Пскове, был признан вполне пригодным для боевых полетов, хотя и строгим на посадке, и был принят.

Из конструктивных особенностей самолетов серии Е следует отметить то, что управление элеронами было изменено с целью уменьшения усилий на штурвале, рычаги на элеронах были значительно удлинены и сделанны сварными из труб. Остальное управление и установка баков, как и в серии Д. Шасси такие же, как и в серии Д, но с проволочными затяжками под фюзеляжем. Колеса - тяжелого типа, 670 х 100 мм, двухободные, всего восемь штук в четырех парах.

   В первом экземпляре самолета не было еще хвостовой стрелковой кабины, но в полу за коробкой крыльев была устроена опускающаяся вниз площадка (на тросах) для стрельбы назад ("воронье гнездо"), причем пулемет также опускался на специальной установке рядом с площадкой, на которой лежал стрелок. Бомбовые кассеты вертикальные. В машинах последующего выпуска бомбовые кассеты - только для сбрасывания бомб-горизонтальные.

   Первый самолет серии Е отличался от последующих размерами и массой Масса планера Е-1 была 2825 кг, масса четырех двигателей "Рено" - 1662 кг, масса радиаторов - 138 кг, масса пустого - 4960 кг. Вооружение возросло до восьми пулеметов два "Виккерса" с 1200-1500 патронами, три "Люиса" с 940-1700 па1ронами и три "Мадсена" с 750-1000 патронами На первом самолете было только пять пулеметов, весивших вместе с запасом патронов 320 кг. Экипаж 7-8 человек

   Из машин серии Е были приняты и совершали боевые полеты с весны 1917 г. два самолета (Нижнего и Алехновича), не считая первого, принятого в 1916 г.

Относительно самолетов серии Е-2 в архивных материалах имеются только некоторые упоминания. Это объясняется тем, что самолеты этой серии строились в 1917 г. на фронт уже не попали. Их было два или три экземпляра, и по крайней мере один из них проходил заводские испытания. Бензобаки в них стояли на центроплане, была хвостовая стрелковая установка и два руля направления без среднего киля, который был в серии Е-1. В боковых стенках задней стрелковой кабины были окна для обзора. Вооружение составляли семь пулеметов с 4000 патронов.

   "Муромцы" серии Е-2 были крупнейшими по тем временам воздушными кораблями. По грузоподъемности не было самолетов им равных. Кроме того, они обладали весьма совершенной стрелковой защитой.

   Полный перечень самолетов "Илья Муромец" составить очень трудно, поскольку большая часть архивных и других документов не сохранилась. Сколько-нибудь полных чертежей нет, имеются лишь единичные листы и схемы. Имеются данные, что всего было построено до 80 экземпляров этих самолетов.


Самолет ИME опытный ИМЕ-1 ИМЕ-2 ИМЕ
Год выпуска 1916 1916 1917 1918
Количество двигателей 4 4 4 4
Двигатель, марка <Рено> <Рено> <Рено> <Рено>
Мощность. л. с. 220 220 220 220
Длина самолета, м 17,1 18,2 18,8 18,5
Размах крыла (верхн.) (нижн.) 33,0 27,0 31,35 24,0 34,5 26,6 30,4 24,4
Площадь крыла, м2 190 200 220 190
Масса пустого, кг 4620 4800 5000 4200
Масса топлива+ масла, кг 540 + 160 920+130 920+130
Масса полной нагрузки, кг 2000 2200 2460 1900
Полетная масса, кг 6620 7000 7460 6100
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 32,6 35 34,2 32
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 7 8 8,5 6,9
Весовая отдача,% 32,2 29 33 31,2
Скорость максимальная у земли, км/ч 130 130 130 137
Скорость посадочная, км/ч 80 80 80 93
Время набора высоты 1000 м, мин 10,1 9 9,4 10
Время набора высоты 2000м, мин 25 25 26 25
Время набора высоты 3000м, мин 75 74 68 48
Потолок практический, м 3000 3000 3200 4000
Продолжительность полета, ч 4,8 4,4 4,4 4,0
Дальность полета, км 620 560 560 540
Разбег , м(с) 350 400 450 350
Пробег, м(с) 300 300 300

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-26 "Илья Муромец" серии Е-2 дивизиона воздушных кораблей РККА (1918г.)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
<ИМ> серии Е отличался большим прозрачным фонарем в передней части фюзеляжа при высоте кабины 2,5 м.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии Е (первый экземпляр)
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
"Илья Муромец" серии Е-1