М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Летающая лодка М-15
Этот тип возник в порядке дальнейшего совершенствования «девятки», в котором для получения более высоких летных характеристик предполагалась установка более мощного двигателя при одновременном уменьшении размеров - прежде всего несущей поверхности крыльев. По назначению М-15 значился как двухместный морской разведчик с двигателем «Испано-Сюиза» мощностью 150 л.с.
Самолет был готов в ноябре 1916 г. и после непродолжительных сдаточных испытаний отправлен для опытной эксплуатации в морскую школу в Баку. В январе 1917 г. из Баку последовало требование доработок М-15, основные положения которых сводились к более удобной компоновке управления и оборудования, более качественному изготовлению.
С точки зрения пилотирования М-15 оценивался очень хорошо. Он обладал более высокой скоростью и скороподъемностью, чем М-9, особо отмечали его высокую маневренность. Уже в ходе постройки в носовой части оборудовали стрелковую установку для пулеметов «Максим» или «Льюис», причем имелись как минимум два варианта верхнего грота носовой части.
М-15 определяли как средний тип между истребителем и разведчиком и в боевых условиях считали более эффективным, чем М-9. Постройка М-15 началась со второй половины 1916 г. и продолжалась до конца 1917 г. Всего изготовили 54 М-15, большая часть их использовалась на Балтике, ориентировочно до двух десятков на Черном море и два экземпляра в летной школе в Баку. Два самолета достались Финляндии, один М-15 был захвачен неприятелем, эвакуирован на германскую территорию, позднее попал в музей авиации в Берлине, в котором находился до 1945 г. Затем был вывезен в Польшу, где хранится по сей день в авиационном музее в городе Краков.
Летные и технические характеристики М-15
Размах верхнего крыла (м) 11,50 (11,9*)
Длина в линии полета (м) 8,385 (8,43*)
Площадь крыльев (мг) 45,48
Вес пустого (кг) 840
Полетный вес (кг) 1320
Скорость у земли (км/ч) 125-130
Время набора высоты 2000 м (мин) 20
Потолок (м) 3500
Продолжительность полета (час) 5
* по другим данным.
М-17, М-18, М-19
В апреле 1917 г. Григорович прекратил свою деятельность на ПРТВ С.С.Щетинина и организовал свой Опытный завод в Петербурге. Наиболее вероятными причинами стали планы Морского ведомства проектировать и строить опытные гидросамолеты на специализированном предприятии.
Среди разработок нового предприятия значился самолет М-17 (позднее М-17 бис) являющийся модификацией более раннего М-11. Этот одноместный морской истребитель с двигателем «Клерже» 130 л.с. испытывался летом 1918 г. Обладал идентичными с М-11 особенностями и недостатками: влиянием вращающегося двигателя на устойчивость и управляемость и малой мореходностью. Как истребитель признавался неудовлетворительным.
По данным В.Б. Шаврова летающая лодка М-17 являлась вариантом М-15 с двигателем «Испано-Сюиза» 150 л.с.
М-18 и М-19, ориентированные под двигатель «Испано-Сюиза» 200 л.с., являлись развитием М-15. Работы велись в 1918-19 гг., когда интереса к опытному авиастроительству не проявлялось, поэтому все постепенно прекратилось.
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка М-15 (ЩМ-15, Щ. И.). Выпущенный во второй половине 1916 г. этот гидросамолет был дальнейшим развитием летающей лодки типа М-9 со значительным уменьшением размеров, Гидросамолет строился под двигатель "Испано-Сюиза" в 150 л. с.
Коробка крыльев - двухстоечная. Гидросамолет был удачен и велись переговоры о заказе 80 экземпляров. Однако из-за недостаточного количества двигателей "Испано" он строился в малом количестве и заменить М-9 - основной разведчик - не смог. С лета 1917 г. применялся главным образом как тренировочный.
Летающая лодка М-17. Это было незначительное видоизменение М-15 с тем же двигателем "Испано-Сюиза" в 150 л. с. Было выпущено несколько экземпляров М-17 в 1917-1918 гг. В 1921-1922 гг. они еще встречались на Черном море. Есть сведения, что в ноябре 1917 г. строилась лодка М-17 бис с двигателем "Клерже" в 130 л. с.
Летающая лодка М-18 - тот же гидросамолет М-15, но с двигателем "Испано-Сюиза" в 200 л. с. Различия были небольшие. Самолет не был закончен постройкой.
Самолет||М-15
Год выпуска||1916
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
мощность, л. с.||140
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||2
Длина самолета, м||8,4
Размах крыла, м||11,9
Площадь крыла, м2||4,4
Масса пустого, кг||840
Масса топлива+ масла, кг||184
Масса полной нагрузки, кг||480
Полетная масса, кг||1320
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||29,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,45
Весовая отдача, %||36,4
Скорость максимальная у земли, км/ч||125
Время набора высоты 1 000 м, мин||8,5
Время набора высоты 2 000 м, мин||20
Потолок практический, м||3500
Продолжительность полета, ч||5,5
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
М-15 - уменьшенный вариант М-9 с рядным двигателем «Испано-Сьюиза» (150 л. с.). Из заказанных 80 машин построено меньше трети из-за нехватки двигателей.
М-18 и М-19 - незаконченные варианты М-15.
Показатель М-15, 1916 г.
Размеры, м:
длина 8,4
размах крыльев 11,9
Площадь крыла, м2 34,4
Вес, кг:
максимальный взлетный 1320
пустого 840
Двигатель «Испано-Сьюиза»
мощность, л. с. 150
Скорость, км/ч 125
Дальность полета, км 500
Потолок практический, м 3500
Экипаж, чел. 2