Описание
Страна: Россия
Год: 1916
М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Поплавковый гидросамолет М-16 («Зимняк»)
Уже само название этого самолета «Зимняк», являющееся разговорной производной от прилагательного «зимний», объясняет причину его появления. В зимний период действия летающих лодок на Балтике практически прекращались по причине становления льда. Поэтому появилась идея поплавкового гидросамолета, способного садиться на лед и снег.
К проектированию приступили в середине 1916 г., а уже в ноябре первый опытный аппарат, получивший обозначение М-16, поступил на испытания. Это был трехстоечный биплан с ферменным фюзеляжем, большими поплавками с плоскими днищами, снабженный двигателем «Сальмсон» с толкающим винтом. Крылья с увеличенным размахом позаимствовали от летающей лодки М-9.
Летчики размещались в гондоле между крыльями, отчего самолет определенно напоминал французские «Фарман» или «Вуазен».
Эксплуатация опытного М-16 выявила не вполне удачное соотношение полетной центровки, размещения двигателей и поплавков. С устранением этих и некоторых других недостатков самолет строили серийно начиная с конца 1916 г. Всего на ПРТВ изготовили 36-40 экземпляров М-16. Эксплуатация самолета не отмечена какими-либо замечательными событиями. С уходом русских из Финляндии здесь осталось до 20 М-16 в различной степени сохранности. Отдельные экземпляры эксплуатировались финнами до 1923 г.
Летные и технические характеристики М-16
Размах верхнего крыла (м) 18,0
Длина в линии полета (м) 8,60
Площадь крыльев (м2) 61,80
Вес пустого (кг) 1100
Полетный вес (кг) 1450
Скорость у земли (км/ч) 110
Время набора высоты 2000 м (мин) 40
Продолжительность полета (час) 5
Описание:
- М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
- В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
- A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov The Imperial Russian Air Service (Flying Machines)
Фотографии
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Григорович М-16
-
A.Durkota, T.Darcey, V.Kulikov - The Imperial Russian Air Service /Flying Machines/
This photograph was taken on 17 March, 1917, and shows a Grigorovich M.16 landing on the ice at Mariehamn. Having flown from Abo, the crew brought the news of the abdication of the Czar and the formation of the Provisional Government in Russia.
-
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Поплавковый гидросамолет М-16 №1207/7 сфотографирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1917 г. В кабине пилот подпоручик А.В.Трофимов и унтер-офицер С.А.Волков
-
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
M.16 (serial number 11), winter 1917.
Finnish captured machine -
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Поплавковый гидросамолет М-16 № 1207/7 сфотографирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1917 г.