Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович М-11/ М-12 / М-17

Страна: Россия

Год: 1916

Fighter

Григорович - М-9/М-19 - 1915 - Россия<– –>Григорович - М-15/М-18/М-19 - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Летающая лодка-истребитель М-11 (М-12)

  Боевые действия на Балтийском море для русских летчиков характеризовались непрекращающейся борьбой с немецкими гидросамолетами. В этих условиях Морское ведомство желало обладать боевым аппаратом, способным к сопровождению разведчиков М-9 и ведению активного воздушного боя. В соответствии с этими пожеланиями зимой 1915/16 года Д.П. Григорович спроектировал одноместную летающую лодку малых размеров, оснащенную двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с. с толкающим воздушным винтом. Первоначально машина была двухместной, но для истребителя это было не нужно, и в серию самолет пошел как одноместный. Несколько построенных двухместных машин использовались для переподготовки пилотов с менее скоростных М-5 и М-9. Новая машина была одностоечным бипланом. Конструктивно лодка не отличалась от других моделей ПРТВ, ее корпус с небольшой поперечной килеватостью повторял по форме более ранние аппараты. Заметным отличием стали боковые поплавки, без зазоров, пристыкованные к нижнему крылу и характерный яйцевидный обтекатель перед двигателем. В носовой части перед кабиной неподвижно устанавливался пулемет "Виккерс" 7,71 мм, прикрытый обтекателем. Впервые машина имела бронирование. Перед летчиком устанавливался лист 6-мм брони. 4-5-мм броня монтировалась перед двигателем. Стойки крыла имели передние кромки из 2-3-мм стали. Иногда по всему миделю лодки ставились два 4-мм броневых листа. Вместо плесксиглазового козырька - бронещиток со смотровой щелью.
  Крыло двухлонжеронное, имело стреловидность по передней кромке 5· и вынос верхнего крыла над нижним. Конструкция крыла во многом аналогичная крылу М-9. Элероны были только на верхнем крыле. Оперение обычного типа, но киль был только над стабилизатором. Двигатель 7-цилиндровый, воздушного охлаждения, ротативный "Гном-Моносупап" (100л. с.) или 9-цилиндровый "Рон" (110л. с.). В зимнее время самолет ставился на лыжное шасси, для установки которого в лодке было сделано сквозное отверстие. При этом между стабилизатором и лодкой ставилась добавочная поверхность киля.
  Под обозначением М-11 самолет построили и испытали в июле 1916 г. Достижение максимальной скорости 135 - 140 км/час далось ухудшением поведения лодки на воде: взлет был возможен только при малой волне или ее отсутствии, при старте правое крыло, по причине реактивного момента ротативного двигателя, зарывалось в воду. В полете также заметно чувствовалось действие вращающегося двигателя, что заметно осложняло пилотирование.
  Несмотря на увеличение максимальной скорости по сравнению с другими летающими лодками, характеристики М-11 считались недостаточными для ведения наступательного воздушного боя. Поэтому появился двухместный, небронированный вариант M-12 который испытали в августе 1916 г. В М-12 летчика передвинули назад, а в передней части лодки разместили воздушного стрелка с пулеметом.
  Со второй половины 1916 г. и до мая 1917 г. завод С. С. Щетинина изготовил и сдал военному ведомству 61 экземпляр М-11 и М-12 из 100 заказанных. 26 машин поступили на Черное море, один экземпляр в летную школу в Баку - остальные на Балтику.
  На практике, в боевых условиях М-11 и М-12 использовались ограниченно из-за своих невысоких мореходных качеств. С распадом Российской империи и прекращением активных боевых действий осенью 1917 г. необходимость в морских истребителях не наблюдалась и они быстро перестали существовать.

М-13 и М-14
  На настоящий момент документальная информация, описывающая эти аппараты, отсутствует. Предполагается, что под этими обозначениями значатся разрабатываемые Д.П. Григоровичем морские истребители.


Летные и технические характеристики||М-11 /М-12
Размах верхнего крыла (м)||8,70/8,70
Длина в линии полета (м)||7,66/7,56
Площадь крыльев (м 2)||23,10/23,10
Вес пустого (кг)||676/665
Полетный вес (кг)||926/915
Скорость у земли (км/час)||130-150/130-140
Время набора высоты 2000 м (мин.)||12-17/22-25
Потолок (м)||2500-4000
Продолжительность полета (час)||1,5-2


М-17, М-18, М-19

  В апреле 1917 г. Григорович прекратил свою деятельность на ПРТВ С.С. Щетинина и организовал свой Опытный завод в Петербурге. Наиболее вероятными причинами стали планы Морского ведомства проектировать и строить опытные гидросамолеты на специализированном предприятии.
  Среди разработок нового предприятия значился самолет М-17 (позднее М-17 бис) являющийся модификацией более раннего М-11. Этот одноместный морской истребитель с двигателем "Клерже" 130 л.с. испытывался летом 1918г. Обладал идентичными с М-11 особенностями и недостатками: влиянием вращающегося двигателя и малой мореходностью. Как истребитель признавался неудовлетворительным.
  По данным В.Б.Шаврова летающая лодка М-17 являлась вариантом М-15 с двигателем "Испано-Сюиза" 150 л.с.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка М-11 (ЩМ-11, Щ. И., И. Р., О. Р.). Этот гидросамолет был первым в мире морским истребителем лодочного типа. Разработан он был Д. П. Григоровичем по заданию Морского Штаба.

