Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Виллиш А.Ю. ВМ-1

Страна: Россия

Год: 1915

Вернандер А.П. - АПВ - 1909 - Россия<– –>Виллиш А.Ю. - ВМ-2 / ВМ-4 - 1916 - Россия


ВМ-1


Конструктор-энтузиаст А.Ю. Виллиш (Александр фон Виллиш) происходил из курляндских помещиков и свои первые опыты в авиастроительстве начинал в Германии и Англии. В 1915 г. совместно с владельцем деревообделочной фабрики Ф.В. Эбергардом он построил летающую лодку, в отношении которой позднее использовалось обозначение BM-1. Самолет, выполненный по бипланнои схеме, имел короткий лодочный корпус, снабженный ферменной хвостовой частью. По причине отсутствия подходящих стальных труб хвостовую ферму выполнили из стволов бамбука.
  Корпус 3-местной лодки имел 5 реданов для улучшения взлетных характеристик, кроме этого по бортам корпуса конструктор разместил т.н. "ножи" (подобие современных подводных крыльев). Последнее устройство при испытаниях на воде не показало преимуществ и вскоре было демонтировано. Еще одно оригинальное приспособление предназначалось для изменения угла установки крыльев в полете. Управление осуществлялось при помощи штурвала из кабины летчика.
  Вид несущих плоскостей и горизонтального оперения BM-1 в плане весьма напоминал немецкий "Таубе". Данное обстоятельство объяснялось более ранними работами Виллиша, также имеющими сходство с этим распространенным аппаратом.
  В качестве силовой установки использовался двигатель "Гном-Моносупап" 100 л.с. с толкающим воздушным винтом.
  Испытания BM-1 начались в ноябре 1915 г. летчиком Г.А. Фриде. Летные характеристики оценивались как вполне удовлетворительные, однако полностью испытать самолет не удалось. На 3-й день испытаний, 23-го ноября, лодка столкнулась с льдиной и после полученных повреждений затонула. После извлечения BM-1 из воды короткое время судьба самолета оставалась неясной. Благодаря договоренности конструктора с В.А.Лебедевым в декабре 1915 г. аварийный образец доставили на Комендантский аэродром, где его история продолжилась.

Летные и технические характеристики||BM-1
Размах верхнего крыла (м)||15,6
Размах нижнего крыла (м)||10,70
Площадь крыльев (м2)||35,0
Длина в линии полета (м)||9,50
Вес пустого (кг)||450-460
Полезная нагрузка (кг)||350
Полетная скорость (км/час)||100-110
Время набора 1000 м||10 мин.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка BM-1 ( " Виллиш-Морской-1" ). Это был довольно необычный гидросамолет - летающая лодка с ферменным хвостом и бипланной коробкой крыльев, меняющей в полете угол установки. Силовая установка - толкающая. Корпус лодки 5-реданный, последний редан - транец; реданные уступы шли по дну и по бортам, исчезая только у палубы. У бортов были дополнительные ножи-лопатки, по четыре с каждого (они ничего не дали для ускорения взлета и вскоре были сняты). Днище лодки в носу - килеватое, на реданах - плоское. Корпус массой 82 кг - фанерный на ясеневом каркасе. Коробка крыльев поворачивалась вокруг шарниров на ее средних стойках, опиравшихся на Л-образные стойки на бортах лодки. Привод - от ручки с винтовой нарезкой, по которой двигалась гайка, соединенная рычагом с коробкой крыльев. Крылья - обычные, двухлонжеронные, стреловидные в плане. Хвостовая ферма была сделана из бамбука.

   Самолет был начат проектированием в марте 1915 г. по заказу Отдела воздушного плавания Морского генерального штаба, но с условием выдачи денег его автору только в случае удачи. К 1 ноября самолет был закончен. Испытывал его летчик Г. А. Фриде в Ревеле.

   При втором в общем удачном полете 24 ноября 1915 г. произошла авария при посадке. Самолет попал на случайно плывшее бревно и от пробоины затонул. Но барограмма полета была спасена, удачное выполнение летного задания было подтверждено и, поскольку летчик Г. А. Фриде был военным приемщиком, деньги А. Ю. Виллишу были уплачены. Самолет не восстанавливался.

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающая лодка BM-1 во дворе мастерской Ф.В. Эбергарда. Двигатель не установлен. 1915 г.
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/