Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович М-15/М-18/М-19

Страна: Россия

Год: 1916

Григорович - М-11/ М-12 / М-17 - 1916 - Россия<– –>Григорович - М-16 - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Летающая лодка М-15

  Этот тип возник в порядке дальнейшего совершенствования <девятки>, в котором для получения более высоких летных характеристик предполагалась установка более мощного двигателя при одновременном уменьшении размеров - прежде всего несущей поверхности крыльев. По назначению М-15 значился как двухместный морской разведчик с двигателем <Испано-Сюиза> мощностью 150 л.с. Самолет был готов в ноябре 1916 г., и после непродолжительных сдаточных испытаний, отправлен для опытной эксплуатации в морскую школу в Баку. В январе 1917 г. из Баку последовало требование доработок М-15, основные положения которых сводились к более удобной компоновке управления и оборудования, более качественному изготовлению.
  С точки зрения пилотирования М-15 оценивался очень хорошо. Он обладал более высокой скоростью и скороподъемностью чем М-9, особо отмечали его высокую маневренность. Уже в ходе постройки в носовой части оборудовали стрелковую установку для пулеметов <Максим> или <Льюис>, причем имелись как минимум два варианта верхнего грота носовой части.
  М-15 определяли как средний тип между истребителем и разведчиком и в боевых условиях считали более эффективным чем М-9. Постройка М-15 началась со второй половины 1916 г. и продолжалась до конца 1917 г. Всего изготовили 54 экземпляра, большая часть их использовалась на Балтике, ориентировочно до двух десятков на Черном море и два экземпляра в летной школе в Баку. Два экземпляра достались Финляндии, один М-15 неизвестным образом попал в музей авиации в Берлине, в котором находился до 1945 г. Затем был вывезен в Польшу, где хранится по сей день в авиационном музее в городе Краков.

Летные и технические характеристики||М-15
Размах верхнего крыла (м)||11,50(11,9*)
Длина в линии полета (м)||8,385(8,43*)
Площадь крыльев (м2)||45,48
Вес пустого (кг)||840
Полетный вес (кг)||1320
Скорость у земли (км/час)||125-130
Время набора высоты 2000 м(мин)||20
Потолок (м)||3500
Продолжительность полета (час)||5
  ||* - по другим данным


М-17, М-18, М-19

  В апреле 1917 г. Григорович прекратил свою деятельность на ПРТВ С.С. Щетинина и организовал свой Опытный завод в Петербурге. Наиболее вероятными причинами стали планы Морского ведомства проектировать и строить опытные гидросамолеты на специализированном предприятии.
  Среди разработок нового предприятия значился самолет М-17 (позднее М-17 бис) являющийся модификацией более раннего М-11. Этот одноместный морской истребитель с двигателем "Клерже" 130 л.с. испытывался летом 1918г. Обладал идентичными с М-11 особенностями и недостатками: влиянием вращающегося двигателя и малой мореходностью. Как истребитель признавался неудовлетворительным.
  По данным В.Б.Шаврова летающая лодка М-17 являлась вариантом М-15 с двигателем "Испано-Сюиза" 150 л.с.
  М-18 и М-19, ориентированные под двигатель "Испано-Сюиза" 200 л.с. являлись развитием М-15. Работы велись в 1918-19 гг., когда интереса к опытному авиастроительству не проявлялось, поэтому все постепенно прекратилось.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка М-15 (ЩМ-15, Щ. И.). Выпущенный во второй половине 1916 г. этот гидросамолет был дальнейшим развитием летающей лодки типа М-9 со значительным уменьшением размеров, Гидросамолет строился под двигатель "Испано-Сюиза" в 150 л. с.

Коробка крыльев - двухстоечная. Гидросамолет был удачен и велись переговоры о заказе 80 экземпляров. Однако из-за недостаточного количества двигателей "Испано" он строился в малом количестве и заменить М-9 - основной разведчик - не смог. С лета 1917 г. применялся главным образом как тренировочный.

   Летающая лодка М-17. Это было незначительное видоизменение М-15 с тем же двигателем "Испано-Сюиза" в 150 л. с. Было выпущено несколько экземпляров М-17 в 1917-1918 гг. В 1921-1922 гг. они еще встречались на Черном море. Есть сведения, что в ноябре 1917 г. строилась лодка М-17 бис с двигателем "Клерже" в 130 л. с.

   Летающая лодка М-18 - тот же гидросамолет М-15, но с двигателем "Испано-Сюиза" в 200 л. с. Различия были небольшие. Самолет не был закончен постройкой.


Самолет||М-15
Год выпуска||1916
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Испано-Сюиза>
   мощность, л. с.||140
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||2
Длина самолета, м||8,4
Размах крыла, м||11,9
Площадь крыла, м2||4,4
Масса пустого, кг||840
Масса топлива+ масла, кг||184
Масса полной нагрузки, кг||480
Полетная масса, кг||1320
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||29,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,45
Весовая отдача, %||36,4
Скорость максимальная у земли, км/ч||125
Время набора высоты 1 000 м, мин||8,5
Время набора высоты 2 000 м, мин||20
Потолок практический, м||3500
Продолжительность полета, ч||5,5

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Летающая лодка-разведчик М-15 авиации Волжской флотилии РККА (1918г.)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Лодка М-15 с бортовым номером <42> в Баку в 1917 г. В передней части лодки место стрелка с цилиндрическими отбортовками
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема летающей лодки М-15