М-11 имел значительно меньшие, чем в других летающих лодках, размеры и схему одностоечного биплана. Двигатель первоначально был "Гном-Моносупап" в 100 л. с., потом "Рон" в 110 л. с., с обычным толкающим винтом, с большим яйцевидным капотом-обтекателем картера.

Первый опытный образец М-11, выпущенный летом 1916 г., был двухместным, с сиденьем летчика сзади. Наблюдатель располагал пулеметом на шкворневой установке. Это еще не был истребитель в полном смысле слова. Двухместность определенно ему вредила, снижая скороподъемность. Нужно было логически развить идею скоростной летающей лодки, сделав ее одноместной и вооруженной как настоящий истребитель. Так и было сделано после испытаний двухместного варианта, который был позднее построен еще в нескольких экземплярах, служивших в качестве "вывозных" для перехода летчиков с М-5 и М-9 на одноместный истребитель М-11.

Самолет был вооружен одним неподвижным пулеметом и бронирован (впервые). Броня перед двигателем представляла собой диск из стали толщиной 4-5 мм по миделю капота; перед летчиком - лист 6-мм стали; вместо козырька - откидной полукруглый бронещиток со смотровой щелью. Кроме того, стойки коробки крыльев были защищены 2-3-мм сталью по передним кромкам. В некоторых случаях перед летчиком ставились во весь мидель лодки два листа стали толщиной 4 мм на расстоянии 25 мм. В одном случае был даже поставлен перископ из двух зеркал в обход забронированной смотровой щели.

Лодка имела малые углы продольной и поперечной килеватости и была снабжена полозками на скулах редана. Коробка крыльев имела стреловидность в плане около 5° и небольшой вынос верхнего крыла, по хорде и размаху немного большего, чем нижнее, с сильно развитыми и оттянутыми назад элеронами. Профиль верхнего крыла - "Эйфель-32", нижнего - "Эйфель-36". Оба профиля должны были обеспечивать (но не обеспечивали) автоматическую устойчивость в пределах 3-11° угла атаки. Все расчалки - тросовые, Воздушный киль был только над стабилизатором и до корпуса лодки не доходил. Однако при установке самолета на лыжи пришлось поставить добавочную поверхность киля и под стабилизатором.

Пулемет был установлен на палубе носовой части лодки перед кабиной и сверху закрыт обтекателем. Броня входила в массу нагрузки.

   Для второй половины 1916 г. летающая лодка М-11 была наиболее скоростной в мире (до появления летающей лодки Энгельса). М-11 была довольно трудной в пилотировании из-за возникавшего реактивного момента от винта (малые размеры крыльев). П. П. Успасский, летавший на М-11 на Черном море, пристроил к педали пружину для компенсации этого момента рулем направления. Мореходность самолета также была пониженной по сравнению с М-5 и М-9, что ограничивало возможность взлета даже при небольшой волне.

   В начале 1917 г. М-11 была весьма положительно оценена морскими летчиками. Особенно понравилась броня. Последовал заказ на 100 экземпляров. 6 апреля была начата серийная постройка и до 16 августа было сдано 25 экземпляров г. Самолеты эти выполняли главным образом задания по разведке, но небольшой радиус их действия, сравнительно слабая мореходность и трудности в пилотировании не способствовали их широкому применению. Неравенство скоростей М-11 и М-9 почти не позволяло сопровождать и охранять их. В общей сложности в морской авиации самолеты М-11 находились в количестве не более 60 экземпляров. Была предпринята постройка М-11 крупными сериями, но около 100 экземпляров их не были закончены и задел их не был использован. Одной из причин этого была неясность тактического применения морских истребителей. В решении Центрального авиационного комитета в сентябре 1917 г. отмечалось, что "идея морского истребителя не осуществлена до осени 1917 г..., нужен "Спад" с "Испано" 200 л. с.". Между тем, возможности самолета М-11 не были полностью использованы и можно было еще много сделать по его улучшению. Так, А. Н. Седельников переделал один М-11, увеличив верхнее крыло по размаху и хорде и уменьшив хорду нижнего крыла. Самолет от этого значительно выиграл - увеличилась статическая продольная устойчивость, однако в серии продолжали строиться обычные М-11. Самолет испытывал А. И. Томашевский.

