Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович М-16

Страна: Россия

Год: 1916

Григорович - М-15/М-18/М-19 - 1916 - Россия<– –>Григорович - С-1 / С-2 - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Поплавковый гидросамолет М-16 ("Зимняк")

  Уже само название этого самолета "Зимняк", являющееся разговорной производной от прилагательного "зимний", объясняет причину его появления. В зимний период действия летающих лодок на Балтике практически прекращались по причине становления льда. Поэтому появилась идея поплавкового гидросамолета, способного садиться на лед и снег.
  К проектированию приступили в середине 1916 г., а уже в ноябре первый опытный аппарат, получивший обозначение М-16, поступил на испытания. Это был трехстоечный биплан с ферменным фюзеляжем, большими поплавками с плоскими днищами, снабженный двигателем "Сальмсон" с толкающим винтом. Крылья с увеличенным размахом позаимствовали от летающей лодки М-9.
  Летчики размещались в гондоле между крыльями, отчего самолет определенно напоминал французские "Фарман" или "Вуазен".
  Эксплуатация опытного М-16 выявила не вполне удачное соотношение полетной центровки, размещения двигателей и поплавков. С устранением этих и некоторых других недостатков самолет строили серийно начиная с конца 1916г. Всего на ПРТВ изготовили 36 - 40 экземпляров М-16. Эксплуатация самолета не отмечена какими либо замечательными событиями. С уходом русских из Финляндии здесь осталось до 20 М-16 в различной степени сохранности. Отдельные экземпляры эксплуатировались финнами до 1923 г.

Летные и технические характеристики||М-16
Размах верхнего крыла (м)||18,0
Длина в линии полета (м)||8,60
Площадь крыльев (м2)||61,80
Вес пустого (кг)||1100
Полетный вес (кг)||1450
Скорость у земли (км/час)||110
Время набора высоты 2000 м (мин)||40
Продолжительность полета (час)||5


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Поплавковый самолет М-16 ("Зимняк", 3. С., "Зимний Сальмсон"). Все летающие лодки "М" могли устанавливаться зимой на лыжи, если в том возникала надобность. Конструктивно это осуществлялось очень просто. Сквозь корпус лодки у нижних скул перед реданом проходила стальная труба с фланцами или такая же труба крепилась под реданом на особых узлах по бокам лодки. В эту трубу вставлялась ось (тоже труба), на которую и надевались лыжи. Амортизации не было. Под хвостом была небольшая третья лыжа. Однако потери в летных качествах были настолько значительны, что возник вопрос о специальном морском самолете-разведчике для зимних условий под тот же двигатель "Сальмсон" в 150 л. с.

   В конце 1916 г. Д. П. Григоровичем был выпущен самолет такого назначения - М-16 - поплавковый трехстоечный биплан с ферменным хвостом и толкающей силовой установкой. Было два главных поплавка и третий - хвостовой. Зимой вместо поплавков надевались лыжи. Гондола и хвост были выполнены полностью по типу "Фарманов" (-16, -20 и -22). Крылья имели конструкцию М-9, но были больше в размахе. Масса и летные качества соответствовали этим данным у М-9. Поплавки были плоскодонные безреданные. Масса пары их составляла 154 кг,масса хвостового - 8,2 кг. На поплавках он мог взлетать и садиться на снег и на лед.

   М-16 был построен в 40 экземплярах и применялся несколько лет.


Самолет||М-16
Год выпуска||1916
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Сальмсон>
   мощность, л. с.||150
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||2
Длина самолета, м||8,6
Размах крыла, м||18
Площадь крыла, м2||61,8
Масса пустого, кг||1100
Масса топлива+ масла, кг||185
Масса полной нагрузки, кг||350
Полетная масса, кг||1450
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||23,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,7
Весовая отдача, %||24,2
Скорость максимальная у земли, км/ч||110
Время набора высоты 1 000 м, мин||15
Продолжительность полета, ч||4

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Поплавковый гидросамолет М-16 № 1207/7 сфотографирован в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1917 г. В кабине пилот подпоручик А.В. Трофимов и унтер-офицер С.А. Волков
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
Finnish captured machine
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917