Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович, Шишмарев ГАСН

Страна: Россия

Год: 1917

Григорович - М-24 - 1923 - Россия<– –>Гризодубов С.В. - Гризодубов-2 - 1910 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Гидросамолет ГАСН

  Аббревиатура ГАСН расшифровывалась как "гидроаэроплан специального назначения". Использовалось и обозначение "СОН" - самолет особого назначения. В любом случае предполагалось создать самолет, способный выполнять функции морского торпедоносца.
  Согласно данных В.Б. Шаврова соавтором проекта ГАСН следует считать М.М. Шишмарева (в начале 1920-х находился на ГАЗ № 1 в Москве, где по его проекту построили разведчик Р-Ш), заведующего конструкторским бюро на заводе Щетинина.
  ГАСН представлял собой крупный двухмоторный поплавковый биплан, способный нести 450 кг торпеду. Двигатели "Роллс Ройс" 250 л.с. или "Рено" 220 л.с. Экипаж 3 - 4 человека с двумя воздушными стрелками для обороны передней и задней полусфер.
  Еще до завершения сборки первого опытного образца ПРТВ получило заказ на 10 таких аппаратов, что показывало высокую заинтересованность Морского ведомства в таких самолетах.
  Первый вылет состоялся 24 августа 1917 г. в Петрограде под управлением ст. лейтенанта А.Е. Грузинова. Наряду с хорошей мореходностью и управляемостью на воде, выяснилась необходимость улучшения центровки и повышения эффективности рулей. В сентябре, при проведении полетов, сломался один поплавок. Самолет починили и снова испытали в полете. Дальнейшая доводка ГАСН. в связи с революционным хаосом и неразберихой, оказалась невозможной и к работам над торпедоносцем удалось вернутъся лишь в 1920 г.
  В ноябре означенного года ГАСН отремонтировали и летчик Л.И. Гикса приступил к его испытаниям. Первый полет завершился посадкой в море из-за остановки двигателя. В течение суток самолет дрейфовал, после чего вмерз в лед в трех километрах от берега. С повреждениями ГАСН эвакуировали в надежде на продолжение летных экспериментов. Продолжения, однако, не последовало и история торпедоносца на этом закончилась.

Летные и технические характеристики||ГАСН
Размах верхнего крыла (м)||28,0
Длина в линии полета (м)||14,50(ориентировочно)
Площадь крыльев (м2)||150,0
Полезная нагрузка (кг)||1450
Скорость у земли (км/час)||110-120
Продолжительность полета (час)||7(по расчетам)


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Торпедоносец ГАСН (Гидроаэроплан специального назначения), СОН (Самолет особого назначения). Это был первый в мире морской торпедоносец, который должен был нести торпеду и сбрасывать ее в направлении вражеского корабля, дальнейшее движение торпеды должно было осуществляться с помощью установленных механизмов. К этой идее русские конструкторы пришли раньше, чем в других странах.

   Самолет был начат проектированием и постройкой в 1916 г. Соавтором Григоровича следует считать Михаила Михайловича Шишмарева, заведовавшего конструкторским бюро на заводе Щетинина. Шишмарев выполнил весь технический проект самолета, в котором Григоровичу принадлежали только набросок общего вида и общее руководство при исполнении рабочих чертежей.

   ГАСН - большой двухпоплавковый фюзеляжный трехстоечный биплан с двумя двигателями "Рено" по 220 л. с. Поплавки были обычной конструкции, как в корпусах летающих лодок, и крепились к коробке крыльев под двигателями на коротких Л-образных стойках из стальных труб с резиновой шнуровой амортизацией в узлах поплавков. Фюзеляж был обычный четырехгранный, расчалочный, с полотняной обтяжкой. В носовой части его, обшитой фанерой, было место наблюдателя-стрелка, за ним - места для двух летчиков и за коробкой крыльев - вторая стрелковая точка. Хвостовое оперение - бипланное с тремя рулями направления и небольшим воздушным килем. Крылья нормальной расчалочной конструкции с третьим дополнительным лонжероном для крепления элеронов. Передняя кромка верхнего крыла вырезана под винты. Стойки коробки крыльев - стальные круглые трубы с полотняными обтекателями, стойки мотоустановок - без обтекателей.

   Самолет ГАСН был заказан в 10 экземплярах, из которых закончен был только один. Первый полет был 24 августа 1917 г. Испытывал ст. лейт. А. Е. Грузинов. Мореходность и управляемость на воде даже при большом волнении были отличные. Испытания показали необходимость смещения вперед центра тяжести самолета путем вынесения вперед двигателей и некоторых грузов с одновременным увеличением стреловидности крыльев в плане. Потребовалось увеличить площадь рулей направления. Обнаружилась слабость конструкции поплавков, поломка одного из которых при посадке была причиной аварии 24 сентября. Был и ряд других замечаний военной приемки. Испытания самолета после ремонта осенью 1917 г. показали, что в нем имеется еще много недостатков. Возникли предложения применить для тех же целей самолеты: "двухвостку" Хиони и "Муромца".

В 1918-1919 гг. никаких работ по ГАСН не производилось и лишь в 1920 г., летом, они возобновились над оставшимся экземпляром, имевшим уже трехлетнюю давность и требовавшим ремонта. Было сделано несколько полетов. Они закончились тем, что 4 ноября самолет из-за остановки одного из двигателей вынужден был сесть на взморье, где он в двух километрах от берега вмерз в свежеобразовавшийся лед, потом был извлечен на берег, но больше в полет не выпускался.


Самолет||ГАСН
Год выпуска||1917
Количество двигателей||2
Двигатель, марка||<Рено>
   мощность, л. с.||220
Назначение самолета||Торпедоносец
Число мест||4
Длина самолета, м||28
Площадь крыла, м2||150
Масса полной нагрузки, кг||1450
Скорость максимальная у земли, км/ч||110

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Поплавковый гидросамолет ГАСН на Крестовском острове в Петербурге в 1920 г.
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема гидросамолета ГАСН
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Поплавковый гидросамолет ГАСН