Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович М-15/М-18/М-19

Страна: Россия

Год: 1916

Григорович - М-11/ М-12 / М-17 - 1916 - Россия<– –>Григорович - М-16 - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Летающая лодка М-15

   Этот тип возник в порядке дальнейшего совершенствования «девятки», в котором для получения более высоких летных характеристик предполагалась установка более мощного двигателя при одновременном уменьшении размеров - прежде всего несущей поверхности крыльев. По назначению М-15 значился как двухместный морской разведчик с двигателем «Испано-Сюиза» мощностью 150 л.с.
   Самолет был готов в ноябре 1916 г. и после непродолжительных сдаточных испытаний отправлен для опытной эксплуатации в морскую школу в Баку. В январе 1917 г. из Баку последовало требование доработок М-15, основные положения которых сводились к более удобной компоновке управления и оборудования, более качественному изготовлению.
   С точки зрения пилотирования М-15 оценивался очень хорошо. Он обладал более высокой скоростью и скороподъемностью, чем М-9, особо отмечали его высокую маневренность. Уже в ходе постройки в носовой части оборудовали стрелковую установку для пулеметов «Максим» или «Льюис», причем имелись как минимум два варианта верхнего грота носовой части.
   М-15 определяли как средний тип между истребителем и разведчиком и в боевых условиях считали более эффективным, чем М-9. Постройка М-15 началась со второй половины 1916 г. и продолжалась до конца 1917 г. Всего изготовили 54 М-15, большая часть их использовалась на Балтике, ориентировочно до двух десятков на Черном море и два экземпляра в летной школе в Баку. Два самолета достались Финляндии, один М-15 был захвачен неприятелем, эвакуирован на германскую территорию, позднее попал в музей авиации в Берлине, в котором находился до 1945 г. Затем был вывезен в Польшу, где хранится по сей день в авиационном музее в городе Краков.

Летные и технические характеристики М-15
   Размах верхнего крыла (м) 11,50 (11,9*)
   Длина в линии полета (м) 8,385 (8,43*)
   Площадь крыльев (мг) 45,48
   Вес пустого (кг) 840
   Полетный вес (кг) 1320
   Скорость у земли (км/ч) 125-130
   Время набора высоты 2000 м (мин) 20
   Потолок (м) 3500
   Продолжительность полета (час) 5
* по другим данным.


М-17, М-18, М-19

   В апреле 1917 г. Григорович прекратил свою деятельность на ПРТВ С.С.Щетинина и организовал свой Опытный завод в Петербурге. Наиболее вероятными причинами стали планы Морского ведомства проектировать и строить опытные гидросамолеты на специализированном предприятии.
   Среди разработок нового предприятия значился самолет М-17 (позднее М-17 бис) являющийся модификацией более раннего М-11. Этот одноместный морской истребитель с двигателем «Клерже» 130 л.с. испытывался летом 1918 г. Обладал идентичными с М-11 особенностями и недостатками: влиянием вращающегося двигателя на устойчивость и управляемость и малой мореходностью. Как истребитель признавался неудовлетворительным.
   По данным В.Б. Шаврова летающая лодка М-17 являлась вариантом М-15 с двигателем «Испано-Сюиза» 150 л.с.
   М-18 и М-19, ориентированные под двигатель «Испано-Сюиза» 200 л.с., являлись развитием М-15. Работы велись в 1918-19 гг., когда интереса к опытному авиастроительству не проявлялось, поэтому все постепенно прекратилось.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка М-15 (ЩМ-15, Щ. И.). Выпущенный во второй половине 1916 г. этот гидросамолет был дальнейшим развитием летающей лодки типа М-9 со значительным уменьшением размеров, Гидросамолет строился под двигатель "Испано-Сюиза" в 150 л. с.

Коробка крыльев - двухстоечная. Гидросамолет был удачен и велись переговоры о заказе 80 экземпляров. Однако из-за недостаточного количества двигателей "Испано" он строился в малом количестве и заменить М-9 - основной разведчик - не смог. С лета 1917 г. применялся главным образом как тренировочный.

   Летающая лодка М-17. Это было незначительное видоизменение М-15 с тем же двигателем "Испано-Сюиза" в 150 л. с. Было выпущено несколько экземпляров М-17 в 1917-1918 гг. В 1921-1922 гг. они еще встречались на Черном море. Есть сведения, что в ноябре 1917 г. строилась лодка М-17 бис с двигателем "Клерже" в 130 л. с.

   Летающая лодка М-18 - тот же гидросамолет М-15, но с двигателем "Испано-Сюиза" в 200 л. с. Различия были небольшие. Самолет не был закончен постройкой.


Самолет||М-15
Год выпуска||1916
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
   мощность, л. с.||140
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||2
Длина самолета, м||8,4
Размах крыла, м||11,9
Площадь крыла, м2||4,4
Масса пустого, кг||840
Масса топлива+ масла, кг||184
Масса полной нагрузки, кг||480
Полетная масса, кг||1320
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||29,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,45
Весовая отдача, %||36,4
Скорость максимальная у земли, км/ч||125
Время набора высоты 1 000 м, мин||8,5
Время набора высоты 2 000 м, мин||20
Потолок практический, м||3500
Продолжительность полета, ч||5,5


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


М-15 - уменьшенный вариант М-9 с рядным двигателем «Испано-Сьюиза» (150 л. с.). Из заказанных 80 машин построено меньше трети из-за нехватки двигателей.
   М-18 и М-19 - незаконченные варианты М-15.

Показатель М-15, 1916 г.
   Размеры, м:
   длина 8,4
   размах крыльев 11,9
   Площадь крыла, м2 34,4
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 1320
   пустого 840
   Двигатель «Испано-Сьюиза»
   мощность, л. с. 150
   Скорость, км/ч 125
   Дальность полета, км 500
   Потолок практический, м 3500
   Экипаж, чел. 2

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Григорович М-15
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Летающая лодка-разведчик М-15 авиации Волжской флотилии РККА (1918г.)
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
A Grigorovich M-15 flying boat, photographed on Oesel Island after capture by the Germans in 1917. There is a large bullet-hole below the cockpit!
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Grigorovich M.15 with 150 h.p. Hispano-Suiza engine;
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Лодка М-15 с бортовым номером «42» в Баку в 1917 г. В передней части лодки место стрелка с цилиндрическими отбортовками
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Лодка М-15 с бортовым номером в Баку в 1917 г. В передней части лодки место стрелка с цилиндрическими отбортовками
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
M.15 with ski undercarriage for winter land operation;
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Лодка М-15 с бортовым номером «42» на перекатной тележке. Баку в 1917 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М-15 Красного Воздушного флота в Ораниенбауме, 1920 г. Отличалась сотовым фронтальным радиатором охлаждения, в носовой части установлен пулемет «Льюис»
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Вид на мотоустановку М-15 «42», оснащенную коробчатыми радиаторами охлаждения
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Вид на хвостовое оперение М-15
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Подъем М-15 (по видимому, все той же «42») после аварии. баку, 1917 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема летающей лодки М-15
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/