Летающая лодка М-12. По схеме и размерам с двигателем "Рон" в 110 л. с. этот гидросамолет был почти копией М-11, отличаясь от него главным образом формой носа лодки и оперением. Выпущен был в конце 1916 г. в нескольких экземплярах и вместе с М-11 просуществовал до конца гражданской войны. При той же максимальной скорости он имел лучшую скороподъемность.


Самолет||М-11 двухместный/М-11 одноместный/М-12
Год выпуска||1916/1917/1916
Количество двигателей||1/1/1
Двигатель, марка||<Гном-Моносупап>/<Рон>/<Рон>
   мощность, л. с.||100/110/110
Назначение самолета||Разведчик/Истребитель/Истребитель
Число мест||2/1/1
Длина самолета, м||7,6/7,6/7,6
Размах крыла, м||8,75/8,75/8,75
Площадь крыла, м2||26/26/26
Масса пустого, кг||665/676/620
Масса топлива+ масла, кг||90/106/106
Масса полной нагрузки, кг||250/250/250
Полетная масса, кг||915/926/870
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||35/35,5/?
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,1/8,4/8
Весовая отдача, %||27,4/27/29
Скорость максимальная у земли, км/ч||140/148/140
Время набора высоты||
   1 000 м, мин||?/11/6
   2 000 м, мин||?/25/12
Потолок практический, м||?/3000/4000
Продолжительность полета, ч||2,7/2,7/2,7


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


GRIGOROVICH M-11 Russia

  In the summer of 1916, Dmitri P Grigorovich designed and built a small single-bay biplane fighter flying boat to meet a requirement of the Imperial Russian Navy. Designated M-11 (and also known as the Shch-I, indicating Shchetinin, in whose Petrograd factory it was built, and istrebitel', or fighter), it was initially tested as a tandem two-seater powered by a 100 hp Gnome Monosoupape engine mounted as a pusher, this later being replaced by a 100 hp Le Rhone. Several examples of the two-seat M-11 were built, but inadequate performance resulted in their relegation to the role of trainers for M-5 and M-9 reconnaissance flying boat pilots. Development concentrated on a single-seat version, which, at the time, was claimed to be the fastest flying boat in the world. The single-seat M-11 carried one fixed forward-firing 7,62-mm gun and armour protection was provided for the pilot, a semi-circular armoured shield replacing the normal windscreen. Forward view and gun sighting were provided by a small aperture in this shield - one example being fitted with a sighting periscope. The hydrodynamic qualities of the M-11 were poor but, on 6 April 1917, series production began against a contract for 100 single-seaters with the Le Rhone engine. The M-11 was employed in the Black Sea primarily as an escort for M-9 flying boats, but was not entirely successful and only 60 were completed.

Max speed, 92 mph (148 km/h) at sea level.
Time to 3,280 ft (1 000 m), 11 min.
Endurance, 2.7 hrs.
Empty weight, 1,490 lb (676 kg).
Loaded weight, 2,041 lb (926 kg).
Span, 28 ft 8 2/5 in (8,75 m).
Length, 24 ft 11 1/4 in (7,60 m).
Wing area, 279.87 sqft (26,00 m2).



GRIGOROVICH M-12 Russia

  A progressive development of the M-11, the M-12 single-seat fighter flying boat retained the 110 hp Le Rhone pusher engine and fixed 7,62-mm Maxim machine gun of its predecessor. The hull nose was redesigned, however, in an attempt to obtain improved hydrodynamic characteristics, the vertical tail surfaces were revised to improve stability and some attempt was made to reduce structural weight. Climb rate and ceiling were greatly improved, but only a small number of M-12s was built, and these, together with the M-11s, were used until the end of the civil war, sometimes being fitted with skis for shore-based operations.

Max speed, 87 mph (140 km/h) at sea level.
Time to 3,280 ft (1 000 m), 6 min.
Endurance, 2.7 hrs.
Empty weight, 1,367 lb (620 kg).
Loaded weight, 1,918 lb (870 kg).
Dimensions as for M-11.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Морской учебный истребитель/разведчик М-11 двухместный (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Морской истребитель М-11 одноместный авиации Балтийского флота (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
М-11 одноместный авиации Балтийского флота на лыжном шасси (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Морской истребитель/разведчик М-12 авиации Балтийского флота (1916г.)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
М-11 на лыжном шасси. Подкрыльевые поплавки сняты
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
Optional skis allowed the M-11 flying boat to operate from frozen lakes and compacted snow.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающая лодка М-17 с бортовым номером <18>, Ораниенбаум, 1918 г.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
Летающая лодка М-12
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка М-11 двухместная
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Летающая лодка М-11
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающие лодки М-11 и М-12